Образ мира у подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Понятие «образ мира» рассматривается в работах многих отечественных психологов в различных контекстах. Так, проводятся исследования образа мира в его взаимосвязи с познавательной сферой и сознанием индивида (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.). В психологии личности, образ мира предстает как субъективная интерпретация человеком реальности, как субъективное пространство личности, как «данность, неотступность, очевидность». Гипотеза исследования: образ мира у подростков из неполных семей имеет свои особенности по сравнению с подростками из полных семей.
Целью нашего исследования является выявление особенностей образа мира у подростков из неполных семей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста…………...8
1.1. Особенности проявления личности в подростковом возрасте……….…8
1.2. Определение и своеобразие образа мира детей-подростков из полных и неполных семей……………………………….………………………………..22
1.3. Факторы риска в психическом развитии подростка, влияющие на образ мира ребенка……………………………………………………………………31
Глава 2. Экспериментальное исследование образа мира у подростков из неполных семей…………………………………………………………….….44
2.1 Постановка проблемы и методы исследования………………………….44
2.2. Анализ результатов исследования по опроснику «Проявление виктимности в поведении» ОдинцовойМ.А.……………..………………….48
2.3. Анализ результатов исследования по методике «Образ мира» ОдинцовойМ. А.…………………………………………………………….…52
Заключение……………………………………………………………………..56
Список литературы……………………………………………….……………58
Приложения…………………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

образ мира подростков.doc

— 117.78 Кб (Скачать)

Кроме того, следует  помнить, что эмоции, стресс, испытанные в детстве, оказывают большое  влияние на всю жизнь. Если можно  ребенку передать знания, развить  речь, сформировать ряд навыков и т.д., то нельзя упрочить все это без эмоционального подкрепления. Без прочных чувств, без правильно воспитанных эмоций все приобретенное остается лишь балластом, «мертвым капиталом».

В результате проведенного нами исследования, прежде всего мы должны сказать о том, что подростки из неполных семей отличаются более высоким уровнем проявления виктимности в поведении (18,57 балла), чем подростки из полных семей (13,13). Эти показатели отразились на итоговом среднем показателе проявления виктимности в поведении подростков всей выборки (15,85 балла).

Неполную  семью поэтому можно считать  виктимогенной группой. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях более склонны стать жертвой тех или иных условий социализации.

Уровень проявления виктимности в поведении подростков из неполных семей достаточно высок, они считают себя потенциальными и реальными жертвами неблагоприятных  условий социализации, что проявляется  в таком типе поведения, как игровая  и социальная роли жертвы с присущими им ярлыками, которые прочно закрепились в их поведенческой модели.

Проведя исследование, мы увидели, что существуют как сходства, так и различия в образе мира у подростков из полных и неполных семей.

Можно сделать  вывод о том, что образ мира как отображение объективной реальности, в которой живет и действует подросток из неполной семьи и субъективной реальностью, неразрывно, связанной с происходящими событиями, воспринимается как серый либо черно - белый. В нем представлены и позитивные, и негативные характеристики. На рисунках таких подростков в большей степени представлены признаки агрессии и депрессивных переживаний, лишь на одном из рисунков было обнаружено изображение семьи как символа образа мира (в отличие от рисунков подростков из полных семей).

Таким образом, наше исследование подтвердило, что сегодняшняя ситуация утраты норм, деформации сознания, его катастрофичности прямым образом отражается на процессах, происходящих в институте семьи, приводит к раздробленности в сознании подростка, понятия «образа мира», к выявлению поведенческих особенностей (в большинстве случаев негативных), у подростков из неполных семей.

Результаты  данного исследования позволят оказывать  психологическую помощь в вопросах семьи детям, родительские семьи  которых имели те или иные нарушения  в своей структуре. Исследование показывает необходимость осуществления профилактических мер по предотвращению воспроизведения аномальных особенностей семьи в последующих поколениях. Это позволит усилить семейные адаптационные процессы и помочь в преодолении кризисов семейной жизни.

 

 

Список литературы.

1. Абрамова  Г.С. Практическая психология: Учебник  для студентов вузов. – Изд. 6-е., перераб. и доп. – М.: Академический  Проект, 2001.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют люди. – М.: Эксмо, 2009. – 576с.

3. Выготский  Л.С. Динамика и структура личности  подростка / Л.С. Выготский, Л.М.  Семенюк / Под. ред. Д.И. Фельдштейна.  – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.

4. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54.

5. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – 2001. - № 11. – С. 108-118.

6. Докучаева С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении //Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 41-55.

7. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской //Вопросы психологии – 1998. – №2 – С. 46-56.

8. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1995/1, с.55-63.

9. Калина О.Г. Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве //Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С.82-88.

10. Карабанова  О.А. учебное пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006, 243с.

11. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

12. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1989.

13. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

14. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 2008.

15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999. – 240с.

16. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4, с.17-29.

17. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990.

18. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.

19. Леонтьев А.Н.Образ мира http://www.psychology.ru/library/00031.shtml

20. Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие ребенка // Социальная педагогика. – 2006. – № 2. – С. 88- 95.

21. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М., 1979.

22. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200с.

23. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия / В.С.Мухина // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1999.

24. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. Избранные психол. труды. М.; Воронеж, 1999. С. 438

25 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

26. Обухов А. Исторически обусловленные модификации образа мира http://rl-online.ru/articles/4-03/250.html

27. Одинцова М.А. Многоликость «жертвы», или немного о великой манипуляции. Учебное пособие. – МПСИ., Флинта, 2010. – 256 с.

28. Одинцова М.А. Образ мира у подростков из неполных семей // Вопросы психологии, 2011, №2, с. 82 – 89.

29. Одинцова М.А. Проективная методика «Путешествие внутрь себя» и ее возможности в исследовании личности подростков Чернобыльской зоны // Ярославский психологический вестник. Вып.20. М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2007. С. 47-151.

30. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Академия, 2007.

31. Полищук Ю.И. Психические расстройства, возникающие у людей, вовлечённых в деструктивные религиозные секты. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1995/1.

32. Положий Б.С. Психологическое здоровье как отражение социального состояния общества. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/4.

33. Рахматшаева В. Грамматика общения. – М.: Семья и школа, 1995.

34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.

35. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – Питер, 2003.

36. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1, с.63-74.

37. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/1, с.53-59.

38. Словарь практического психолога. – Минск: «Харвест», 1997.

39. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) / А.С.Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 160с.

40. Стресс жизни: Сборник. – СПб.: ТОО «Лейла», 1994.

41. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы, и клиническая практика. 2-е изд. стереотип. – М.: «Когнито-Центр», 2008. – 496с.

42. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М. 1995.

43. Фрейд З. Психоаналитические этюды. / Составление Донского Д.И., Круглянского В.Ф. – Мн.: ООО «Попури», 1996.

44. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. 160 с.

45. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995.

46. Шляпникова А.И. Проективные методики психодиагностики. Учебное пособие //Под ред. Е.Л.Солдатовой. – Челябинск: Из-во ЮУрГУ, 2005. 71 с.

47. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009. – 672 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

Приложение 1.

Опросник  «Проявление виктимности в поведении».

1. Считаете  ли Вы, что в целом жизнь  к Вам несправедлива?

2. Как Вы  думаете, в неудачах, которые постигли  Вас, виноваты обстоятельства?

3. Вы чувствуете  себя изгоем?

4. Можете ли  Вы сказать о себе, что одиночество  – Ваш удел жизни?

5. Способны  ли Вы солгать ради получения  очень нужного для Вас (вещи, идеи…)?

6. Часто ли  Вы выполняете работу за других?

7. Можете ли  Вы сказать о себе, что Вам  постоянно хочется получать помощь  от окружения?

8. Вы иногда  притворяетесь больным, немощным, стараясь избежать чего-то неприятного  или с целью привлечь внимание  окружающих?

9. Как Вы  думаете, к Вашему мнению прислушиваются  в коллективе?

10. Считаете  ли Вы, что люди в большинстве  случаев относятся к Вам несправедливо?

11. Можете  ли Вы сказать о себе, что  постоянно чувствуете себя «козлом  отпущения»?

12. Вам хочется,  чтобы Вас всегда жалели?

13.Чувствуете ли Вы, что Вами иногда пренебрегают?

14. Можете  ли Вы сказать о себе, что  Вы «жертва»?

15. Можете  ли Вы сказать, что Вами всегда  и везде постоянно пренебрегают?

16. Являлись  ли Вы когда-нибудь объектом  насмешек?

17. Можете  ли Вы сказать о себе, что  Вы хронический неудачник?

18. Можете  ли Вы пустить слезу, покапризничать, чтобы добиться желаемого?

19. В какой  бы коллектив Вы ни попадали, окружающие люди всегда относились  к Вам по большей части враждебно?

20. Можете  ли Вы сказать, что Вам нравится, когда Вас жалеют?

21. Можете  ли Вы сказать о себе, что  являетесь автором, писателем  своей жизни?

22. Чувствуете  ли Вы себя одиноким и ненужным?

23. Вам нравится  играть разные роли в зависимости  от обстоятельств?

24. Смогли  бы Вы отказаться от материальной  помощи государства, даже если  бы в ней нуждались?

25. Вы можете  сказать о себе, что Вам по  жизни всегда везет?

26. В целом  Вы можете сказать, что к  Вам внимательны окружающие люди?

27. Вы чувствуете, что являетесь «центром внимания»?

28. Чувствуете  ли Вы в себе силы, чтобы  преодолеть любую беду?

29. Можете  ли Вы сказать о себе, что  Вас любит удача?

30. Ваши попытки что-то изменить в своей жизни постоянно не удаются?

31. На любом  мероприятии Вы пользуетесь популярностью  у окружающих?

32. Можете  ли Вы сказать о себе, что  иногда приходится манипулировать  окружением для достижения своих  целей?

 

Респондент  должен был оценить, насколько его  поведение соответствует приводимым утверждениям, пользуясь следующими градациями:

1. игровая роль «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +2, +5, +8, +18, +20, +23,  – 26, +32;

2. социальная роль «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +3, +6,  – 9, +13, +16, +22,  – 27,  – 31;

3. позиция «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +1, +7, +10, +12, +14,  – 21,  – 28, +30;

4. статус «жертвы» по 1 баллу за вопросы: +4, +11, +15, +17, +19,  – 25,  – 29.

 


Информация о работе Образ мира у подростков из неполных семей