Язычество славян, кельтов и германцев. Историко-сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:19, дипломная работа

Краткое описание

Хронологически, работа охватывает I тыс. н. э. Этот отрезок времени, на наш взгляд, является наиболее удачным, т. к. именно в этот период мировоззрение, в рамках этнических религий, получает самую развитую и богатую форму. Территориально, исследование охватывает географию расселения кельтских, германских и славянских племен. Подобный выбор не случаен – именно эти племена, как считает автор, наиболее близки, в отношении представлений мироустройства. Кроме того, генетическая и географическая общность позволяет проводить более точный анализ реликтов духовной культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1 Историография и источники…………………………………………….....6
2 Язычество древних славян………………………………………………...15
2.1 Языческая культура древних славян…………………………………..15
2.2 Религиозные представления славян…………………………………….17
2.3 Высший уровень…………………………………………………………21
2.4 Средний уровень…………………………………………………………28
2.5 Низший уровень…………………………………………………………31
2.6 Значение славянской мифологии……………………………………….34
3. Язычество кельтов………………………………………………………...37
3.1 Языческая культура древних кельтов…………………………………..37
3.2 Религиозные представления кельтов…………………………………...38
3.3 Пантеон богов……………………………………………………………41
4. Язычество германцев………………………………………………..51
4.1 Языческая культура германцев…………………………………………51
4.2 Религиозные представления германцев………………………………..53
4.3 Высший уровень…………………………………………………………56
4.4 Средний уровень…………………………………………………………60
4.5 Низший уровень…………………………………………………………61
Заключение………………………………………………………………….63
Список использованных источников и литературы……………………….64

Файлы: 1 файл

диплом готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

 

1 Историография  и источники…………………………………………….....6

 

2 Язычество  древних славян………………………………………………...15

 

2.1 Языческая  культура древних славян…………………………………..15

 

2.2 Религиозные  представления славян…………………………………….17

 

2.3 Высший уровень…………………………………………………………21

 

2.4 Средний уровень…………………………………………………………28

 

2.5 Низший уровень…………………………………………………………31

 

2.6 Значение  славянской мифологии……………………………………….34

 

3. Язычество кельтов………………………………………………………...37

 

3.1 Языческая культура древних кельтов…………………………………..37

 

3.2 Религиозные  представления кельтов…………………………………...38

 

3.3 Пантеон богов……………………………………………………………41

 

4. Язычество германцев………………………………………………..51

 

4.1 Языческая  культура германцев…………………………………………51

 

4.2 Религиозные представления германцев………………………………..53

 

4.3 Высший уровень…………………………………………………………56

 

4.4 Средний уровень…………………………………………………………60

 

4.5 Низший уровень…………………………………………………………61

 

Заключение………………………………………………………………….63

 

Список использованных источников и литературы……………………….64

 

Введение

 

 

Исследование  духовного наследия народов неразрывно связано с пониманием его мировоззренческих  позиций, что уходят своими корнями  во времена глубокой древности. Именно в эпоху политеизма был сформирован  тот фундаментальный культурный пласт, на основе которого были взращены правовые, ценностные, эстетические нормы обществ. Представления об устройстве окружающего мира находило отражение буквально во всех сферах жизни людей – их трудовой деятельности, обычаях и поверьях, песнях и сказках и т. д.

Вместе с  этим, реликты духовного наследия, пожалуй, наиболее сложны для понимания  современного исследователя. Вбирая в  себя все новые и новые реалии исторической действительности, мировоззренческая  картина становилась все более  сложной, а отдельные ее сюжеты получали чрезвычайно витиеватый характер. Образность представлений человека той эпохи, можно охарактеризовать максимальной аллегоричностью.

Многолетний труд ученых, в этой области, все же, заслуживает  высочайшей оценки. Несколько веков  подряд, вплоть до наших дней, происходит непрерывный сбор информации, запечатленной в самых различных формах. Полученные результаты анализируются, происходит поиск генетических связей, аналогий, делаются соответствующие выводы. Инструментарий современной науки необычайно широк. Однако, накопленные знания, в подавляющем большинстве, обобщаются лишь в рамках той или иной этнолингвистической общности. На этом фоне, анализ данных родственных по происхождению этносов  является достаточно актуальным, тем более что отдельные параллели, в рамках данной проблематики, проведены достаточно компетентно.

Хронологически, работа охватывает I тыс. н. э. Этот отрезок времени, на наш взгляд, является наиболее удачным, т. к. именно в этот период мировоззрение, в рамках этнических религий, получает самую развитую и богатую форму. Территориально, исследование охватывает географию расселения кельтских, германских и славянских племен. Подобный выбор не случаен – именно эти племена, как считает автор, наиболее близки, в отношении представлений мироустройства. Кроме того, генетическая и географическая общность позволяет проводить более точный анализ реликтов духовной культуры.

