Язычество славян, кельтов и германцев. Историко-сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:19, дипломная работа

Краткое описание

Хронологически, работа охватывает I тыс. н. э. Этот отрезок времени, на наш взгляд, является наиболее удачным, т. к. именно в этот период мировоззрение, в рамках этнических религий, получает самую развитую и богатую форму. Территориально, исследование охватывает географию расселения кельтских, германских и славянских племен. Подобный выбор не случаен – именно эти племена, как считает автор, наиболее близки, в отношении представлений мироустройства. Кроме того, генетическая и географическая общность позволяет проводить более точный анализ реликтов духовной культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1 Историография и источники…………………………………………….....6
2 Язычество древних славян………………………………………………...15
2.1 Языческая культура древних славян…………………………………..15
2.2 Религиозные представления славян…………………………………….17
2.3 Высший уровень…………………………………………………………21
2.4 Средний уровень…………………………………………………………28
2.5 Низший уровень…………………………………………………………31
2.6 Значение славянской мифологии……………………………………….34
3. Язычество кельтов………………………………………………………...37
3.1 Языческая культура древних кельтов…………………………………..37
3.2 Религиозные представления кельтов…………………………………...38
3.3 Пантеон богов……………………………………………………………41
4. Язычество германцев………………………………………………..51
4.1 Языческая культура германцев…………………………………………51
4.2 Религиозные представления германцев………………………………..53
4.3 Высший уровень…………………………………………………………56
4.4 Средний уровень…………………………………………………………60
4.5 Низший уровень…………………………………………………………61
Заключение………………………………………………………………….63
Список использованных источников и литературы……………………….64

Файлы: 1 файл

диплом готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Наряду с дубом у древних славян почиталась береза. Ее почитание было связано с культом плодородия и весенних праздников. Зеленая береза весной была предвестником хороших урожаев.

Нечистым деревом  у славян считалась осина, листья которой, по поверию, дрожали от бесов, которые разгулялись у основания дерева. Ее красноватая древесина ассоциировалась с кровью. Так же она  считалась деревом удавленников [].

А там, где вершина  Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в “хлябях небесных” есть остров. Остров этот называли “ирием” или “вирием”. Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово “ рай ”, так прочно связанное в нашей жизни с христианством. А еще ирий называли островом Буяном. Этот остров известен нам по многочисленным сказкам. И на том острове живут прародители всех птиц и зверей.

Животные у  древних славян считались первопредком рода или племени – выступали  в роли тотема. Тотемное животное оберегало  от нападений других зверей и помогало на охоте. Славяне считали, что могут  обладать такими же качествами как их тотемы.

У славян, как  и у всех жителей лесной полосы, почитанием был окружен медведь. Его сила намного превосходила силу любого другого зверя, он легко лазил  по деревьям и этим восхищал древних  охотников, случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Медведя величали родным батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось до сих пор в русских народных сказках и песнях. Охота на медведя была запрещена у славян, но периодически устраивали ритуальную охоту, а потом ритуальное поедание всей общиной его мяса и крови, после чего остатки трапезы погребались.

О медвежьем  культе у древних славян свидетельствуют  множественные археологические  находки в славянских курганах Верхнего Поволжья и Приладожья. При раскопках  были найдены: амулеты из медвежьих когтей,  ритуальные захоронения медведя, остатки медвежьих лап и их муляжи. Древний медвежий культ представлен на городище Тушемля (VII – VIII вв.) в Смоленской области. В центре городища, за столбовой оградой стоял врытый столб, вершину которого венчал череп медведя. Особое внимание следует обратить на культ медвежьих лап у славян. Считалось, что они оберегают домашний скот от хищников, поэтому каждый владелец скота желал иметь такой амулет. Настоящих лап не хватало и, со временем, они стали заменяться глиняными муляжами [].

Медведь был  самым  почитаемым животным, но почитанием были окружены и другие лесные звери: волки, кабаны, зайцы, лоси, рыси. Волк являлся  тотемом многих индоевропейских племен. Сам он в славянской мифологии – существо наделенное даром всеведения. По славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могут превращаться в волков. Самые ранние сведения об оборотничестве у праславян – невров сообщает Геродот: “ Эти люди, по видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние.” [].

 Не меньшим  вниманием, на ряду с медведем, у древних славян был наделен   кабан. Он олицетворял ярость и мужество. В мифологии древних славян, живших на побережье Балтийского моря, существовало предание об огромном вепре, который сверкая белым клыком, выходит из моря всякий раз, когда некоему священному городу славян угрожает опасность [].

