Восприятие семьи детьми из полных и неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

За последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы её проявления. Таким образом, актуальность исследования взаимосвязи личностной тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Цель исследования – изучение взаимосвязи личностной тревожности ребёнка и уровня эмпатии матери.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава Ι. Теоретическое исследование взаимосвязи личностной тревожности
ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери………….... 6
1.1. Характеристика развития ребёнка младшего школьного возраста………. 6
1.2. Понятие эмпатии в психологии………………………………………......... 13
1.3. Понятие тревожности – ситуативной и личностной…………………….... 17
1.4. Характеристика факторов влияющих на формирование личностной
тревожности ребёнка………………………………………………………. 21
Выводы по главе Ι………………………………………………………………. 29
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной
тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии
матери……………………………………………………………………………. 30
2.1. Разработка программы исследования …………………………………….. 30
2.2. Представление и анализ результатов …………………………………….. 33
2.3. Разработка рекомендаций………………………………………………….. 40
Выводы по главе ΙΙ……………………………………………………………… 48
Заключение………………………………………………………………………. 49
Список литературы …………………………………………………………….. 49
Приложения……………………………………………………………………… 51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Восприятие семьи.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

 На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ).

Уровень тревожности  оценивается как: высокий уровень (ИТ выше 50%), средний уровень (ИТ от 20% до 50%), низкий уровень (ИТ от 0 до 20%) (см. приложение 1).

Методика 2. «Опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна» [19,С.660-662].

Инструкция: Прочитайте утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведёте себя в подобных ситуациях, выразите своё согласие «+» или несогласие «–» с каждым из них. Затем сопоставить свои ответы с ключом и подсчитать количество совпадений и полученное общее количество совпадений (сумму баллов) сравнить со шкалой (таблицей).

Уровень эмпатических тенденций оценивается как: высокий – 33-30 баллов, средний – 29-23 балла, низкий – 22-17 баллов, очень низкий – 16-0 (см. приложение 2).

Методика 3. «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко» [19,С.662-665].

Инструкция  к тесту: «Ответьте на каждый вопрос «Да», если он, верно, описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе». Подсчитывается число совпадений ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, считают: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний уровень,21-15 заниженный, менее 14 баллов – очень низкий (см. приложение 3).

 

 

 

 

 

 

2.2. Представление  и анализ результатов

Наше исследование проводилось в 2011 году среди учащихся младших классов и их матерей. Выборка составила 56 человек Гордеевской СОШ: 28 младших школьников 1 класса и 28 матерей этих школьников.

Рассмотрим сначала результаты исследования уровня тревожности младших школьников.

Методика 1. « Тест тревожности» (разработан америк. психологами Р. Тэммл  и М. Дорки)

Рассмотрим  полученные результаты по данной методике (сводная таблица результатов  представлена в приложении 4). Результаты исследования отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты  методики «Тест тревожности» (разработан америк.

      психологами Р. Тэммл  и М. Дорки) младших школьников

Уровень

Кол-во детей

%

Высокий

5

18

Средний

15

53

Низкий

8

29


 

Представим  полученные результаты графически на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования личностной тревожности  младших школьников

 

Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что среди младших школьников (53%) имеют средний уровень тревожности. Так же в нашем исследовании были выявлены дети с низким (29%) и высоким (18%) уровнями тревожности.

 

Рассмотрим  теперь результаты исследования эмпатии  матерей младших школьников.

Методика 2. «Опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна»

Рассмотрим  полученные результаты по данной методике (сводная таблица результатов  представлена в приложении 5). Результаты исследования отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты  методики «Опросники диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна» матерей младших школьников

Уровень

Кол-во матерей

%

Высокий

8

29

Средний

15

53

Низкий

3

11

Очень низкий

2

7


 

Представим  полученные результаты графически на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования уровня эмпатии матерей младших школьников

 

Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что среди матерей младших школьников (53%) имеют средний уровень эмпатии. Так же в нашем исследовании были выявлены матери младших школьников с высоким (29%), низким (11%) и очень низким (7%) уровнями эмпатии.

 

Методика 3. «Диагностики уровня эмпатических способностей В.В. 

Бойко»

Рассмотрим  полученные результаты по данной методике (сводная таблица результатов  представлена в приложении 6). Результаты исследования отражены в таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты  методики «Диагностика уровня эмпатических

        способностей В.В. Бойко » матерей младших школьников

Уровень

Кол-во матерей

%

Очень высокий

8

29

Средний

15

53

Заниженный 

1

4

Очень низкий

4

14


 

Представим  полученные результаты графически на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты исследования уровня эмпатии матерей младших школьников

 

Проанализировав данные результаты исследования, мы можем сказать, что среди матерей младших школьников (53%) имеют средний уровень эмпатии. Так же в нашем исследовании были выявлены матери младших школьников с высоким (29%), заниженным (4%) и низким (14%) уровнями эмпатии.

 

Для подтверждения нашей гипотезы проведём корреляционный анализ взаимосвязи личностной тревожности младших школьников и уровня эмпатии матерей младших школьников. Расчёт корреляции проводился с помощью метода расчёта корреляции Спирмена.

Произведён  расчёт коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

  • При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оцениваем тесноту связи между признаками.

