Образ мира у подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность». Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста…………...8
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте……….…8
1.2. Определение и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей……………………………….………………………………..22
1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка……………………………………………………………………31
Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ результатов исследования по опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………….……………58
Приложения…………………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

образ мира подростков.doc

— 117.78 Кб (Скачать)

Недавно проведенное  О.Г. Калина исследование позволило обнаружить ряд новых закономерностей, связанных не только с наличием или отсутствием отцовской фигуры, но и особенностями его психического образа у подростков. В ходе исследования было выявлено: если в образе отца старшего подростка присутствует положительная эмоциональная составляющая, то фактическое наличие или отсутствие отца не будет влиять на его маскулинность. Однако, если образ отца имеет негативную эмоциональную окраску, то его присутствие будет играть решающее значение. Видимо, в условиях неполной семьи влияние отрицательного отношения подростка к отцу многократно усиливается и приводит к уменьшению маскулинности подростка. Как показало данное исследование, решающую роль в половой идентификации играют эмоциональные отношения подростка с отцом [9].

Изначально  мир для ребенка ограничен  его семьей. Формируя образ своей  семьи, ребенок проецирует его на весь большой Мир. Образ мира для  маленького ребенка – это образ  его семьи. Какой этот мир: добрый или злой, любящий или ненавидящий, безопасный или страшный, наполненный  смыслом или никчемный, открытый или враждебный, нужен ли он этому миру, нужен ли мир ему – ребенок решает в зависимости от того какая атмосфера царит в его семье, от того любят ли его, чувствует ли он свою значимость для близких. В семье, глядя на своих родителей, ребенок учиться всему тому, что должно помочь ему быть счастливым, тому, что он передаст своим детям. Ребенку нужны мама и папа, их взаимоотношения служат основой и примером для создания образа будущей семьи ребенка.

Таким образом, теоретический обзор литературы по данной проблематике показывает, что  одним из существенных факторов, определяющих последующую жизнь ребенка, безусловно, является семья. Дети чаще всего строят свою семейную жизнь на основе примера  семьи, в которой они воспитывались. Воспитание в неполной семье – негативный фактор, который может отражаться на будущей семейной жизни, что доказано многочисленными данными психотерапии, направленной на устранение влияния структурного дисбаланса в семье, отражающегося на последующих поколениях.

 

 

1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка

 

Подростковый  возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических  особенностей. Это возраст кардинальных преобразований «в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.» [45].

Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес  к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий  для позитивной реализации своих  потенциалов процессы самоутверждения  могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным  реакциям и последствиям. Кризисные периоды отличаются значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе не поддающихся контролю импульсов. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения.

Существенным  фактором может стать недостаточная  для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения  необходимого чувства свободы и  осознанности выбора, а также для  того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что  с тобой происходит. Масштабы ухода  от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество «мягких» проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т.к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Л.С. Выготский считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества, что именно в подростковом возрасте влияние среды на развитие мышления приобретает особую значимость. Проблему интересов в переходном возрасте он считал «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» [34].

Л.С. Выготским  были выделены несколько основных групп  наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами: эгоцентрическая (интерес подростка к собственной  личности); доминанта дали (установка  подростка на большие масштабы, которые  для него более субъективно приемлемы, чем текущие, сегодняшние); доминанта  усилия (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях); доминанта романтики (стремление к  неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму). Выготский Л.С. отмечал  еще два новообразования этого  возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания.  

Другой  известный исследователь подросткового  возраста Э. Шпрангер в своей культурно-психологической концепции определил подростковый возраст как возраст врастания в культуру: врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Содержанием кризиса в этом возрасте является освобождение от детской зависимости. По Шпрангеру главные новообразования подросткового возраста – открытие «я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Первые сексуальные переживания сопряжены с чувством страха перед чем-то тайным и незнакомым и чувством стыда, что вызывает дискомфорт и чувство неполноценности, что может проявляться в страхе перед миром и перед людьми, вплоть до враждебности.  

Ш. Бюлер, рассматривая пубертатный период с биологической точки зрения, выявила специфические психические явления, связанные с вызреванием особой биологической потребности – потребности в дополнении, которая побуждает к поискам и сближению с существом другого пола. Бюлер отметила основные черты негативной фазы этого процесса: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние; физическое и душевное недомогание (драчливость и капризы); перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Не дают покоя чувства одиночества, чужеродности, непонятости. Снижается работоспособность, растет изоляция от окружающих или открытое проявление враждебности, совершаются разного рода асоциальные поступки. В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный период в единстве органического созревания и психического развития.  

