Образ мира у подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность». Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста…………...8
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте……….…8
1.2. Определение и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей……………………………….………………………………..22
1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка……………………………………………………………………31
Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ результатов исследования по опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………….……………58
Приложения…………………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

образ мира подростков.doc

— 117.78 Кб (Скачать)

Явных противопоказаний для применения метода КПО нет. Следует, однако, быть осторожными при ярко выраженных приступах страха и тяжелых  депрессивных состояниях, как отмечает Я.Л. Обухов.[27] . Данная методика позволяет подробно изучить эмоциональные переживания и потребности клиентов с установкой жертвы.

Испытуемому давалась следующая инструкция: «Представьте себе образ мира. Первый образ, который  пришел вам в голову, - самый верный. Остановите свое внимание на нем. Рассмотрите  его в своем воображении и  нарисуйте. Художественные навыки значения не имеют. Опишите свой образ мира. Что это и кто это? Как он выглядит? Что чувствует ваш образ  мира? О чем думает? О чем мечтает?» 

Методика  проста, удобна и не вызывает сложностей в применении, обладает большой информативностью. Она основана на естественной деятельности. Преимущество проективных методик, в том, что испытуемый в связи  со спецификой методик и не может  намеренно фальсифицировать данные. Кроме того проективные методики эффективны, при выявлении скрытых, неосознаваемых сторон личности и отличаются не фрагментарным, а глобальным подходом к личности. Задачей являлось на основе выполненных изображений оценить особенности восприятия подростком настоящих семейных отношений, а также образа собственной будущей семьи.

Необходимые материалы для проведения методики: лист белой бумаги (21х29 см), цветные карандаши, ластик, краски, фломастеры.

Для того чтобы оценить эмоциональные  отношения подростков, рисунки предлагалось выполнять в цвете. В основе лежит  предположение о том, что существенные характеристики невербальных компонентов  отношений к значимым другим и  к самому себе выражаются в цветовых ассоциациях к ним.

 

III. Для статистической обработки результатов использовались математико – статистические методы обработки данных в программном пакете STATISTICA 10.

 

2.2. Анализ  результатов исследования по  опроснику «Проявление виктимности в поведении».

После проведения и анализа данных по опроснику «Проявление виктимности в поведении» мы получили следующую таблицу, в которой показаны результаты, полученные по каждому испытуемому, а так же средние значения:

 

№ п/п

полная семья

неполная семья

игровая роль

социальная роль

позиция

статус

игровая роль

социальная роль

позиция

статус

1

3

3

2

1

7

3

4

6

2

1

4

1

1

4

4

1

1

3

4

1

3

2

2

3

1

2

4

1

2

2

3

1

1

1

1

5

4

2

4

4

2

2

3

4

6

3

2

1

2

4

1

2

3

7

2

2

2

2

2

2

2

1

8

3

3

3

3

3

5

4

4

9

4

3

1

4

6

7

6

7

10

3

3

5

3

6

8

6

6

11

8

4

2

2

8

5

8

5

12

3

1

1

3

4

7

6

7

13

5

5

4

7

6

7

4

8

14

7

2

1

6

5

6

6

7

15

1

8

5

3

5

5

5

5

16

3

2

2

3

4

6

7

5

17

5

5

4

1

7

7

5

6

18

4

3

2

6

5

6

7

5

19

6

1

2

2

8

5

5

6

20

3

3

4

8

6

3

4

4

21

6

6

6

3

6

7

5

4

22

4

7

7

3

       

23

2

3

4

2

       

Ср.знач.

3,69565

3,26087

2,95652

3,21739

4,80952

4,76190

4,38095

4,61905

 

Итоговый показатель  = 13,13043

Итоговый показатель  = 18,57143


Таблица 1.

В результате проведенного исследования можно отметить, что у подростков из неполных семей  обнаружены достаточно высокие показатели проявления виктимности (18,57 балла). Их поведение в большей степени соответствует поведению жертвы неблагоприятных условий социализации, что и отразилось на итоговом среднем показателе проявления виктимности в поведении подростков всей выборки (15,85 балла). При этом у подростков из полных семей итоговый показатель виктимности ниже (13,13 балла), чем у подростков из неполных семей (18,65 балла).

 

Таблица 2. Результаты статистической обработки данных по опроснику

«Проявление виктимности в поведении» (полная и неполная семья)

Проявление виктимности

t-критерий Стьюдента

p

полная семья

(N = 23)

неполная семья 

(N = 21)

Ср. знач.

σ

Ср. знач.

