Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:17, курсовая работа
За последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы её проявления. Таким образом, актуальность исследования взаимосвязи личностной тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Цель исследования – изучение взаимосвязи личностной тревожности ребёнка и уровня эмпатии матери.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава Ι. Теоретическое исследование взаимосвязи личностной тревожности
ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери………….... 6
1.1. Характеристика развития ребёнка младшего школьного возраста………. 6
1.2. Понятие эмпатии в психологии………………………………………......... 13
1.3. Понятие тревожности – ситуативной и личностной…………………….... 17
1.4. Характеристика факторов влияющих на формирование личностной
тревожности ребёнка………………………………………………………. 21
Выводы по главе Ι………………………………………………………………. 29
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной
тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии
матери……………………………………………………………………………. 30
2.1. Разработка программы исследования …………………………………….. 30
2.2. Представление и анализ результатов …………………………………….. 33
2.3. Разработка рекомендаций………………………………………………….. 40
Выводы по главе ΙΙ……………………………………………………………… 48
Заключение………………………………………………………………………. 49
Список литературы …………………………………………………………….. 49
Приложения……………………………………………………………………… 51
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ).
Уровень тревожности оценивается как: высокий уровень (ИТ выше 50%), средний уровень (ИТ от 20% до 50%), низкий уровень (ИТ от 0 до 20%) (см. приложение 1).
Методика 2. «Опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна» [19,С.660-662].
Инструкция: Прочитайте утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведёте себя в подобных ситуациях, выразите своё согласие «+» или несогласие «–» с каждым из них. Затем сопоставить свои ответы с ключом и подсчитать количество совпадений и полученное общее количество совпадений (сумму баллов) сравнить со шкалой (таблицей).
Уровень эмпатических тенденций оценивается как: высокий – 33-30 баллов, средний – 29-23 балла, низкий – 22-17 баллов, очень низкий – 16-0 (см. приложение 2).
Методика 3. «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко» [19,С.662-665].
Инструкция к тесту: «Ответьте на каждый вопрос «Да», если он, верно, описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе». Подсчитывается число совпадений ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, считают: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний уровень,21-15 заниженный, менее 14 баллов – очень низкий (см. приложение 3).
2.2. Представление и анализ результатов
Наше исследование проводилось в 2011 году среди учащихся младших классов и их матерей. Выборка составила 56 человек Гордеевской СОШ: 28 младших школьников 1 класса и 28 матерей этих школьников.
Рассмотрим сначала результаты исследования уровня тревожности младших школьников.
Методика 1. « Тест тревожности» (разработан америк. психологами Р. Тэммл и М. Дорки)
Рассмотрим полученные результаты по данной методике (сводная таблица результатов представлена в приложении 4). Результаты исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты методики «Тест тревожности» (разработан америк.
психологами Р. Тэммл и М. Дорки) младших школьников
Уровень |
Кол-во детей |
% |
Высокий |
5 |
18 |
Средний |
15 |
53 |
Низкий |
8 |
29 |
Представим полученные результаты графически на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования личностной тревожности младших школьников
Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что среди младших школьников (53%) имеют средний уровень тревожности. Так же в нашем исследовании были выявлены дети с низким (29%) и высоким (18%) уровнями тревожности.
Рассмотрим теперь результаты исследования эмпатии матерей младших школьников.
Методика 2. «Опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна»
Рассмотрим полученные результаты по данной методике (сводная таблица результатов представлена в приложении 5). Результаты исследования отражены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты методики «Опросники диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна» матерей младших школьников
Уровень |
Кол-во матерей |
% |
Высокий |
8 |
29 |
Средний |
15 |
53 |
Низкий |
3 |
11 |
Очень низкий |
2 |
7 |
Представим полученные результаты графически на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования уровня эмпатии матерей младших школьников
Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что среди матерей младших школьников (53%) имеют средний уровень эмпатии. Так же в нашем исследовании были выявлены матери младших школьников с высоким (29%), низким (11%) и очень низким (7%) уровнями эмпатии.