Сначала мы провели  расчёт между личностной тревожностью младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)) и уровнем эмпатии матерей (Опросники диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна)). Результаты расчёта представлены в таблице 5.

Таблица 5

Расчёт корреляционных значений между личностной тревожностью младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)) и уровнем эмпатии матерей (Опросники диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна))

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

3

3

28

11

-8

64

2

4

4

27

10

-6

36

3

5

5

26

9

-4

16

4

6

6

23

6

0

0

5

7

7

25

8

-1

1

6

7

7

24

7

0

0

7

6

6

23

6

0

0

8

6

6

23

6

0

0

9

8

8

16

2

6

36

10

1

1

33

16

-15

225

11

2

2

30

13

-11

121

12

2

2

32

15

-13

169

13

9

9

18

4

5

25

14

5

5

24

7

-2

4

15

10

10

17

3

7

49

16

4

4

25

8

-4

16

17

1

1

31

14

-13

169

18

1

1

30

13

-12

144

19

3

3

26

9

-6

36

20

3

3

27

10

-7

49

21

4

4

24

7

-3

9

22

5

5

29

12

-7

49

23

11

11

14

1

10

100

24

2

2

30

13

-11

121

25

2

2

31

14

-12

144

26

1

1

32

15

-14

196

27

12

12

22

5

7

49

28

6

6

29

12

-6

36

Сумма

         

1864


 

Ранг А - личностная тревожность младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)).

Ранг В - уровень  эмпатии матерей (Опросники диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна)).

                                    rs = 0,49

Полученные  результаты корреляции свидетельствует  о положительной умеренной тесноте  связи между переменными, т.е. увеличение одной переменной соответствует увеличению другой.

Теперь мы провели  расчёт между личностной тревожностью младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)) и уровнем эмпатии матерей (Диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко)).

Результаты  расчёта представлены в таблице 6.

Таблица 6

Расчёт корреляционных значений между личностной тревожностью младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)) и уровнем эмпатии матерей (Диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко))

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг В)

d2

1

3

3

22

6

-3

9

2

4

4

25

9

-5

25

3

5

5

27

11

-6

36

4

6

6

29

13

-7

49

5

7

7

28

12

-5

25

6

7

7

26

10

-3

9

7

6

6

24

8

-2

4

8

6

6

22

6

0

0

9

8

8

13

3

5

25

10

1

1

32

16

-15

225

11

2

2

32

16

-14

196

12

2

2

32

16

-14

196

13

9

9

19

5

4

16

14

5

5

22

6

-1

1

15

10

10

14

4

6

36

16

4

4

23

7

-3

9

17

1

1

32

16

-15

225

18

1

1

31

15

-14

196

19

3

3

24

8

-5

25

20

3

3

25

9

-6

36

21

4

4

26

10

-6

36

22

5

5

27

11

-6

36

23

11

11

11

2

9

81

24

2

2

30

14

-12

144

25

2

2

30

14

-12

144

26

1

1

31

15

-14

196

27

12

12

10

1

11

121

28

6

6

28

12

-6

36

Сумма

         

2137


 

Ранг А - личностная тревожность младших школьников (Тест тревожности (Р. Тэммл и М. Дорки)).

Ранг В - уровень эмпатии матерей (Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко)).

                                      rs = 0,42

Полученные  результаты корреляции свидетельствует  о положительной умеренной тесноте связи между переменными, т.е. увеличение одной переменной соответствует увеличению другой.

Добавить анализ(объективные данные)

Следовательно, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, т.е. предположение  о том, что существует взаимосвязь между уровнем эмпатии матери и личностной тревожностью ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Разработка рекомендаций

Мы предлагаем проблемно-ориентированную  модель (), направленную на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в центре этой модели  находится требование,  чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. И это важнее, чем взгляд специалиста на природу, причину самой проблемы. На наш взгляд,  родители, обратившиеся за помощью, не вполне осознавали истинную проблему. Но после  психодиагностики и бесед  с ними по её результатам, родители по-другому взглянули на ситуацию.

Проблемно –  ориентированная модель  основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут  решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача психолога – создать условия, направить на путь решения. Внимание сосредотачивается на ситуации, формулируются конкретные достижимые цели. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов  семьи в решении их собственных трудностей.

Приведем модель беседы с родителями по поводу развития эмпатических тенденций во взаимоотношениях с детьми.

Часто мы сталкиваемся с тем,  что родители, утверждая, что знают, что нужно их ребенку, строят его жизнь по своему образцу, а затем удивляются, что не удается наладить взаимоотношения с сыном или дочкой. Да и у ребенка появляется много проблем: в поведении, в учебе, во взаимоотношениях. Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился давно и крепко утвердился в сознании родителей. Они считают себя всепонимающими и всезнающими властителями жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, профессию, уклад жизни своих  детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности. Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители  не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовать.  Родители, к сожалению, не сочувствуя своему ребенку, видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! У  родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой жизненный путь.  Как правило, при таком отношении  родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. А когда жизнь у сына и дочки не получается, родители не думают, что виноваты они сами.

Информация о работе Восприятие семьи детьми из полных и неполных семей