Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:11, дипломная работа
Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность». Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста…………...8
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте……….…8
1.2. Определение и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей……………………………….………………………………..22
1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка……………………………………………………………………31
Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ результатов исследования по опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………….……………58
Приложения…………………………………………………………………….62
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра общей психологии и психологии развития.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по теме «ОБРАЗ МИРА У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ».
Выполнила:
Студентка 6 курса ОЗО 6 лет
Специальность «возрастная психология»
Алиева Г.О..
Руководитель:
К.психол.н., доцент Горбунова Г.П.
Кемерово 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологические
особенности подросткового
1.1. Особенности
проявления личности в
1.2. Определение
и своеобразие образа мира
детей-подростков из полных и
неполных семей……………………………….………
1.3. Факторы
риска в психическом развитии
подростка, влияющие на образ
мира ребенка………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное
исследование образа мира у подростков
из неполных семей…………………………………………………………….…
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ
результатов исследования по
опроснику «Проявление
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………….…
Приложения……………………………………………………
Введение.
Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность»[35].
Особый интерес
представляет феноменологическая концепция
специалиста в области
Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Семья влияет на развитие у ребенка ценностных ориентиров, установок, моделей поведения и межличностного взаимодействия, и, в первую очередь, положительного отношение к себе, которые будут иметь определяющее значение в дальнейшей его жизни. Кроме того, семья влияет и на формирование образа мира детей.
Семья является
одним из главных институтов воспитания.
Это объясняется тем, что в
ней ребенок находится в
Не секрет, что распад семьи – острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Специалисты продолжают
оценивать состояние
И если до недавнего времени в России нарушение структуры семьи однозначно рассматривалась как фактор семейного неблагополучия, то сегодня многие исследователи склонны говорить о неполной семье как о типе семьи, имеющем равные с прочими воспитательные возможности. Ряд популярных исследований содержат выводы о том, что дети из неполных семей существенно не отличаются от своих ровесников, имеющих обоих родителей. Позиция, формируемая в обществе, все больше склоняется к этой точке зрения. Появившиеся и используемые термины «бинуклеарная семья», «благополучный развод» отражают произошедшие изменения.
Вместе с тем, по оценке специалистов несовершеннолетние правонарушители вдвое чаще происходят из неполной семьи. Среди девиантных подростков из неполных семей выше процент подростков, имеющих алкогольную или наркотическую зависимость, занимающихся проституцией. В неполных семьях значительно чаще встречается безнадзорность и педагогическая запущенность детей. При этом только в Приморском крае за период 1990 — 1999 гг. было расторгнуто около 95,9 тыс. браков, вследствие чего без одного их родителей остались 79,1 тыс. детей.
Несмотря на очевидную актуальность проблемы, наличествует поверхностность рассмотрения темы неполных семей в психологической и педагогической литературе. При этом большинство теоретических и эмпирических исследований в этой области направлено на изучение проблемы разводов и их последствий для детей и родителей. В то время как значительная часть неполных семей формируется в результате внебрачных рождений или потери родителя.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; теоретической аргументацией и апробацией методик на различных этапах исследования; репрезентативностью выборки; системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами осуществляемого исследования; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.
В логике современной психологии такое личностное свойство, как виктимность, достаточно жестко коррелирует с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью, а порой и нежеланием отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решения в проблемных ситуациях, с избыточной готовностью принимать позицию другого как несомненно верную, с неадекватной, а иногда патологической тягой к подчинению, с неоправданным чувством вины и т.п. Виктимность [от лат. victima — жертва] — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, "-не опасными"- для других личностей.
Образ мира у подростков из неполных семей выбран в качестве предмета данного исследования в связи с тем, что, по выражению Н.А.Бернштейна, всякое движение направляется «моделью потребного будущего». На личностном уровне представления о мире не только отражают потенциальные возможности субъекта, но и являются фактором, детерминирующим эффективность жизнедеятельности человека в настоящем.
Объектом данного исследования выбран образ мира у подростков.
Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей. Для реализации поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1. Провести анализ понятий, являющихся определяющими специфику образа мира у подростков.
2. Исследовать и выявить особенности образа мира у подростков из неполных семей.
3. Раскрыть факторы риска в психологичемком развитии подростков, влияющее на образ мира.
4. Исследовать особенности поведения подростков неполных и полных семей в ситуации виктимности.
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя.
Подростковый возраст представляет особый этап в развитии личности. Границы подросткового возраста однозначно не определены в психологической литературе и зависят от представлений исследователей о критериях, лежащих в основе психического онтогенеза. Современные источники относят нижнюю границу подросткового возраста к 10 годам, выделяют младший подростковый возраст (10, 11-14 лет) [42]. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение
подросткового периода в
В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры:
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Одна из острых проблем подросткового возраста – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.
Первый из
этих моментов связан с внутренними
гормональными и
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «Я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для этого периода чувство одиночества или страх одиночества».
Информация о работе Образ мира у подростков из неполных семей