Образ мира у подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность». Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста…………...8
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте……….…8
1.2. Определение и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей……………………………….………………………………..22
1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка……………………………………………………………………31
Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ результатов исследования по опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………….……………58
Приложения…………………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

образ мира подростков.doc

— 117.78 Кб (Скачать)

Говоря о  подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это  сложный, трудный период. Трудность  этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но, в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

Несмотря  на внешние и внутренние противоречия свойственные данному возрасту, подросток  испытывает потребность в поддержке  взрослого. Особо благоприятной  является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В  этом случае взрослый может помочь подростку найти его место  в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше  познать себя. В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого  очень важно найти формы налаживания  и поддержания контактов. Подросток  испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать такое близкое общение.

Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества...

 

 

1.2. Определение  и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей

 

Образ мира – это целостный, многоуровневый конструкт, который включает в себя представление человека о себе, об окружающем мире, о людях и о  своей деятельности. В советской  психологии эту тему активно начал  обсуждать А.Н. Леонтьев. Он выделял в сознаваемом образе мира три уровня сознания: 1. чувственные образы; 2. значения; 3. личностный смысл. Кроме того, он указывал на то, что именно образ мира является ориентировочной основой поведения. То есть именно образ мира человека диктует ему действие, которое он выберет из всего разнообразия возможных и предпримет в каждый момент своей жизни.

Наполнение  образа мира содержанием происходит посредством общего механизма развития личности, идентификации и сепарации. В этом процессе образ мира приобретает свою уникальность, тем не менее, несущую специфику социокультурной общности, в которую погружен ребенок. Образ мира ребенка строится под воздействием позиций, которые транслируются взрослыми, влияющими на его сознание.

Кроме сознательного уровня образ мира имеет и бессознательный. Образ  мира ребенка начинает зарождаться  в семье задолго до того, как  у него сформируется собственная  система оценок. Ребенок впитывает  в себя все, не имея возможности критично относится к происходящему. Всецело находясь в зависимости от тех людей, которые о нем заботятся, ребенок не может что-то брать, а что-то отвергать, из того, что ему дают родители, поскольку от этого зависит его выживание [19, 24].

«В психологической науке проблема образа мира рассматривается: 1 – в контексте когнитивных процессов; 2 – в контексте системы значений и смыслов, вырабатываемых в результате взаимодействия человека с миром; 3 в контексте жизненного пути личности во взаимодействии с миром; 4 – в контексте проблемы адаптации и выстраивания адекватного взаимодействия в условиях изменяющихся реалий бытия; 5 – в контексте проблемы самосознания и мировоззрения; и др.» [26].

Интересные  исследования образа мира подростков, воспитывающихся в неполных семьях, были проведены М.А. Одинцовой. Она изучала такую психологическую характеристику как виктимность. На основании исследования было сделано следующее заключение: подростки из неполных семей отличаются высоким уровнем проявления виктимности в поведении, реализуя его посредством социальной роли жертвы. Эта роль прочно закрепляется и переходит в статус жертвы. И если социальная или игровая роль жертвы – проявляется ситуативно, то статус жертвы, более постоянен и становится в жизни человека «второй натурой». М.А.Одинцова называет неполную семью виктимогенной группой, которая продуцирует человека предрасположенного стать жертвой в тех или иных условиях социализации.

Для своей  реализации во взаимоотношениях роль жертвы требует комплементарной  роли палача. Проигрывание роли жертвы вне семьи не так трагично и  имеет последствия только для  самой жертвы. В семье в эти  игры включены дети, которые в дальнейшем, перенимая поведение родителей, воспроизводят его патогенные паттерны уже в своей жизни и в своих семьях.

