Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:17, курсовая работа
За последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы её проявления. Таким образом, актуальность исследования взаимосвязи личностной тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Цель исследования – изучение взаимосвязи личностной тревожности ребёнка и уровня эмпатии матери.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава Ι. Теоретическое исследование взаимосвязи личностной тревожности
ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери………….... 6
1.1. Характеристика развития ребёнка младшего школьного возраста………. 6
1.2. Понятие эмпатии в психологии………………………………………......... 13
1.3. Понятие тревожности – ситуативной и личностной…………………….... 17
1.4. Характеристика факторов влияющих на формирование личностной
тревожности ребёнка………………………………………………………. 21
Выводы по главе Ι………………………………………………………………. 29
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной
тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии
матери……………………………………………………………………………. 30
2.1. Разработка программы исследования …………………………………….. 30
2.2. Представление и анализ результатов …………………………………….. 33
2.3. Разработка рекомендаций………………………………………………….. 40
Выводы по главе ΙΙ……………………………………………………………… 48
Заключение………………………………………………………………………. 49
Список литературы …………………………………………………………….. 49
Приложения……………………………………………………………………… 51
В теоретической I главе были рассмотрены особенности развития ребёнка младшего школьного возраста, понятие эмпатии, тревожности. Выделяется два основных вида тревожности: ситуативная и личностная тревожность. Среди факторов, вызывающих детскую тревожность есть 3 основных базовых фактора: «мать – ребёнок», демонстративность, «уход от реальности». Контакт с ребёнком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменение, в особенности душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями и требует от родителей проявления эмпатии.
Во II главе приведены результаты исследования. Из исследования личностной тревожности младших школьников, мы видим, что высок % среднего уровня тревожности. Так же выявлены дети с низким и высоким уровнями тревожности. Из результатов исследования уровня эмпатии матерей младших школьников, мы видим, что у большинства матерей младших школьников средний уровень эмпатии. Так же были выявлены матери младших школьников с высоким, низким, заниженным и очень низким уровнями эмпатии.
Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена, показал наличие
взаимосвязи между уровнем эмпатии матери и личностной тревожностью
ребёнка, rs=0,49 и rs = 0,42.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены и гипотеза подтверждена.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. К проблеме возраста в современной психологии // Избр.
Психол. тр. М., 1980. Т. 1. – 285с.
2. Андреева Т.В. Семейная психология.
– СПб.: Речь, 2005. – 244с.
3. Асеев В. Г. Возрастная психология. Учебное
пособие. Иркутск, 1989. –
329с.
4. Басалаева Н.В, Сырынчева Т.А. К проблеме влияния семейного воспита-
ния на ребёнка // Журнал практического
психолога. № 5. 2005. – 305с.
5. Бреева Е.Б. Дети в современном
обществе. - М.: Эдиториал УрСС, 1999. –
186с.
6. Брель Е.Ю. Социально-психологические
факторы формирования тревож-
ности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авто
реф. канд. дис. – Томск, 1996. – 397с.
7. Винникот Д.В. Разговор с
родителями. – М.: Класс, 1994. – 203с.
8. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии
в зарубежной психологии. Историчес-
кий обзор и современное состояние проблемы//Вопросы психологии. –
1975. - №2. – 199с.
9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 786с.
10. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жиз-
ненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 346с.
11. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.:
Академия, 1996. – 568 с.
12. Мухина В.С. Психология детства и отрочества.
– М.: Академия, 2003. –
488 с.
13. Мухина В. С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студентов вызов. – 5-е изд, стереотип. – М.: из-
дательский центр «Академия», 2000. – 403с.
14. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н.
Посысоева. – М.: Владос, 2004.
– 328 с.
15. Практикум по возрастной психологии:
Учебн. пособие/ Под ред. А.А.
Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПБ.: Речь, 2008. - 668с.
16. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //
Психологическая наука и образование.
- 1998. - № 2. – 425с.
17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и
подростков: психологическая
природа и возрастная динамика.
– М.: МОДЭК, 2000. – 304 с.
18. Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление,
причины, диагностика //
Школьный психолог. 2002. № 4. –284с.
19. Столяренко Л. Д. Основы психологии:
практикум/ Ред. – сост. Л.Д. Сто-
ляренко – Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 686с.
20. Эриксон Э. Детство и общество.
- СПб.: Летний сад, 1996. – 400 с.
21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная
психотерапия. М., 1990. –
387с.
Приложения
Приложение 1
Описание методики « Тест тревожности (разработан америк.
психологами Р. Тэммл и М. Дорки)».
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию.
Рис. 1. Помощь (Ребёнок предлагает вместе собирать конструктор).
Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем (Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везёт коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (Ребёнок сидит на стуле и одевает ботинки).
Рис. 5. Дружба (Ребёнок предлагает сверстнику вместе играть в мяч).
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (Ребёнок идёт к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис. 7. Умывание (Ребёнок умывается в ванной комнате).
Рис. 8. Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то).
Рис. 9. Игнорирование (Отец играет с малышом; ребёнок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребёнка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (Мать и ребёнок убирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (Двое сверстников убегают от ребёнка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребёнок с родителями (Ребёнок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (Ребёнок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Метод предъявления. Рисунки предъявляются ребёнку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, экспериментатор даёт инструкцию следующего содержания:
1. Помощь. «Как
ты думаешь, какое у ребёнка
будет лицо, весёлое или печальное?
Он (она) предлагает собирать
2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она)гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное?».
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) одевается».
5. Дружба. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) предлагает играть вместе».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?».
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?».
11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?».
13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) ест».
Во избежание
персеверативных выборов у
Протоколирование. Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.
Образец протокола
Имя: |
Возраст: |
Дата: | |
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое лицо |
Печальное лицо | ||
1. Помощь |
|||
2. Ребёнок и мать с младенцем |
|||
3. Объект агрессии |
|||
4. Одевание |
|||
5. Дружба |
|||
6.Укладывание спать в одиночестве |
|||
7. Умывание |
|||
8. Выговор |
|||
9. Игнорирование |
|||
10. Агрессивность |
|||
11. Уборка игрушек |
|||
12. Изоляция |
|||
13. Ребёнок с родителями |
|||
14. Еда в одиночестве |
Анализ данных. Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.
Так рис. 1 (Помощь), 5 (Дружба) и 13 (Ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску;
рис. 3 (Объект агрессии), 8 (Выбор), 10 (Агрессивное нападение) и 12 (Изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску;
рис. 2 (Ребёнок и мать с младенцем), 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование), 11 (Уборка игрушек) и 14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл.
Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку» - то, какой эмоциональный смысл придаёт им ребёнок, указывает на его мироощущение и его нормальный или травмирующий опыт общения.
Протоколы каждого ребёнка подвергаются качественному и количественному анализу.
Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (ЧЭНВ) (печальное лицо) к общему числу рисунков:
ИТ= *100%
По ИТ дети в возрасте до 7 лет подразделяются на 3 группы:
а) Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%);
в) Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Приложение 2
Описание методики «Опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна».
1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
2. Люди преувеличивают
способность животных чувствова
3. Мне неприятно,
когда люди не умеют
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они себя сами жалеют.
5. Когда со мной кто-то рядом нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
9. Я сильно
волнуюсь, когда должен сообщить
людям неприятное для них
10. На моё
настроение сильно влияют окруж
11. Я считаю
иностранцев холодными и
12. Мне хотелось
бы получить профессию,
Информация о работе Восприятие семьи детьми из полных и неполных семей