О поклонении этому животному свидетельствуют археологические находки. Недалеко от устья Десны были обнаружены стволы дуба с врезанными в них челюстями кабана. Челюсти образовывали квадрат. Нижняя часть была опалена, что, возможно, свидетельствует о жертвоприношениях [].Почитаемым животным являлся так же и заяц. Заяц выступал символом мужской оплодотворяющей силы. Заяц был тесно связан с идеей плодородия. Культ зайца был зафиксирован у балтийских народов.

Водную стихию символизировали утки и лебеди, а  так же змеи, ужи,  ящеры. Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» - рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если человек провинился – не оберется беды [].

Наши предки были частью природы. Они наблюдали, как зарождается жизнь весной и как зимой она замирает. Тоже самое происходило с людьми: они рождались, жили и умирали. Поэтому в похоронных причитаниях смерть заменялась метафорой: красное солнышко укатывается за горы толкучие и так далее.

Смерть представлялась образно, она безжалостна и неподкупна. У восточных славян она олицетворялась страшилищем, в котором сочеталось человеческое и звериное, либо в  виде человеческого скелета, сухого и костлявого. Часто представляли смерть в образе птицы. Смерть – птица выступала в образе черного ворона или сизого голубя. В некоторых источниках смерть представляется в образе утки или орла. Представляли смерть и в человеческом образе. Смерть – это женщина, отвратительная старуха, с большими зубами, костлявыми руками, с косой и заступом [].

Чтобы попасть  в языческий рай славян, не нужно  было никакого искупления грехов и  запаса добрых дел. Туда попадали все, независимо от образа жизни и социального  положения. Славянский языческий рай  – это загробный мир вообще. У славян не было оппозиции рай – ад. Идея посмертного воздаяния у славян-язычников, видимо, еще не была развита. Единственным препятствием, из-за которого душа умершего могла не попасть в рай, являлось неисполнение родственниками покойного погребальных обрядов [].

Как видно для  древнеславянского представления  о мире характерна в  многоуровневость, то есть в существовании, некой «жизни»  за пределами чувственного мира –  выше, либо же ниже его. Также встречается  и довольно распространенный образ некого «мирового дерева», служащего одновременно  и дорогой между мирами и их опорой, а также источником плодородия.

Вполне вероятно, что некоторые детали, или даже очень большая часть представлений  славян об устройстве мира, бытовавших в дохристианскую эпоху были упущены из виду, либо же и вовсе навсегда были потеряны для исследователей. А, следовательно, и представленную картину мира можно считать только условно.

Очевидно, что  для понимания религиозной системы  недостаточно только лишь знания «теории мироздания». Необходимо также и знания, как мне кажется, основного содержания древней религии - пантеона языческих богов, а также их функций. Для упрощения этой задачи необходимо структурировать пантеон, что отчасти сделали сами древние славяне.

Как и большинство других ранних форм религий, славянская мифология в своей структуре имела три уровня: высший, средний и низший []. Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве, и служит идеологией правящего сословия. Отнесение мифологических персонажей к высшей или низшей мифологии позволяет определить их социальную роль и значимость. Однако при исследовании языческой мифологии славян, в силу малочисленности, а иногда и противоречивости источников, мы сталкиваемся с тем, что трудно определить, являлся ли данный персонаж божеством или нет. Например, Коляда – это божество или просто персонаж зимних праздничных обрядов? Поэтому мы к разряду высшей мифологии относим только те божества, которые большинство летописцев включает в языческий пантеон славян.

 

 

2.3 Высший  уровень

 

 

На высшем уровне располагались боги, чьи «функции»  были наиболее важны для славян и  которые участвовали в самых  различных сказаниях и мифах. Это Сварог, Стрибог, Сварожичи, Перун, Волос, Даждьбог, Святовит.

К среднему уровню могли относиться божества, связанные  с хозяйственными циклами и сезонными  обрядами, а также боги, воплощавшие  целостность замкнутых небольших  коллективов: Род (споры о его  месте в славянском пантеоне долгое время велись в историографии, и вряд ли их можно считать законченными), Чур, у восточных славян и т.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня []. На низшем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем Боги высшей ступени. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники (баенники) и т.д.