Отношения «Жертва-Преследователь» хорошо описана в теории трансакцинного анализа, основателем, которого является Э. Берн. Его теория основана на клинической практике. Ее основой является положение о том, что Эго прежних возрастных уровней сохраняются в психике в потенциальном состоянии и могут быть вторично наделены энергией либидо, и проявиться в актуальной жизни человека. Э.Берн выделил три Эго-состояния: Ребенок, Родитель, Взрослый. Он говорил, что людям свойственно следовать жизненным сценариям, которые они создают в детстве до 5-6 лет, под воздействием родителей и в которых предписаны все ключевые события жизни, вплоть до ее финала. В течение жизни этот сценарий многократно актуализируется и корректируется, но его основные моменты чаще остаются неизменными. Родители с самого рождения учат ребенка, как вести себя, как думать, как и что чувствовать и воспринимать. Иногда это прямые указания, иногда ребенок просто идентифицируясь с родителями и подражая им, перенимает их жизненные позиции и образ мира. Внутри сценария, где есть готовый сюжет можно только играть роль, но, ни как не жить. Не важно, какое решение примет ребенок «походить на своих родителей» или «быть не похожим на родителей», он все время вынужден сверяться со сценарием, отказывая себе в удовольствии быть свободным и проживать свою собственную жизнь. Безусловно, хороший актер может позволить себе некоторую свободу в виде импровизации, но эта свобода, в пьесе с заранее известным финалом, всего лишь ее иллюзия [2].

Подтверждая идеи Э. Берн, Г.Т. Хоментаускас пишет: «Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. То есть, семья закладывает определенные сценарии, которые иногда являются очень стабильными, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни» [44].

Устойчивость  жизненных сценариев обосновывается тем, что всегда легче идти проторенным, чем искать свой собственный путь. Ребенок, переживший развод своих родителей, воспринимает его как нормальный, адекватный, а подчас и единственный способ разрешения конфликтной ситуации. Вот почему развод становиться привычным, переходящим из поколения в поколение  выходом из кризисных ситуаций, которые  непременно случаются в любой  семье.

Исходя  из гипотезы, что истории построения супружеских семей мужчин и женщин, воспитывавшихся в полных родительских семьях, и семьях, переживших развод, в значительной степени будут отличаться именно по тем параметрам, которые обусловлены родительским разводом и недостатком опыта наблюдения супружеского взаимодействия,                               С.О. Докучаева провела исследования. Результаты исследования показали, что люди, пережившие в детстве развод родителей, чаще воспроизводят структуру неполной семьи. По данным исследования 60% женщин и 50% мужчин, переживших развод родителей, тоже развелись, для мужчин и женщин, воспитанных в полных семьях этот показатель почти в два раза ниже. Описывая свои взаимоотношения в семье, мужчины и женщины из неполных семей реже, чем из полных рассматривают возможность «идти на компромисс» для решения конфликтных ситуаций. Кроме того, исследуя цели вступления в брак, С.О. Докучаева заметила, что женщины, родители которых развелись, реже указывали целью создания брака «потребностью во взаимной заботе супругов» [6].

По мнению Т.И. Дымновой: «Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. У них оказывается сниженной способность к продуктивному социальному взаимодействию, в том числе, к семейному образу жизни, вследствие нивелирования эволюционно дифференцированных взаимодополняющих качеств мужчины и женщины, реализующихся во всем многообразии их полоролевого взаимодействия в семейных отношениях и передающихся из поколения в поколение, прежде всего любовью к детям, в эмоционально-действенном контакте с ними. Структурный дисбаланс в родительской семье отражается на структуре семей последующих поколений, на стабильности браков, на стиле межличностного взаимодействия и адаптивных возможностях» [7].

Согласно  психоаналитическому направлению, супруги, не имея адекватных целей и  установок при создании семьи, неосознанно  строят свою семью по модели родительской семьи. То есть, при построении своей  семейной жизни они неосознанно  опираются на модель семьи, в которой  они воспитывались.

В. Я. Титаренко  считает, что ребенок, воспитанный  в неполной семье, обладает менее  выраженным или же отрицательным  опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада  брака у такого ребенка значительно  выше по сравнению с теми, кто воспитывается в полной семье.

Эту мысль  подтверждает системный семейный психотерапевтический подход. Данный подход рассматривает  семью в качестве саморегулирующейся системы, в которой все части  взаимосвязаны и влияют друг на друга  [1].

В частности, один из основных представителей системного семейного подхода М. Боуэн говорит о том, что образцы поведения и семейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение, в том числе и события, подобные ранней или трагической смерти, разводу, переезду, болезни, несчастному случаю и т.д. В данном случае, поскольку семья представляет собой самовоспроизводящуюся функциональную систему то, можно предполагать, что однажды разрушенная семья воспроизведется в последующих поколениях в том аномальном виде, который приобрела вследствие разрушения [8].