В качестве объекта  исследования выступает мифологическая картина мироустройства в воззрениях славянских, кельтских и германских племен. Анализируемый материал весьма разнообразен и богат.

При написании  работы, автором была поставлена следующая  цель: наиболее полно, с привлечением доступных источников и литературы, охарактеризовать, проанализировать и  дать оценку славянского, кельтского и германского язычества, выявив этнические особенности и генетические параллели в развитии данных религиозных систем.

Для достижения цели, необходимо было решить следующие  задачи:

1) изучить источники  и историографию проблематики;

2) проанализировать  систему языческих верований  славян;

3) дать оценку  этнической религии кельтов;

4) рассмотреть  политеизм германских племен;

5) выявить аналогии  и особенности исследуемых религиозных  систем.

Соответственно  поставленным задачам, за исключением последней, дипломная работа была разделена на главы. Дабы избежать повторений, последнюю задачу мы попытались решить на страницах предыдущих глав.  Для более упорядоченного и последовательного рассмотрения материала, автор придерживался определенного плана. Изначально, давалась общая характеристика верований. Это было сделано, для понимания специфики культуры того или иного этноса. Затем, более глубоко, анализировались религиозные представления. Далее рассматривалась божества, согласно общей градации на высший, средний и низший уровни, либо их положения в пантеоне. Подобный прием компоновки материала является, на наш взгляд, наиболее показательным при анализе верований данных этнических общностей.

В процессе работы были использованы принципы объективности и историзма. Сохранение этих принципов является обязательным условием научной самостоятельности работы.

Исторические  исследования традиционно основываются на общенаучных и специально-исторических методах. Для выполнения работы были также использованный следующие методы:

  • Историко-типологический – был использованный при выработке структуры дипломной работы и классификации исторических источников.
  • Историко-сравнительный – помогает сравнить достижения исторических школ. Именно это, разрешило выявить новизну, а также моменты конфиденциальности и объективности в мнениях историков.

Позволило провести аналогии, в исследовании мировоззренческого аспекта рассматриваемых этносов.

  • Проблемно-хронологический – помогающий выявить периоды развития язычества, время формирования тех или иных мифологических представлений.
  • Наиболее распространенный метод исторического исследования – историко-генетический, посредством которого была изучена проблема развития индоевропейского политеизма, с учетом условий его возникновения и влияния на него многочисленных факторов.
  • Еще один использованный метод в дипломной работе - историко-описательный. Он позволяет последовательно описать процессы формирования религиозных феноменов.

Все отмеченные методы разрешили подвести итоги  на теоретическом и практичном этапах подготовки данного исследования, показать специфичное содержание изучаемого объекта и предмета.

 

 

  1. Историография и источники

 

 

Прежде чем  начать историографический обзор источников и литературы, использованных при  разработке данной темы, следует обратить внимание на то, что письменных источников, проливавших бы свет на славянское язычество сохранилось крайне мало. Однако российская историография довольно богата научными работами, посвящёнными религиозной системе древних славян.

Источники и литературу по данной работе следует разделить на три группы: а) литература и источники освещающие отдельно славянское, б) кельтское и непосредственно в) германское язычество. Начать разбор следует, по-видимому со славянского.

Переходя к  обзору литературы, посвященной славянскому язычеству и мифологии, стоит отметить её относительно позднее появление. Так первые работы, в которых представлены сведения о языческих верованиях наших предков, появляются во второй половине XVIII века. В 1763 М.Д Чулков. издал «Краткий мифологический лексикон», где вместе с именами античных богов были приведены и имена из языческой мифологии славян, однако наряду с в действительности почитавшимися были и те, которых в действительности не было в пантеоне. В 1768 году М.В Попов. выпустил книгу «Краткое описание славянского баснословия». Обе работы не были научными, однако послужили толчком для дальнейших научных изысканий в данной области.

Новым этапом в  изучении данной темы становиться первая половина XIX века, когда в обществе возрос интерес к русской истории и  культуре. Первым в этой области стал в 1804 году Г. Глинка с книгой «древняя религия славян». Но стоит сказать, что автор не производит строго материала и даже дополняет его сам – «описывая произведение фантазии или мечтательности, я думаю, что не погрешу, если в встречающихся пустотах в её произведениях, буду наполнять собственною, под древнюю стать фантазиею».

Строже подошли  к своим исследованиям А.С. Кайсаров  и П. Строев. Обзор языческих верований включил в свою «Историю государства Российского» Н.М. Карамзин.

