Образ мира у подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность». Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста…………...8
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте……….…8
1.2. Определение и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей……………………………….………………………………..22
1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка……………………………………………………………………31
Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ результатов исследования по опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………….……………58
Приложения…………………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

образ мира подростков.doc

— 117.78 Кб (Скачать)

Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и  установках.

Не  смотря на уменьшение влияния семьи  в период взросления она остается важной референтной группой. Хотя процесс  отрыва от семьи – обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве  случаев временное и неполное, прекращающееся после достижения молодыми людьми независимости» [40].

А. Е. Личко  обращает внимание на особые поведенческие  модели – специфически подростковые поведенческие реакции на воздействия  среды [21]. Им выделены следующие реакции:

Реакция эмансипации: проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших. Это связано  с борьбой за самостоятельность, самоутверждение. Способствуют этому  такие факторы как чрезмерная опека, мелочный контроль, лишение минимальной  самостоятельности, третирование подростка  как ребенка.

Реакция группирования со сверстниками: почти  инстинктивное тяготение к сплочению.

Реакция увлечения – хобби реакция. Увлечения  могут лежать в основе нарушения  поведения. Это происходит в силу чрезмерной интенсивности увлечения, когда ради него забрасываются все  остальные важные дела и обязанности.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным  влечением.

Детские поведенческие реакции: отказ от контактов, игр, пищи; оппозиция, имитация (положительная и отрицательная), компенсация и гиперкомпенсация.

Патологическим  детское поведение становится, когда  реакции распространяются за пределы  той ситуации и микрогруппы, где  они возникли, если они сопровождаются невротическими расстройствами и если затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

В связи  с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий  преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает «либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение» [43]. Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст – это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. Наряду с формированием «структурно-функциональных и социо-психологических позиций», формируются «кризисные и конфликтные паттерны поведения» [43]. Эти паттерны производятся стрессорами среды. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.

Английский  термин «копинг» (coping), относительно четко сформулированный к 80-м годам, определяет «процесс конструктивного приспособления, в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке» [40].

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, следуя подходу  Р. Лазаруса, рассматривают копинг как  «деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям» [42]. Они рассматривают ряд особенностей преодоления эмоционального стресса подростками [42]:

Механизмы преодоления эмоционального стресса  у подростков определяют развитие и  формирование различных вариантов  поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. Эти поведенческие  модели могут сменять друг друга, претерпевая определенное прогрессивное  развитие, и могут носить ригидный, фиксированный характер с последовательным усложнением, приводящим к возникновению  нарушений.

Механизмы преодоления эмоционального стресса  представляют собой сложные паттерны личностно-средового взаимодействия, включающие концепцию «Я», контроль, системы вербальной, невербальной коммуникации и другие составляющие.

Реализация  механизмов преодоления стресса  происходит на различных взаимозависимых  уровнях: эмоциональном, когнитивном, соматическом, поведенческом. Наиболее четко измеряемым уровнем реализации механизмов преодоления стресса  у подростков является поведенческий  уровень.

Преодоление стресса подростками может иметь  гетеро- и аутоагрессивную направленность, быть связанным с экстернальной  либо интернальной по отношению к  среде направленностью контроля, эмпатическими, аффилятивными тенденциями, чувствительностью к отвержению.

Выраженным  влиянием на преодоление стресса  обладает система социальной поддержки  индивида и способность к ее восприятию.

В подростковом возрасте механизмы преодоления  стресса носят динамический и транзиторный характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют или препятствуют включению биологических и социальных факторов риска развития поведенческих, психосоматических и психических нарушений.

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский на основе своих  исследований копинг-поведения подростков разработали три теоретические  модели [42]:

Модель  активного адаптивного функционального  копинг-поведения. Для этой модели характерно сбалансированное использование соответствующих  возрасту копинг-стратегий с преобладанием  активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания  неудач, готовность к активному противостоянию среде. Психологический фон для  преодоления стресса обеспечивают следующие личностно-средовые копинг-ресурсы: позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернальный локус  контроля над средой, эмпатия и  аффилиация, относительно низкая чувствительность к отвержению, наличие эффективной  социальной поддержки.

Модель  псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения. Основные признаки данной модели характеризуются сочетанием в использовании как пассивных, так и активных базисных копинг-стратегий, базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки в качестве ведущей; повышенным удельным весом стратегий, не соответствующих  возрасту; дефицитом навыков активного  использования стратегии разрешения проблем и заменой ее на копинг-стратегию  избегания и фармакологический  механизм реализации данной стратегии. Наблюдается неустойчивость, флюктуация мотивации то на достижение успеха, то на избегание неудачи. Низкая эффективность  блока личностно-средовых копинг-ресурсов: неустойчивая, негативная, искаженная Я-концепция; низкий уровень восприятия социальной поддержки; неустойчивый, низкий уровень интернальности; относительно высокое развитие эмпатии и аффилиации, отсутствие расхождения между реальными и идеальными компонентами самооценки.