σ

игровая роль жертвы

1,91423

0,06242

3,69565

1,84477

4,80952

2,01542

социальная роль жертвы

2,47017

0,01765

3,26087

1,86395

4,76190

2,16575

позиция жертвы

2,48154

0,01717

2,95652

1,71830

4,38095

2,08509

статус жертвы

2,34395

0,02389

3,21739

1,88189

4,61905

2,08509

Примечание. Жирным выделены значимые различия.


 

Сравнительный анализ по шкалам методики «Проявление  виктимности в поведении» и по итоговому показателю выявил высокую  значимость различий по данному критерию в рассматриваемых выборках при  вероятности допустимой погрешности  p ≤ 0,05. Мы выявили значительные различия между выборками по шкалам «социальная роль жертвы», «позиция жертвы» и «статус жертвы».

В большей  степени характерна позиция –  закрепившаяся, приносящая выгоду игровая  роль жертвы для подростков из неполных семей. Подростки , пребывающие в  позиции жертвы, считают, что жизнь  к ним несправедлива, они не в  состоянии самостоятельно справиться с трудностями, поэтому при помощи манипуляций стремятся привлечь внимание и помощь окружающих, ведь они являются жертвами неблагоприятных  условий социализации.

 

рис.1

Статус жертвы, являющийся закрепившейся социальной ролью, также свойственен подросткам из неполных семей, для них это  становится «второй натурой». Социальный статус жертвы оказывает значительное влияние на весь их образ жизни. Они  чувствуют себя одинокими, ненужными, в какой-то степени даже ущербными, ведь от них отказался один из родителей (в некоторых случаях отсутствуют оба родителя).

Кроме того, отмечены значительные различия проявления виктимности  в поведении подростков из полных и неполных семей при вероятности  допустимой погрешности p ≤ 0,05 по шкале «социальная роль жертвы»: самые высокие показатели по данной шкале у подростков из неполных семей. Социальная роль жертвы – единица связей и отношений, навязываемых людям частой ситуацией взаимодействия, в отличие от позиции и статуса, которые, по своей природе, являются более постоянными. Социальную роль жертвы можно рассматривать как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне ролевых ожиданий, например: «мальчик для битья», «козел отпущения», «подросток из неполной семьи». Одна из основных характеристик человека, находящегося в социальной роли жертвы, переходящей в статус, - наличие стигмы – социального атрибута, который дискредитирует человека или социальную группу. Присваиваемые обществом различным социально незащищенным (в том числе и неполной семье) группам ярлыки существенно влияют на поведение их членов (особенно детей и подростков). Являясь членами неполной семьи, подростки сильно переживают это.

В результате исследования программа STATISTICA не выявила существенных различий между группами подростков лишь по шкале «игровая роль жертвы», т.к. вероятность допустимой погрешности (p ≤ 0,1) получилась гораздо выше, чем у предыдущих показателей. «Игровая роль жертвы» так же, как и «социальная» является ситуативной, и позволяет подросткам манипулировать людьми, в попытке получить поддержку, в которой, по собственными предположениям, они нуждаются. Проявление игровой роли жертвы больше свойственно подросткам из неполной семьи.

Уровень проявления виктимности в поведении подростков из неполных семей достаточно высок, они считают себя потенциальными и реальными жертвами неблагоприятных  условий социализации, что проявляется  в таком типе поведения, как игровая и социальная роли жертвы, которые прочно закрепились в их поведенческой модели.

 

2.3. Анализ  результатов исследования по  методике «Образ мира».

Далее проанализируем результаты исследования по проективной  методике «Образ мира».

При интерпретации  результатов исследования по проективной методике «Образ мира» первое, на что следует обратить внимание, — это цвет рисунка. Цветовая гамма рисунка зависит от переменно «состава семьи». Подростки из полных семей видят мир в более позитивном, ярком, красочном свете. Принято считать, что чем световая гамма рисунка теплее, тем более положительное эмоциональное состояние свойственно подростку, черно – белые тона или простая штриховка одним цветом говорят о негативных состояниях или переживаниях. Интересно то, что в ходе исследования подростки были обеспечены всем необходимым инструментарием (карандаши, фломастеры, краски), однако воспользовались ими не все.

 

 

 

У 71,5 % подростков из неполных семей образ мира в основном серый, нарисован простым карандашом, либо с добавлением одного – двух цветов (не ярких, в небольшом количестве).Только 6 рисунков (28,5 %) были сделаны в цветовой гамме.

Среди подростков из полных семей цветных рисунков значительно больше (65 %), а остальные рисунки (35 %) были черно – белыми.

Так же мы можем  отметить, что у подростков из неполных семей было больше простых, незамысловатых рисунков, нарисованных за более короткий промежуток времени.