В. Штерн описал подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. По Штерну тип человеческой личности обуславливают переживаемые ценности. «Но какое-либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет жизнь» [14].  

 

Э.Эриксон  в своей эпигенетической теории определил подростковый период как  «становление индивидуальности (идентификация)» [10]. Он выделил нормальную и аномальную линии развития периода половой зрелости, подростничества и юности (от 11 до 20 лет):

Нормальная  линия: Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы  – планов на будущее, самоопределение  в вопросах: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование  в разных ролях. Учение. Четкая половая  поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников  и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.

Аномальная  линия: Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться  в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая  фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в  моральных и мировоззренческих  установках [10].

Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. В подростковом возрасте происходят кардинальные преобразования в самых различных сферах психики, значительным изменениям подвергается мотивационная сфера. Только в переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения. В конце переходного периода актуализируется такое новообразование как самоопределение. Оно «характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции» [34].  

Рассматривая  психологические аспекты взросления, известный немецкий психиатр Х. Ремшмидт придает значимость таким аспектам как «приспособление к своему телу и его изменениям, когнитивное и личностное развитие, половое созревание и специфичные для каждого пола проблемы, а также отделение от семьи» [40]. Актуальным становится сравнение себя со сверстниками. В данном случае, широкая изменчивость процессов роста и плохое представление об этих процессах в сочетании с болезненным вниманием к представлениям о норме могут стать причиной снижения самооценки и чувства собственной значимости. Важная черта, приобретаемая в юности – способность к интроспекции - самонаблюдению.

Говоря  о факторах, влияющих на развитие личности, Ремшмидт отмечает, что структуру  личности не определяют влияния генетической и конституциональной основы и биологической  перестройки. Процесс созревания решающим образом зависит от окружающей среды, от возможностей потенций развития претвориться в действительность. Определенную роль играют семья, социальное положение  и референтная группа то есть групп, с которой личность сравнивает себя). Однако нельзя недооценивать характер трудностей, возникающих у подростков в связи с проблемами полового созревания. И.С. Кон пишет о важности того «как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные изменения и события, подготовлен ли он к ним, вызывают они испуг или радость и т.д.» [18]. «Трудности психосексуального порядка, пожалуй, чаще встречаются у тех, кто стоит в стороне» от обсуждения запретных тем со сверстниками, «чьи эротические переживания не находят вербализации и поэтому уходят вглубь и закрепляются.  

Не  в силах принять свою собственную  формирующуюся сексуальность, такие  подростки бессознательно стараются  отгородиться, спрятаться от «фактов жизни» с помощью психологических защитных механизмов» [18]. Один из этих механизмов – аскетизм (подчеркнуто презрительное отношение и враждебное отношение к чувственности, как к чему-то грязному, низменному. Еще одна типичная для подростков установка защиты – интеллектуализация (демонстрация отсутствия интереса к чувственному). «Хотя требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе вполне положительны, их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие и нетерпимость, за которыми кроется страх перед жизнью» [18].

Кризисы периода взросления – явление  распространенное, но их часто недооценивают  или наоборот считают очень опасными. Кризисы могут стать причиной различных форм отклоняющегося поведения  и личностных нарушений. Важно вовремя  выявить кризис и правильно его  квалифицировать. «Эти кризисы чреваты возникновением экстремальных ситуаций, если переживания и действия подростка приводят к искажению отношений с действительностью или делают его опасным для себя самого или для окружающих» [34]. В качестве синонима термина «кризисы взросления» Ремшмидт предлагает понятие «варианты нормальных переживаний и форм поведения в период взросления». Среди различных форм кризисов можно назвать следующие [34]: нарушения полового развития; кризисы идентичности и авторитетов; переживания отчуждения: деперсонализация (изменение восприятия самого себя) и дереализация (изменение восприятия окружающей обстановки); нарушение оценки своего физического облика (дисморфофобии); нарцистические кризисы; суицидальные попытки; асоциальность, делинквентность и социальная запущенность.

Ремшмидт  раскрывает еще один важный для периода  взросления аспект – роль семьи  [34]. «Отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:

Созревание  когнитивных и эмоциональных  функций может привести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме  критики, сомнений и противодействия  ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к  конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограничительный стиль воспитания.

В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Такое  «обесценивание» последних – проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.

Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных  связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми (группами), меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения.

Информация о работе Образ мира у подростков из неполных семей