Модель  пассивного, дисфункционального копинг-поведения. Характеризуется преобладанием  пассивных копинг-стратегий над  активными, дефицитом социальных навыков  разрешения проблем, интенсивным использованием детских копинг–стратегий, не соответствующих  возрасту. В качестве ведущей используется копинг- стратегия «избегание». Преобладает мотивация избегания неудачи. Неготовность к активному противостоянию среде, подчиненность ей; негативное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы; псевдокомпенсаторный, защитный характер поведения, отсутствие направленности на стрессор, как причину психоэмоционального напряжения. Низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов: негативная, слабосформированная Я-концепция, неразвитость восприятия социальной поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля. Относительно высокая чувствительность к отвержению.

Подводя итог вышесказанному, мы можем выделить следующие особенности подросткового  периода, которые являются группой факторов риска в развитии аддиктивного поведения:

Повышенный  эгоцентризм;

Тяга  к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;

Амбивалентность и парадоксальность характера;

Стремление  к неизвестному, рискованному;

Обостренная страсть к взрослению;

Стремление  к независимости и отрыву от семьи;

Незрелость  нравственных убеждений;

Болезненное реагирование на пубертатные изменения  и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;

Склонность  преувеличивать степень сложности  проблем;

Кризис  идентичности;

Деперсонализация  и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;

Негативная  или несформированная Я-концепция;

Гипертрофированные  поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация);

Низкая  переносимость трудностей;

Преобладание  пассивных копинг-стратегий в  преодолении стрессовых ситуаций.

Направленность  профилактической деятельности в связи  с проблемой аддиктивного поведения.

Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью  приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями  не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует  огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической  зависимости еще не означает полного  исцеления. К сожалению, недооценивается  разрушительный характер общих для  всех видов аддиктивного поведения  механизмов, в основе которых лежит  стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием  зависимости. Избавившись от одной  зависимости, человек может оказаться  во власти другой, потому что неизменными  остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый  круг, выйти из которого очень непросто. Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное. Но уделять внимание важно не только крайне тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

2.1 Постановка проблемы и методы исследования.

Целью данной части исследования является выявление особенностей образа мира подростков из неполных семей, являющихся потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи эмпирического исследования:

1. Осуществить сравнительный анализ проявления виктимности в поведении  подростков из неполных и полных семей.

2. Провести анализ образа мира современных подростков из неполных и полных семей.

Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.

В исследовании приняли участие 44 подростка в возрасте (12-14 лет) из полных и неполных семей (23 ребенка из полных семей, 21 – из неполных), обучащиеся в МОУ Песковской СОШ Коломенского района Московской области. Исследование проводилось в маленьких группах (2 – 4 человека). Небольшое число испытуемых в исследовании объясняется тем, что данное исследование сложно организовать, оно требует больших временных затрат из – за необходимости индивидуального подхода к каждому подростку.

В ходе проведения проективной  методики подростки обменивались своими впечатлениями о представляемом образе мира. Длительность проведения одной проективной методики составила 40-50 минут.

К трудностям исследования можно также отнести  достаточно большие временные затраты, в особенности это касается проективной методики, и формирование выборки, включающей мальчиков и девочек из неполных семей, так как эта информация является личной, иногда болезненно воспринимается самим подростком, и он не желает ее афишировать.

В данной работе использовались следующие методы и методики:

I. Опросник «Проявление виктимности в поведении», разработанный М.А. Одинцовой, направленный на определение поведения человека как соответствующего или не соответствующего поведению жертвы. Эта методика состоит из 32 вопросов, определяющих значение следующих показателей:

1. игровая роль «жертвы»;

2. социальная роль «жертвы»;

3. позиция «жертвы»;

4. статус «жертвы».

Позиция и  игровая роль «жертвы» имеют свободный  характер, но позиция по своей сути внеситуативна и более постоянна. Позицию «жертвы» человек выбирает сам (свободный характер), «нашел свое место», достаточно просто стоит на нем. Статус и социальная роль –  жестко регламентированные положения  человека, имеющие характер предопределенных, навязанных. Социальная роль предполагает ситуативность, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально – характерные  черты людей. Статус «жертвы» часто  бывает навязан государством целой  группе людей, переживших какую –  либо катастрофу.

Респондент  должен был оценить, насколько его  поведение соответствует приводимым утверждениям, пользуясь следующими градациями:

1. игровая роль «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +2, +5, +8, +18, +20, +23,  – 26, +32;

2. социальная роль «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +3, +6,  – 9, +13, +16, +22,  – 27,  – 31;

3. позиция «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +1, +7, +10, +12, +14,  – 21,  – 28, +30;

4. статус «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +4, +11, +15, +17, +19,  – 25,  – 29.

II. Проективная методика «Образ мира», разработанная М.А. Одинцовой (вариант, основанный на методике «Путешествие внутрь себя»).

Данная проективная  методика хорошо себя зарекомендовала  для выявления эмоциональных  состояний и переживаний на текущий  момент времени.

Методика  исходит из психоаналитической идеи связи образов и бессознательных  процессов и основывается на эмоционально-обусловленном  переживании образов. Теоретическая основа – это метод «кататимного» переживания образов. Кататимно-имагинативная психотерапия – это метод свободного фантазирования в форме образов на заданную психологом тему. Метод разработан немецким психотерапевтом, профессором, доктором медицины Ханскарлом Лейнером.

Информация о работе Образ мира у подростков из неполных семей