Если  говорить о неполной семье, то это  семья с нарушенной структурой, вследствие чего, она не в состоянии адекватно  и в полном объеме выполнять все  свои функции. Одна из функций семьи  удовлетворение потребностей ее членов. Для удовлетворения каких именно потребности ребенка требуются  участие обоих родителей очень  подробно описала С.О. Докучаева:

1. Потребность в защите. Беззащитность перед внешним миром – один из источников неврозов современных детей. Наличие отца позволяет ребенку чувствовать свою безопасность, повышает его статус. Ребенку нет необходимости доказывать свою силу, поскольку он в состоянии постоять за себя, он не обидчив и не плаксив, а имеет понятие о чести и достоинстве.

2. Потребность в авторитете. Вопреки распространенному мнению, дети не стремятся к абсолютной свободе, которой еще не в силах распорядиться, они нуждаются в том, чтобы эту свободу ограничил разумный, заботливый, уважаемый близкий человек, берущий на себя ответственность за ребенка.

3. Необходимость развития интеллектуальной сферы, математических, пространственных, аналитических способностей ребенка. Наличие мужчины в семье улучшает умственное развитие детей, формирует естественный интерес к обучению, получению образования.

4. Потребность в примере супружеских отношений, образцов «мужественного» и «женственного» поведения и общения с представителями противоположного пола. Функции матери отца в процессе воспитания различны. Мать учит безусловности, любви, нежности, приятию, мягкости, терпению. Отец помогает овладеть такими качествами как: сила, великодушие, ответственность, умение ставить перед собой цели и достигать их, адекватно оценивать ситуацию. Отец в жизни девочки играет роль первого близкого мужчины. То, как он относится к матери своих детей, к своим дочерям, во многом определяет представление девочки о мужчинах вообще. Получая искаженное представление об отношениях мужчины и женщины, вследствие того, что отец отсутствует или мать транслирует дочери свое негативное обобщенное представление о мужчинах, девочка или готова на роль прислуги – дает все и не получает ничего, или чувствует, что может все делать самостоятельно и быть совершенно независимой. В семье наблюдаются образцы мужского и женского мышления, поступков, способов поведения, проявления чувств и эмоций, увлечений. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении, как агрессивном, резком, жестоком.

5. Процесс половой идентификации мальчиков и девочек. По мнению многих специалистов, отрицательное влияние воспитания ребенка в неполной семье на его дальнейшую семейную жизнь заключается в том, что у него не формируется адекватного представления о полоролевых семейных взаимоотношений. Это в последующем может отражаться на неспособности выполнять определенные семейные роли, присущие тому или иному полу.

Согласно  точке зрения В.Е. Кагана, формирование полоролевых и семейноролевых установок тем успешнее, чем благополучнее родительская семья. У детей, воспитывающихся в неполных семьях, часто формируется нереалистичные представления о мужчинах и женщинах, как будущих партнерах. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознавал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства, как к родителю своего пола, так и к родителю противоположного пола, с которыми, при нормальных условиях воспитания, возникают теплые и дружеские отношения.

6. Возможность наблюдать проявления различных чувств и управлять ими. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт управляемого поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления чувств. Наблюдая, как родители что-то обсуждают, спорят, а иногда и ссорятся, ребенок воспринимает эти события как реальные, допустимые, но и преодолеваемые и видит, какими способами родители достигают согласия. Дети учатся управлять своим гневом, раздражением, обидой, желаниями, отмечая, как формируются и преодолеваются эти эмоции у взрослых.

7. В полной семье возможен двухсторонний, более полный и объективный взгляд на поступки ребенка. Родители могут обсудить свои точки зрения, вспомнить свой детский опыт, что поможет лучше разобраться в поведении детей.

8. Семья должна состоять не менее чем из трех человек. У ребенка всегда должен быть выбор, к кому из взрослых обратиться с вопросом, особенно в случае конфликтов с одним из родителей, когда второй родитель может выступить в роли третейского судьи. Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностного взаимодействия. Воспитываясь в полной семье, ребенок получает более богатый опыт межличностного взаимодействия, в отличие от ребенка из неполной семьи, у которого этот опыт гораздо уже [6].

Образ неполной семьи достраиваться ребенком до полной. Образ отсутствующего отца у ребенка всегда сформирован. В  неполной семье он более подвержен  оценке и более однозначен, так  как его нельзя скорректировать, глядя на поведение реального  родителя. Именно за счет этого образ  будущей семьи у ребенка, родители которого развелись, должен получиться менее ньюансированным, более ригидным и более однозначным.

Информация о работе Образ мира у подростков из неполных семей