Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:11, дипломная работа
Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность». Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста…………...8
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте……….…8
1.2. Определение и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей……………………………….………………………………..22
1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка……………………………………………………………………31
Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ результатов исследования по опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………….……………58
Приложения…………………………………………………………………….62
Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках.
Не смотря на уменьшение влияния семьи в период взросления она остается важной референтной группой. Хотя процесс отрыва от семьи – обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное, прекращающееся после достижения молодыми людьми независимости» [40].
А. Е. Личко обращает внимание на особые поведенческие модели – специфически подростковые поведенческие реакции на воздействия среды [21]. Им выделены следующие реакции:
Реакция эмансипации: проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших. Это связано с борьбой за самостоятельность, самоутверждение. Способствуют этому такие факторы как чрезмерная опека, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности, третирование подростка как ребенка.
Реакция
группирования со сверстниками: почти
инстинктивное тяготение к
Реакция увлечения – хобби реакция. Увлечения могут лежать в основе нарушения поведения. Это происходит в силу чрезмерной интенсивности увлечения, когда ради него забрасываются все остальные важные дела и обязанности.
Реакции,
обусловленные формирующимся
Детские
поведенческие реакции: отказ от
контактов, игр, пищи; оппозиция, имитация
(положительная и
Патологическим детское поведение становится, когда реакции распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они сопровождаются невротическими расстройствами и если затрудняют или нарушают социальную адаптацию.
В связи с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает «либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение» [43]. Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст – это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. Наряду с формированием «структурно-функциональных и социо-психологических позиций», формируются «кризисные и конфликтные паттерны поведения» [43]. Эти паттерны производятся стрессорами среды. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.
Английский термин «копинг» (coping), относительно четко сформулированный к 80-м годам, определяет «процесс конструктивного приспособления, в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке» [40].
Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, следуя подходу Р. Лазаруса, рассматривают копинг как «деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям» [42]. Они рассматривают ряд особенностей преодоления эмоционального стресса подростками [42]:
Механизмы преодоления эмоционального стресса у подростков определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. Эти поведенческие модели могут сменять друг друга, претерпевая определенное прогрессивное развитие, и могут носить ригидный, фиксированный характер с последовательным усложнением, приводящим к возникновению нарушений.
Механизмы
преодоления эмоционального стресса
представляют собой сложные паттерны
личностно-средового
Реализация механизмов преодоления стресса происходит на различных взаимозависимых уровнях: эмоциональном, когнитивном, соматическом, поведенческом. Наиболее четко измеряемым уровнем реализации механизмов преодоления стресса у подростков является поведенческий уровень.
Преодоление
стресса подростками может
Выраженным влиянием на преодоление стресса обладает система социальной поддержки индивида и способность к ее восприятию.
В подростковом возрасте механизмы преодоления стресса носят динамический и транзиторный характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют или препятствуют включению биологических и социальных факторов риска развития поведенческих, психосоматических и психических нарушений.
Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский на основе своих исследований копинг-поведения подростков разработали три теоретические модели [42]:
Модель
активного адаптивного
Модель
псевдоадаптивного
Модель
пассивного, дисфункционального копинг-поведения.
Характеризуется преобладанием
пассивных копинг-стратегий
Подводя
итог вышесказанному, мы можем выделить
следующие особенности
Повышенный эгоцентризм;
Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
Амбивалентность и парадоксальность характера;
Стремление к неизвестному, рискованному;
Обостренная страсть к взрослению;
Стремление к независимости и отрыву от семьи;
Незрелость нравственных убеждений;
Болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
Склонность преувеличивать степень сложности проблем;
Кризис идентичности;
Деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;
Негативная или несформированная Я-концепция;
Гипертрофированные
поведенческие реакции: эмансипации,
группирования, увлечения, сексуальные,
детские (отказ от контактов, игр, пищи,
имитация, компенсация и
Низкая переносимость трудностей;
Преобладание пассивных копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций.
Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.
Аддиктивная
стратегия взаимодействия с действительностью
приобретает все большие
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Постановка проблемы и методы исследования.
Целью данной части исследования является выявление особенностей образа мира подростков из неполных семей, являющихся потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи эмпирического исследования:
1. Осуществить сравнительный анализ проявления виктимности в поведении подростков из неполных и полных семей.
2. Провести анализ образа мира современных подростков из неполных и полных семей.
Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
В исследовании приняли участие 44 подростка в возрасте (12-14 лет) из полных и неполных семей (23 ребенка из полных семей, 21 – из неполных), обучащиеся в МОУ Песковской СОШ Коломенского района Московской области. Исследование проводилось в маленьких группах (2 – 4 человека). Небольшое число испытуемых в исследовании объясняется тем, что данное исследование сложно организовать, оно требует больших временных затрат из – за необходимости индивидуального подхода к каждому подростку.
В ходе проведения проективной методики подростки обменивались своими впечатлениями о представляемом образе мира. Длительность проведения одной проективной методики составила 40-50 минут.
К трудностям исследования можно также отнести достаточно большие временные затраты, в особенности это касается проективной методики, и формирование выборки, включающей мальчиков и девочек из неполных семей, так как эта информация является личной, иногда болезненно воспринимается самим подростком, и он не желает ее афишировать.
В данной работе использовались следующие методы и методики:
I. Опросник «Проявление виктимности в поведении», разработанный М.А. Одинцовой, направленный на определение поведения человека как соответствующего или не соответствующего поведению жертвы. Эта методика состоит из 32 вопросов, определяющих значение следующих показателей:
1. игровая роль «жертвы»;
2. социальная роль «жертвы»;
3. позиция «жертвы»;
4. статус «жертвы».
Позиция и
игровая роль «жертвы» имеют свободный
характер, но позиция по своей сути
внеситуативна и более
Респондент
должен был оценить, насколько его
поведение соответствует
1. игровая роль «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +2, +5, +8, +18, +20, +23, – 26, +32;
2. социальная роль «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +3, +6, – 9, +13, +16, +22, – 27, – 31;
3. позиция «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +1, +7, +10, +12, +14, – 21, – 28, +30;
4. статус «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +4, +11, +15, +17, +19, – 25, – 29.
II. Проективная методика «Образ мира», разработанная М.А. Одинцовой (вариант, основанный на методике «Путешествие внутрь себя»).
Данная проективная методика хорошо себя зарекомендовала для выявления эмоциональных состояний и переживаний на текущий момент времени.
Методика
исходит из психоаналитической идеи
связи образов и
Информация о работе Образ мира у подростков из неполных семей