Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:02, доклад
Археология и языкознание, отдельные свидетельства письменных памятников позволяют нам воссоздать среди других черт культуры и языческую религию древних славян. Славянские слова «языки», «язычники» — перевод латинского слова pagani, т. е. «народы». Так именовались иноверцы, окружавшие с библейских времён мир единобожников. В старославянском и древнерусском языках присутствует и прямое заимствование из латыни — слово «поганые». Оно означает то же, что и «язычники», хотя для нашего уха звучит гораздо резче. Современные учёные нередко называют «язычеством» религию древних славян, предшествовавшую христианству. Сами древние славяне этого слова, разумеется, до крещения не знали.
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Археология и языкознание, отдельные свидетельства письменных памятников позволяют нам воссоздать среди других черт культуры и языческую религию древних славян. Славянские слова «языки», «язычники» — перевод латинского слова pagani, т. е. «народы». Так именовались иноверцы, окружавшие с библейских времён мир единобожников. В старославянском и древнерусском языках присутствует и прямое заимствование из латыни — слово «поганые». Оно означает то же, что и «язычники», хотя для нашего уха звучит гораздо резче. Современные учёные нередко называют «язычеством» религию древних славян, предшествовавшую христианству. Сами древние славяне этого слова, разумеется, до крещения не знали.
Религия славян являлась многобожной. Славяне веровали во множество богов, каждый из которых отвечал за ту или иную природную силу или за какие-то явления повседневной жизни. Многие языческие боги почитаются не только славянами, но родственными им народами Европы. Особенно много общего у славянской религии с древней балтийской (литовцев, латышей, пруссов). Но и более отдалённое родство — с древними римлянами, с германцами, с кельтами — тоже ощущается в поверьях, в осколках мифов, в именах богов. Всё это наследие древнего индоевропейского единства.
Древнейшие боги, олицетворявшие силы природы, сходятся в так называемом «основном мифе» древних славян. Один из них — бог-громовержец Перун. Древние славяне чтили его как предка и покровителя своих князей. Его именем клялись находившиеся под его защитой воины-дружинники. Перуну противостоял Велес. Он — бог загробного мира, хозяин дикой природы. Под его покровительством находится всяческое колдовство. Змееподобный Велес в «основном мифе» сражался с Перуном и терпел от него поражение. Но почитали его почти наравне с верховным богом.
Велес — «скотий бог», способствующий крестьянскому труду, от него зависит урожай и удача в делах. Не исключено, что именно Велес сначала считался у многих славян верховным божеством, но как «старый бог» у большинства племён уступил своё место молодому Перуну. Перун находит двойников в балтийском Перкунасе или скандинавском громовнике Торе. Подобия Велеса — могучий бог загробного мира Велс у балтов и не менее могущественный «Всеотец» Один-Валль, владыка загробного чертога и предводитель богов в скандинавских мифах.
К числу древних богов относится и бог солнца Дажьбог. Он — «бог дающий», предок и покровитель всех людей, но особенно славян и славянских князей. Он — первый князь, прообраз всех последующих земных правителей. Князь считался потомком и подобием вышнего Солнца.
Итак, имелись общие, известные всем славянам боги. Но за время расселения по Европе в религии, как и в культуре вообще, появилось немало нового. После разделения славян на отдельные группы в V—VIII вв. у различных племён стали почитаться разные божества. Некоторые боги древнерусского пантеона — Хорс, Стрибог, Семаргл, — совершенно неизвестны другим славянам. То же самое мы увидим, если обратимся к богам западных славян — их имён мы чаще всего не найдём у восточных или южных славян.
Обряд поклонения богам у славян именовался «молитвой». Так называлось и собственно моление, и принесение жертвы. Считалось, что божество может помочь в гадании, отвратить злую судьбу. Богов благодарили за успех в делах. В жертву приносили в основном животных. Перуну на его главный праздник в середине лета забивали быка. Подносили в дар высшим силам и долю урожая. Но приносили древние славяне, помимо прочего, и человеческие жертвы. Останки людей найдены среди жертв на многих славянских капищах, пишут об этом и средневековые писатели. Кого принести в жертву богам, определял жребий.
Археологи открыли немало древних славянских святилищ. Большинство их располагалось под открытым небом, на вымощенных площадках, окружённых рвами.
На площадках стояли идолы в виде столбов, чаще всего деревянные. Идолам не всегда вырезали лица — но вырезали подчас весьма умело. До наших дней дошли идолы каменные, как очень примитивные, так и искусно выполненные. Среди них выделяется найденный в Украине Збручский идол. Он изображает всю картину мира восточных славян — небо с живущими там богами, населённую людьми землю и преисподнюю, хозяин которой обречён поддерживать верхние миры на своих плечах. Перед идолами, во рву, сохранялся огонь, в котором сжигались остатки жертвоприношений.
