Образ мира у подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность». Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста…………...8
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте……….…8
1.2. Определение и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей……………………………….………………………………..22
1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка……………………………………………………………………31
Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ результатов исследования по опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………….……………58
Приложения…………………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

образ мира подростков.doc

— 117.78 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра общей  психологии и психологии развития.

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по теме «ОБРАЗ МИРА У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ».

 

 

 

Выполнила:

Студентка 6 курса ОЗО 6 лет

Специальность «возрастная психология»

Алиева  Г.О..

Руководитель:

К.психол.н., доцент Горбунова Г.П.

 

 

 

 

 

Кемерово 2012 
Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Психологические  особенности подросткового возраста…………...8

1.1. Особенности  проявления личности в подростковом  возрасте……….…8

1.2. Определение  и своеобразие образа мира  детей-подростков из полных и  неполных семей……………………………….………………………………..22

1.3. Факторы  риска в психическом развитии  подростка, влияющие на образ  мира ребенка……………………………………………………………………31

Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44

2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44

2.2. Анализ  результатов исследования по  опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48

2.3. Анализ  результатов исследования по  методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52

Заключение……………………………………………………………………..56

Список литературы……………………………………………….……………58

Приложения…………………………………………………………………….62

 

Введение.

 

Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность»[35].

Особый интерес  представляет феноменологическая концепция  специалиста в области возрастной психологии В.С. Мухиной[23], согласно которой человек строит свой образ мира в контексте многих реальностей: реальности предметного мира; реальности образно-знаковых систем; реальности социального пространства; природной реальности. Содержательное наполнение образа мира опосредовано всеми выделенными реальностями, и преломляется через внутреннюю позицию личности, что способствует созданию целой системы личностных смыслов. Каждое новое поколение «создает» такой образ мира, который позволяет ему адекватно адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на этот мир. Образ мира у представителей определенного возраста – это постоянно меняющаяся реальность, обладающая своей спецификой, изучение которой представляет определенные трудности в виду ее постоянной изменчивости и неуловимости. Тем не менее, мы наблюдаем пристальный интерес современных исследователей, например, к образу мира детей и подростков (О.А.Богпомочева, 2006; В.В.Русевич, 2009 и др.), и этот интерес не случаен. Считается, что сформировавшийся еще в дошкольном и младшем школьном возрасте образ мира особенно ярко находит свое выражение в подростковом возрасте, имеет возрастно-типичные характеристики, и влияет на последующее формирование образа мира взрослого человека. Именно поэтому исследование особенностей образа мира в подростковом возрасте представляется актуальной задачей.

Как показывают многочленные исследования, жизнь и  условия воспитания ребенка в  неполной семье имеют явную специфику  и существенно отличаются от жизни  ребенка в полной семье. Семья влияет на развитие у ребенка ценностных ориентиров, установок, моделей поведения и межличностного взаимодействия, и, в первую очередь, положительного отношение к себе, которые будут иметь определяющее значение в дальнейшей его жизни. Кроме того, семья влияет и на формирование образа мира детей.

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в  ней ребенок находится в течение  значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с  семьей. В семье закладываются  основы личности ребенка, и к моменту  поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Не секрет, что распад семьи – острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Специалисты продолжают оценивать состояние современной  российской семьи как кризисное. Кардинальное изменение половой  морали, произошедшее в России в  конце XX века, способствовало существенному  преобразованию взглядов на вопросы  брака и деторождения. В сочетании  с политическими и экономическими реформами это привело к дезорганизации жизни семей, разрушению нравственно-этических норм и традиций, возрастанию нестабильности браков. Увеличилось количество внебрачных рождений, в том числе, матерями, не достигшими совершеннолетия.

И если до недавнего  времени в России нарушение структуры  семьи однозначно рассматривалась  как фактор семейного неблагополучия, то сегодня многие исследователи  склонны говорить о неполной семье  как о типе семьи, имеющем равные с прочими воспитательные возможности. Ряд популярных исследований содержат выводы о том, что дети из неполных семей существенно не отличаются от своих ровесников, имеющих обоих  родителей. Позиция, формируемая в  обществе, все больше склоняется к  этой точке зрения. Появившиеся и  используемые термины «бинуклеарная семья», «благополучный развод» отражают произошедшие изменения.

Вместе с тем, по оценке специалистов несовершеннолетние правонарушители вдвое чаще происходят из неполной семьи. Среди девиантных подростков из неполных семей выше процент подростков, имеющих алкогольную или наркотическую зависимость, занимающихся проституцией. В неполных семьях значительно чаще встречается безнадзорность и педагогическая запущенность детей. При этом только в Приморском крае за период 1990 — 1999 гг. было расторгнуто около 95,9 тыс. браков, вследствие чего без одного их родителей остались 79,1 тыс. детей.

Несмотря на очевидную  актуальность проблемы, наличествует поверхностность рассмотрения темы неполных семей в психологической  и педагогической литературе. При  этом большинство теоретических  и эмпирических исследований в этой области направлено на изучение проблемы разводов и их последствий для  детей и родителей. В то время  как значительная часть неполных семей формируется в результате внебрачных рождений или потери родителя.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью  исходных положений; теоретической аргументацией и апробацией методик на различных этапах исследования; репрезентативностью выборки; системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами осуществляемого исследования; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.

В логике современной психологии такое личностное свойство, как виктимность, достаточно жестко коррелирует с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью, а порой и нежеланием отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решения в проблемных ситуациях, с избыточной готовностью принимать позицию другого как несомненно верную, с неадекватной, а иногда патологической тягой к подчинению, с неоправданным чувством вины и т.п. Виктимность [от лат. victima — жертва] — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, "-не опасными"- для других личностей.

Образ мира у подростков из неполных семей выбран в качестве предмета данного исследования в связи с тем, что, по выражению Н.А.Бернштейна, всякое движение направляется «моделью потребного будущего». На личностном уровне представления о мире не только отражают потенциальные возможности субъекта, но и являются фактором, детерминирующим эффективность жизнедеятельности человека в настоящем.

Объектом данного  исследования выбран образ мира у  подростков.

Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.

Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей. Для реализации поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:

1. Провести анализ понятий, являющихся определяющими специфику образа мира у подростков.

2. Исследовать и  выявить особенности образа мира у подростков из неполных семей.

3. Раскрыть факторы риска в психологичемком развитии подростков, влияющее на образ мира.

4. Исследовать особенности  поведения подростков неполных  и полных семей в ситуации  виктимности.

 

 

Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста

1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте

 

Подростковый  возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя.

Подростковый  возраст представляет особый этап в  развитии личности. Границы подросткового  возраста однозначно не определены в  психологической литературе и зависят  от представлений исследователей о критериях, лежащих в основе психического онтогенеза. Современные источники относят нижнюю границу подросткового возраста к 10 годам, выделяют младший подростковый возраст (10, 11-14 лет) [42]. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение  подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

В повседневной жизни, в семье и школе часто  можно слышать такие разговоры:

  • был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым;
  • был спокойным – стал неуравновешенным;
  • был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины  и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Одна из острых проблем подросткового возраста – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними  гормональными и физиологическими изменениями, влекущими за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также, эмоциональными – чувствительные изменения.

Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще  ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия  и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в  душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Почти каждый подросток, во время переходного  возраста сталкивается с особыми  трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

Ценнейшее психологическое  приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «Я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для этого периода чувство одиночества или страх одиночества».

Информация о работе Образ мира у подростков из неполных семей