Методика 3. «Диагностики уровня эмпатических способностей В.В.
Бойко»
Рассмотрим полученные результаты по данной методике (сводная таблица результатов представлена в приложении 6). Результаты исследования отражены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты методики «Диагностика уровня эмпатических
способностей В.В. Бойко » матерей младших школьников
Уровень |
Кол-во матерей |
% |
Очень высокий |
8 |
29 |
Средний |
15 |
53 |
Заниженный |
1 |
4 |
Очень низкий |
4 |
14 |
Представим полученные результаты графически на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты исследования уровня эмпатии матерей младших школьников
Проанализировав данные результаты исследования, мы можем сказать, что среди матерей младших школьников (53%) имеют средний уровень эмпатии. Так же в нашем исследовании были выявлены матери младших школьников с высоким (29%), заниженным (4%) и низким (14%) уровнями эмпатии.
Для подтверждения нашей гипотезы проведём корреляционный анализ взаимосвязи личностной тревожности младших школьников и уровня эмпатии матерей младших школьников. Расчёт корреляции проводился с помощью метода расчёта корреляции Спирмена.
Произведён расчёт коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
Сначала мы провели расчёт между личностной тревожностью младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)) и уровнем эмпатии матерей (Опросники диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна)). Результаты расчёта представлены в таблице 5.
Таблица 5
Расчёт корреляционных значений между личностной тревожностью младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)) и уровнем эмпатии матерей (Опросники диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна))
№ |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
3 |
3 |
28 |
11 |
-8 |
64 |
2 |
4 |
4 |
27 |
10 |
-6 |
36 |
3 |
5 |
5 |
26 |
9 |
-4 |
16 |
4 |
6 |
6 |
23 |
6 |
0 |
0 |
5 |
7 |
7 |
25 |
8 |
-1 |
1 |
6 |
7 |
7 |
24 |
7 |
0 |
0 |
7 |
6 |
6 |
23 |
6 |
0 |
0 |
8 |
6 |
6 |
23 |
6 |
0 |
0 |
9 |
8 |
8 |
16 |
2 |
6 |
36 |
10 |
1 |
1 |
33 |
16 |
-15 |
225 |
11 |
2 |
2 |
30 |
13 |
-11 |
121 |
12 |
2 |
2 |
32 |
15 |
-13 |
169 |
13 |
9 |
9 |
18 |
4 |
5 |
25 |
14 |
5 |
5 |
24 |
7 |
-2 |
4 |
15 |
10 |
10 |
17 |
3 |
7 |
49 |
16 |
4 |
4 |
25 |
8 |
-4 |
16 |
17 |
1 |
1 |
31 |
14 |
-13 |
169 |
18 |
1 |
1 |
30 |
13 |
-12 |
144 |
19 |
3 |
3 |
26 |
9 |
-6 |
36 |
20 |
3 |
3 |
27 |
10 |
-7 |
49 |
21 |
4 |
4 |
24 |
7 |
-3 |
9 |
22 |
5 |
5 |
29 |
12 |
-7 |
49 |
23 |
11 |
11 |
14 |
1 |
10 |
100 |
24 |
2 |
2 |
30 |
13 |
-11 |
121 |
25 |
2 |
2 |
31 |
14 |
-12 |
144 |
26 |
1 |
1 |
32 |
15 |
-14 |
196 |
27 |
12 |
12 |
22 |
5 |
7 |
49 |
28 |
6 |
6 |
29 |
12 |
-6 |
36 |
Сумма |
1864 |
Ранг А - личностная тревожность младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)).
Ранг В - уровень эмпатии матерей (Опросники диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна)).
Полученные
результаты корреляции свидетельствует
о положительной умеренной
Теперь мы провели расчёт между личностной тревожностью младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)) и уровнем эмпатии матерей (Диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко)).
Результаты расчёта представлены в таблице 6.
