Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:17, курсовая работа
За последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы её проявления. Таким образом, актуальность исследования взаимосвязи личностной тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Цель исследования – изучение взаимосвязи личностной тревожности ребёнка и уровня эмпатии матери.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава Ι. Теоретическое исследование взаимосвязи личностной тревожности
ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери………….... 6
1.1. Характеристика развития ребёнка младшего школьного возраста………. 6
1.2. Понятие эмпатии в психологии………………………………………......... 13
1.3. Понятие тревожности – ситуативной и личностной…………………….... 17
1.4. Характеристика факторов влияющих на формирование личностной
тревожности ребёнка………………………………………………………. 21
Выводы по главе Ι………………………………………………………………. 29
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной
тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии
матери……………………………………………………………………………. 30
2.1. Разработка программы исследования …………………………………….. 30
2.2. Представление и анализ результатов …………………………………….. 33
2.3. Разработка рекомендаций………………………………………………….. 40
Выводы по главе ΙΙ……………………………………………………………… 48
Заключение………………………………………………………………………. 49
Список литературы …………………………………………………………….. 49
Приложения……………………………………………………………………… 51
Вторым фактором, влияющим на формирование личностной тревожности ребёнка, является – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребёнку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребёнок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребёнку [4, С.102].
Если для ребёнка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребёнка – недостаток похвалы.
Третьим фактором является – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать её не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию ещё большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [4, С.106].
Интересно также обратить внимание на то, как тревожные дети воспринимают свою семью и отношение к ним родителей. А. М. Прихожан указывает, что тревожные дети значительно чаще, чем их не тревожные сверстники, испытывали затруднения в ответе на вопрос о предполагаемой оценке мамы, считая, что это во многом зависит от того, как он будет себя вести, а также от маминого настроения и самочувствия (56,2% против 12,5%). Таким образом, эти данные указывают на то, что тревожные дети чувствуют себя в семье значительно менее уверенно, чем не тревожные, семья не даёт им переживания межличностной надежности, защищённости.
Интересно отметить, что тревожными детьми мать чаще воспринимается как принимающая, заботливая, но одновременно ненадёжная и доминантная, а отец - как требовательный, принимающий, но доминантный и ненадёжный. Эмоционально же благополучный ребёнок в основном воспринимает мать как принимающую, заботливую и сочувствующую, а отца – как принимающего, заботливого, но требовательного [17].
Таким образом, родители в восприятии тревожных детей отличаются непредсказуемостью и доминантностью, а также более слабой по сравнению с их эмоционально благополучными сверстниками выраженностью принятия и заботы со стороны отца. Тревожные дети в большей степени, чем их эмоционально благополучные сверстники, фиксируются на негативных характеристиках родителей и своего отношения к ним в этой группе также более конфликтной оказывается фигура отца.
Итак, в младшем школьном возрасте с тревожностью обнаруживают связь в основном с теми же самые характеристики семейного воспитания, что и на более поздних этапах, – непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение нестабильности, - с одной стороны, и их авторитарная, доминантная позиция – с другой. В переживаниях тревожных школьников выраженными оказываются чувства собственной зависимости и вины и невыраженным – чувство защищённости.
Корень детской тревожности – не открытое пренебрежение интересам ребёнка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь, которая порождает в нём внутренний конфликт. Суть тревоги – внутреннее противоречие детской души. Ребёнок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая – отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит её признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь [2, С.115].
Обобщая данные, касающиеся влияния особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений на тревожность детей, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищённости ребёнка в семье, а с другой – всё, что ограничивает социальный опыт ребёнка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.
Проблема тревожности является особенно острой, указывает А. М. Прихожан. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
Важным моментом в воспитании детей и общении с ним является присутствие взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: как понимание целей, мотивов, установок детей, или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.
Способ понимания другого человека определяется как эмпатия. Для родителей, в их общении с детьми, развитие этого качества весьма важно, т.к. в данном случае мы ведем речь не о рациональном осмыслении проблем ребенка, а, скорее, о стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы.
Форма эмпатии зависит от типа и характера межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких отношений. Эмпатия – социально одобряемое качество личности. Но она может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только значимую личность, например, супруга, ребенка.
Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации. При этом наблюдается идентификация не только мысленная (воспринимаемая, понимаемая), не только чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная. Высшая форма эмпатии – действенная – характеризует как психологическую, так и нравственную сущность личности. Личности же родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Родительская любовь и принятие ребенка – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Родители должны заботиться о сохранении контакта с ребенком. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Основа для сохранения контакта – это не только искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, но и эмпатия, желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Контакт никогда на может возникнуть сам собой, его нужно строить. Когда мы говорим о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, всегда имеем в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет факт направленности, причем совместной, к разрешению проблем [24].
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Дети оказывают несомненное воспитывающее действие и на самих родителей. Но чтобы взрослому принять это воздействие, необходимо обладать достаточно высокоразвитыми эмпатическими тенденциями. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменение, в особенности душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями и требует от родителей проявления эмпатии.
Из всего вышесказанного понятно, что эмпатия матерей оказывает влияние на уровень тревожности ребенка. Когда у родителей высокий уровень эмпатии, то у детей преобладает низкий уровень личностной тревожности, и наоборот.
1. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах, и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
2. Выделяют два основных вида тревожности: ситуативная тревожность – порождённая некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство и личностная тревожность – личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.
3. Среди факторов, вызывающих детскую тревожность есть 3 основных базовых фактора: «мать – ребёнок», демонстративность, «уход от реальности».
4. Возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, всё, что нарушает чувство защищённости ребёнка в семье, а с другой – всё, что ограничивает социальный опыт ребёнка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.
5. Эмпатия матерей оказывает влияние на уровень тревожности ребенка. Когда у родителей высокий уровень эмпатии, то у детей преобладает низкий уровень личностной тревожности, и наоборот.
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери
2.1. Разработка программы исследования
Цель исследования – изучение взаимосвязи личностной тревожности ребёнка и уровня эмпатии матери.
Объект исследования – личностная тревожность.
Предмет исследования – взаимосвязь личностной тревожности ребёнка и уровня эмпатии матери.
Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем эмпатии матери и личностной тревожностью ребёнка.
Задачи исследования:
База исследования: 56 человек Гордеевской СОШ: 28 младших школьников 1 класса и 28 матерей этих школьников
Время экспериментальной работы ноябрь – декабрь 2011 года.
Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы и методики:
1. Тестирование, оценивающее уровень взаимосвязи уровня эмпатии
матери и личностной
возраста.
2. Метод математической обработки результатов – коэффициент
ранговой корреляции rs Спирмена.
3. Методика « Тест тревожности» (разработан америк. психологами Р.
Тэммл и М. Дорки) [15,С.316-318].
4. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена,
Н. Эпштейна. [19,С.660-662].
5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В.
Бойко [19,С.662-665].
Характеристика методик, применяемых в эмпирическом иследовании:
Методика 1. « Тест тревожности» (разработан америк. психологами Р. Тэммл и М. Дорки) [15,С.316-318].
Задачи метода: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, зависит и от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребёнка к определённой ситуации, даёт косвенную информацию о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе
Информация о работе Восприятие семьи детьми из полных и неполных семей