Известны у славян и храмовые здания — на южном прибрежье Балтийского моря. Но древнейший тип славянского «храма» недоступен археологии. Как полагают, это был небольшой «шатёр» из досок или даже материи, натянутой на дерево. Священное дерево и служило здесь предметом почитания. Такие «храмы» могли иметься близ каждого славянского села.
ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Сведения о древних верованиях киевлян (а в широком понимании — восточных славян) в памятниках письменности указывают на несколько периодов языческого мировосприятия древних. Первоначально они поклонялись озерам, колодцам и рощам, небесным светилам и лишь позднее стали представлять грозных богов в человеческом облике (антропоморфные божества).
Интересно, что периодизацию истории славянского язычества предложил еще в начале XII века киевский книжник. По мнению исследователей, он происходил из митрополичьих клирошан киевской Софии, ставшей центром борьбы с язычеством и двоеверием на Руси. Направляясь по делам русской митрополии к константинопольскому патриарху, книжник в пути заинтересовался греческим текстом «Слова Григория Богослова», перевел его, кое-что опустил и сделал ряд дополнений о русском язычестве, его мифологии и обрядах. Так возник древнерусский текст «Слова о том, как язычники поклонялись идолам и приносили им жертвы» («Слово об идолах»).
В первом обширном дополнении говорилось о том, что славяне продолжали молиться старым языческим богам и приносили им жертвы. Перечисляются вилы, Мокошь, Дева, Перун, Хорс, Род, Рожаницы, упыри, берегини, Переплут и Сварожич. Указывается на разные обычаи: питье из рогов, баня для предков, обрядовое печенье...
Другое дополнение относится к периодизации славянского язычества. Вначале, отмечает автор «Слова...», древние почитали упырей и берегинь, что, по мнению Б. А. Рыбакова, осмысливается как дуалистический анемизм далекой первобытности, когда люди верили в духов, думали, что божество живет в образе духов в предметах и явлениях, а скалы, растения и животные имеют бессмертную душу. Позже распространился культ рода и рожаниц, которым приносились жертвы и устраивались пиры в их честь. В исследованиях Б. А. Рыбакова Род — древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы — божества благополучия и плодородия. Род — верховное божество неба и земли. По представлениям древних, Род находился на небе, распоряжался дождем и молнией, с ним связаны источники воды на земле, подземный огонь. От него зависел урожай земледельца (слово урод в восточнославянских языках употреблялось в значении урожай). Род дает жизнь всему живому, а отсюда целый ряд понятий: народ, природа, родня, родить, рождать, рожаницы. Праздник Рода и рожаниц — это праздник урожая по окончании обмолота.
Позже появился на Руси культ Перуна, заменившего старых богов. Бог грозы и молнии стал государственным культом Древней Руси в связи с развитием дружинно-военного элемента в обществе.
С введением христианства язычество, по словам автора «Слова об идолах», отступило на «украины», где люди и в его время молились «проклятому богу Перуну», а также Хорсу, Мокоше и вилам, однако делали это тайно. Последний период характеризуется как двоеверие, с которым церковники вели упорную и длительную борьбу.
ДАРЫ БОГАМ
Из летописного рассказа 980 года и свидетельствований других древних памятников ясно, что языческие божества в древнем Киеве изображались в виде людей, имели их облик. Об этом же свидетельствуют находки каменных статуй богов на Подолье и в Новгороде, а также сообщения Ибн-Фадлана о поклонении купцов-русов главному идолу с лицом, похожим на человеческое.
Чтобы умилостивить богов, наши далекие предки приносили им, а также духам умерших предков и обожествляемым предметам различные дары. В основе жертвоприношений лежат представления о вмешательстве божеств в жизнь и деятельность людей. Божествам подносили в дар первый урожай, первый приплод. По свидетельству Густынской летописи, идолу Перуну, стоявшему в Киеве, приносили различные жертвы и пламя огня: «Ему же, как богу, жертву приносили и огонь неугасающий из дубового дерева постоянно палили». Божествам предназначались в дар также пахучие цветы, венки из них, травы. По сообщению Константина Багрянородного, русы, приезжавшие на остров Хортица, возле огромного дуба приносили в жертву живых петухов, а также хлеб, мясо и все остальное, что было у них. По Ибн-Фадлану, русы своим богам жертвовали овец и быков. О жертвах заклания упоминает еще Прокопий Кесарийский, который говорит, что славяне с VI века поклонялись богу молнии, приносили ему в жертву быков и другие дары. Такими жертвами люди словно ублажали богов, спасая свою жизнь.
Иногда жертвенный обряд принимал жестокие формы: в жертву приносили живых людей, в частности детей. Об этом ясно говорит Нестор в «Повести временных лет», вспоминая жертвы заклания в Киеве на Перуновом холме в 980 году: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». В приведенном примере имеется в виду именно заклание людей, иначе Нестор пролитие крови не назвал бы осквернением земли.