Таблица 6
Расчёт корреляционных значений между личностной тревожностью младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)) и уровнем эмпатии матерей (Диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко))
№ |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
3 |
3 |
22 |
6 |
-3 |
9 |
2 |
4 |
4 |
25 |
9 |
-5 |
25 |
3 |
5 |
5 |
27 |
11 |
-6 |
36 |
4 |
6 |
6 |
29 |
13 |
-7 |
49 |
5 |
7 |
7 |
28 |
12 |
-5 |
25 |
6 |
7 |
7 |
26 |
10 |
-3 |
9 |
7 |
6 |
6 |
24 |
8 |
-2 |
4 |
8 |
6 |
6 |
22 |
6 |
0 |
0 |
9 |
8 |
8 |
13 |
3 |
5 |
25 |
10 |
1 |
1 |
32 |
16 |
-15 |
225 |
11 |
2 |
2 |
32 |
16 |
-14 |
196 |
12 |
2 |
2 |
32 |
16 |
-14 |
196 |
13 |
9 |
9 |
19 |
5 |
4 |
16 |
14 |
5 |
5 |
22 |
6 |
-1 |
1 |
15 |
10 |
10 |
14 |
4 |
6 |
36 |
16 |
4 |
4 |
23 |
7 |
-3 |
9 |
17 |
1 |
1 |
32 |
16 |
-15 |
225 |
18 |
1 |
1 |
31 |
15 |
-14 |
196 |
19 |
3 |
3 |
24 |
8 |
-5 |
25 |
20 |
3 |
3 |
25 |
9 |
-6 |
36 |
21 |
4 |
4 |
26 |
10 |
-6 |
36 |
22 |
5 |
5 |
27 |
11 |
-6 |
36 |
23 |
11 |
11 |
11 |
2 |
9 |
81 |
24 |
2 |
2 |
30 |
14 |
-12 |
144 |
25 |
2 |
2 |
30 |
14 |
-12 |
144 |
26 |
1 |
1 |
31 |
15 |
-14 |
196 |
27 |
12 |
12 |
10 |
1 |
11 |
121 |
28 |
6 |
6 |
28 |
12 |
-6 |
36 |
Сумма |
2137 |
Ранг А - личностная тревожность младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)).
Ранг В - уровень эмпатии матерей (Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко)).
Полученные результаты корреляции свидетельствует о положительной умеренной тесноте связи между переменными, т.е. увеличение одной переменной соответствует увеличению другой.
Добавить анализ(объективные данные)
Следовательно, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, т.е. предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем эмпатии матери и личностной тревожностью ребёнка.
2.3. Разработка рекомендаций
Мы предлагаем проблемно-ориентированную модель (), направленную на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. И это важнее, чем взгляд специалиста на природу, причину самой проблемы. На наш взгляд, родители, обратившиеся за помощью, не вполне осознавали истинную проблему. Но после психодиагностики и бесед с ними по её результатам, родители по-другому взглянули на ситуацию.
Проблемно – ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача психолога – создать условия, направить на путь решения. Внимание сосредотачивается на ситуации, формулируются конкретные достижимые цели. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в решении их собственных трудностей.
Приведем модель беседы с родителями по поводу развития эмпатических тенденций во взаимоотношениях с детьми.
Часто мы сталкиваемся с тем, что родители, утверждая, что знают, что нужно их ребенку, строят его жизнь по своему образцу, а затем удивляются, что не удается наладить взаимоотношения с сыном или дочкой. Да и у ребенка появляется много проблем: в поведении, в учебе, во взаимоотношениях. Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился давно и крепко утвердился в сознании родителей. Они считают себя всепонимающими и всезнающими властителями жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, профессию, уклад жизни своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности. Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовать. Родители, к сожалению, не сочувствуя своему ребенку, видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! У родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой жизненный путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. А когда жизнь у сына и дочки не получается, родители не думают, что виноваты они сами.
Информация о работе Восприятие семьи детьми из полных и неполных семей