С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянское слово «Бог» []. Можно сравнить слово «богатый» (имеющий бога, долю) и «убогий» (противоположное значение), в украинском языке – небог, небога – несчастный, нищий. Слово «Бог» входило в имена различных божеств – Даждьбог, Чернобог и другие.

Славянские  данные и свидетельства других наиболее древних индоевропейских мифологий позволяют видеть в этих наименованиях отражение древнего слоя  мифологических представлений праславян.

Переходя к  более подробному описанию славянских богов, и приписываемых им функций, стоит сказать, что отнесение бога к тому или иному уровню не обязательно указывает на степень их почитаемости у древних славян. Так некоторые боги второго уровня, боги, чьи функции были так или иначе связанные с плодородием почитались больше грозных богов первого уровня, что можно проследить на примере провала, так называемой «языческой реформы» Владимира.

Древние славяне  считали Землю и Небо двумя  живыми существами, более того –  супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свет. Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом, он же у западных славян встречается под именем Радегаст или Редигаст. Это имя восходит к древнему слову, означающему «небо», а также «нечто сияющее, блестящее». Ученые отмечают, что другое имя Неба было – Стрибог в переводе на современный язык «Отец - Бог». Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а пережде, по представлениям славян, на земле царил каменный век, люди пользовались палицами и камнями.

 К тому  же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине – одного мужа – «…въ время царства его спадоша клеще с небесе, начаковати оружье. Преже бо того палицами и камением бьяхуся. Тъ же Феоста закон устави женам: за един мужь посагати и ходити говеющи…и встави единому мюжю едину жену имети и жене за один мужь посагати. Аще ли кто переступить – да ввергуть и в пещь огнену сего ради прозваша и Сварогом.» [].

Землю мы до сих пор называем Матерью. Язычники относились к ней с величайшей любовью, и в сказаниях говорят, что Земля платила им тем же. В одной из былин героя предостерегают, чтобы не сражался с таким-то богатырем, потому что он не победим – «его матушка – Земля любит»…

Десятого мая справляли «именины Земли»: в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв;  при этом её касались ладонью, иногда вынимали кусок дёрна и возлагали его на голову, мистическим образом делая ложь невозможной. Считалось, что Земля не станет носить лжеца.

Древние славяне  считали Солнце, Молнию, Огонь –  два небесных пламени и одно земное – родными братьями, сыновьями  Неба и Земли []. Бога Солнца называли Даждьбогом (или, в другом произношении, Дажьбогом). «Даждьбог» значит – «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Ночью Даждьбог с запада на  восток пересекает нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки он пересекает Океан на ладье, запряженную водоплавающими  птицами – гусями, утками, лебедями. Поэтому древние славяне приписывали особую силу оберегам (это слово происходит от глагола «беречь» и означает амулет, талисман) в виде утки с головой коня. Они верили, что Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился – в Дневном Мире или Ночном, и даже по дороге из одного в другой.

В «Слове о полку Игореве» русские люди названы «Дажьбожьими внуками» - внуками Солнца. Хотя повествуется там о событиях, происшедших без малого через двести лет после принятия христианства. Это показывает, что влияние язычества сохранялось ещё очень долго даже в условиях христианства, а некоторые элементы язычества глубоко вошли в русское православие.

Утренняя и  Вечерняя Зори считались сестрою  и братом, причём Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год во время  великого праздника летнего солнцестояния (ныне известного как Иванов день), торжественно праздновался их брак [].

Славяне считали  Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравствственностью людей, за справедливым соблюдением  законов. Недаром во все времена  преступники ожидали наступление  ночи, скрываясь от правосудия – не только земного, но и небесного, а затмение принималось за страшное знамение.

Перун – славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии, тождествен по смыслу литовскому Перкунасу и латышскому Перконсу. Сопоставления эти идут еще дальше: одно из названий бога Индры, повелителя дождя, громов и молний из древнеиндийского эпоса «Ригведы» – Парджанья. Истоки культа Перуна относятся к общеиндоевропейской эпохе.

Указания на то, что Перун был богом грозы, грома видят в том, что в  западнославянских глоссах «Mater verborum» слово Perun истолковано как Юпитер; кроме того в древнеславянском переводе сочинения об Александре Македонском имя Зевса переведено как Перун. Можно сказать, что Перун как бог грозы, молнии и грома почитался под сходными именами у значительной части индоевропейских племен древности, но везде ли и всегда ли он расценивался как верховное божество, трудно решить.

Информация о работе Язычество славян, кельтов и германцев. Историко-сравнительный анализ