Подростки из неполных семей изображали на своих русинках различных животных (даже вымышленных), инопланетян, так же большинство мальчиков рисовали военные действия, машины, различных роботов, героев популярных фильмов (комиксов) и т. д. Произвел впечатление рисунок на котором подросток держит мир в руках и бросает его в мусор, при этом все происходящее запечатлено на мобильный телефон. Здесь подросток хотел показать экологическую проблему, ребенок объяснил это тем, что «планета загрязнена, многие окружающие «не уважают» Землю, выбрасывают мусор где попало, не заботятся о чистоте, загрязняют воздух. Такими темпами наша планета просто превратится в мусорку». У подростка общее представление о будущем мира негативное, он видит его печальным, «ничего хорошего в нем нет, если люди не изменят своего отношения к окружающей среде». При этом сам подросток все-таки верит в то, что «до такого печального конца дело не дойдет». Но в целом рисунок выполнен в цвете, использованы по большей части 3 цвета – черный (серый), им нарисован корпус телефона, одежда; синий (голубой), и желтый (желто-коричневый), им разукрашен экран телефона, волосы, майка , а так же рука, в которой лежит телефон.

На 60 % рисунков, выполненных подростками из неполных семей, и в их описании («что чувствует образ мира»?) четко выделяются отрицательные эмоциональные переживания. При этом на 38 % рисунков обнаруживаются признаки агрессии (животные с острыми конечностями и зубами, военные действия, собака, кусающая ногу человека, побитое лицо, меч у персонажа из мультфильма).

Информативным являлось уменьшение или увеличение реального состава семьи. Уменьшение состава семьи выражается обычно в том, что ребенок «забывает» нарисовать тех членов семьи, с которыми у него нет положительного эмоционального контакта, с которыми сложились конфликтные отношения. Увеличение состава семьи связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Так, на одном из рисунков, у девочки из неполной семьи, проживающей с бабушкой и дедушкой, изображены мама и папа. При этом ребенок объясняет это тем, что очень хочет иметь родителей, и говорит о том, что в ее будущей семье обязательно будут родители и дети. Проанализировав данную ситуацию, мы можем говорить о том, что у ребенка сформирован образ полной семьи, хотя на данный момент у ребенка таковой и нет. Также мы можем говорить и о том, что роль родителей в данной ситуации выполняют бабушка и дедушка, видимо ребенок чувствует с их стороны родительскую заботу и любовь. Тема семьи является болезненной, и подростки из неполных семей стремятся избежать ее.

У подростков из полных семей образ мира выглядит иначе. На этих рисунках мы не увидели военных действий, острых клыков, оружия, хотя и был 1 рисунок (4%) с роботом, состоящим из техники. На 9 % рисунков сквозят негативные эмоции (грусть, страх, усталость, одиночество). На 52 % рисунков выделены позитивные эмоциональные переживания (спокойствие, радость, внутренняя свобода, уют, любовь к своему миру и т. д.). При этом подростки рисуют свою семью как символ образа мира или планету, вокруг, которой все держатся за руки (22 %).

Расположение  членов семьи указывает на некоторые  психологические особенности взаимоотношений  в семье. Близкое расположение членов семьи является индикатором семейного  благополучия. В случае отдаления  членов семьи друг от друга можно говорить о негативных отношениях между ними. Так мальчик из полной семьи изобразил себя в лодке с папой, а маму сидящую поодаль на берегу. Девочка из неполной семьи изобразила себя ближе к отцу.

Особенности графических презентаций отдельных фрагментов дают информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том каким ребенок его воспринимает, о «Я - образе» ребенка, его половой идентификации и т.д. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. На рисунках детей из полных семей в основном люди изображены одной величины и в правильном соотношении. У девочки из неполной семьи, которая рисовала свою семью, родители изображены по пояс, а у нее самой на рисунке одна голова.

Очень много  рисунков у подростков из неполных семей с изображением животных (в том числе рыба и бабочка) 38%. В основном подростки из неполных семей ограничивают свой образ мира многочисленными вещами, автомобилями, зданиями, природными явлениями самого различного свойства.

Таким образом, следует отметить, что раскрытие  особенностей образа мира подростков дает нам возможность лучше понять их внутренний мир, объяснить некоторые  поведенческие проявления, прояснить  некоторые ситуации их взаимодействия.

 

Заключение.

На протяжении всего детства семья для ребенка  играет важную роль в развитии личности. Как будет вести себя ребенок, во многом зависит от того, в каком  эмоциональном состоянии находится  он сейчас, нравится ли ему то, что  ему предлагают делать.

Информация о работе Образ мира у подростков из неполных семей