Подлинно научное  изучение языческой мифологии славян начинается в середине XIX века в трудах представителей мифологической школы в фольклористике. Это были работы таких учёных, как А.Н. Афанасьев «Зооморфные божества у словян», «О значении Рода и Рожаниц»; С.В. Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Hаканyне первой  мировой войны и  во  время   нее  вышли  в  свет  четыре фундаментальные  работы,  подводившие  итоги  многочисленным  частным исследованиям и заметкам по славянскому язычеству.  Это  - тpyд Е. В.  Аничкова  «Язычество  и  дpевняя  Рyсь»  , двухтомная  работа  H.  М.  Гальковского  «Борьба  хpистианства   с остатками язычества в дpевней Рyси»,  фyндаментальная  сводка  Любоpа  Hидеpле  в  его известном многотомнике «Slovanske Starozitnosti» и общий обзоp Яна Махала в большой сеpии «Mythologie  of all races». После этого временного расцвета темы древней религии древних славян, вновь пришёл период упадка и застоя.

Советские  истоpики  и  этногpафы,  за незначительными   исключениями,   не   pазpабатывали   заново   этy интеpеснейшyю и необъятнyю темy во всем ее  объеме.  Можно  назвать только pаботы В. И. Чичеpова «Зимний период русского земледельческого календаря XVI - XIX веков.»и С. А. Токарева «Религиозные верования восточнославянских народов XIX - начала XX в». Однако Чичеров ограничился только рассмотрением земледельческого календаря, к тому же, относящегося к периоду, когда можно говорить только о пережитках язычества, а не полноценной религии. То же относится и к книге Токарева.

Однако в 70-х  годах прошлого века вновь намечается оживление интереса к данной теме. Появляется литература, в той или  иной мере затрагивающая восточнославянское язычество. Рассмотрение древней религии  в этих книгах базируется, в основном на археологическом материале. К таким работам стоит отнести следующие работы: А.О. Котляревский «О погребальных обычаях языческих славян», П.Н. Третьяков «Восточнославянские племена», Л.Д. Поболь «Славянские древности», Н.В. Новиков «Образы восточнославянской волшебной сказки», И.П. Русанова «Славянские древности VI – IX вв. между Днепром и Западным Бугом».

Можно сказать, что своеобразный итог изучению язычества  подвёл академик Б.А. Рыбаков в двух фундаментальных монографиях – «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». Учёным была проделана колоссальная работа: была разработана переодизация славянского язычества, решён ряд спорных вопросов (таких, например, как проблема о месте и роли Рода и рожаниц в пантеоне славянских богов).

К сожалению древняя религия славян оставила очень мало следов в письменных источниках. Причин тому, как известно, было несколько: отсутствие славянской письменности в дохристианский период, а также  воинственная политика христианской, новой для славян, церкви, которая очень резко обрушилась с критикой на язычество, стремясь его в кратчайшие сроки полностью вытеснить и искоренить. Однако, во многом именно благодаря христианской церкви и её книжникам, сохранилась большая часть сведений о славянском язычестве, дошедших до наших дней.

Первым известным  документом что содержит информацию по рассматриваемой теме, является “Война с готами” Прокопия Кесарийского. Сведения эти очень ценные тем, что относятся до середины VI в. – времени когда славяне окончательно обособились в этническом смысле. Из этого источника мы узнаем: “почитают они и реки, и нимф и некоторые другие божества и приносят жертвы им всем.”

После достаточно долгого перерыва, информация о славянах снова появляется на страницах византийских источников. В частности мы находим ее в “Житии Григория Амастридского”.

С 10 века сведенияо славянах начинают появляться в арабских источниках. Известны “Записки”, которые оставил Ахмед Ибн-Фадлан Ибн-Аббас Ибн-Рашид. Из них можно узнать об обожествлении древними славянами грозы, об обычае кремации, и найти её описание.

Примерно, до середины 10 века относятся интереснейшие сведения, которые содержатся в трактате “Об управлении империей” византийского автора К. Багрянородного: “На этим острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит огромный дуб: приносят в жертву живых петухов, приделывают они стрелы вокруг дуба.”

В конце 10 века Львом Дьяконом была написана “История”, что описывала борьбу войска Святослава с византийцами. Среди сведений о военных действиях автор оставил также и сведения о погребальных традициях древнерусских воинов, называя их согласно античной традиции скифами: “когда настала ночь и светил полный круг месяца, скифы вышли на равнину и начали собирать трупы. Они нагрузили их перед стеной, разложили много огней и сожгли, убив при этом, по обычаю предков, много пленных мужчин и женщин…”

Одними из наиболее информативных является блок западноевропейских источников: “Хроника” Титмара Марзебургского, биографии Атона Бамбергского, и “Славянская хроника” Гельмольда. Из этих источников мы можем узнать как проходили жертвоприношения, как выглядели святилища, какие функции исполнял жрец.

Информация о работе Язычество славян, кельтов и германцев. Историко-сравнительный анализ