Восприятие семьи детьми из полных и неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

За последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы её проявления. Таким образом, актуальность исследования взаимосвязи личностной тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери диктуется необходимостью углубленного исследования проблемы.
Цель исследования – изучение взаимосвязи личностной тревожности ребёнка и уровня эмпатии матери.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава Ι. Теоретическое исследование взаимосвязи личностной тревожности
ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии матери………….... 6
1.1. Характеристика развития ребёнка младшего школьного возраста………. 6
1.2. Понятие эмпатии в психологии………………………………………......... 13
1.3. Понятие тревожности – ситуативной и личностной…………………….... 17
1.4. Характеристика факторов влияющих на формирование личностной
тревожности ребёнка………………………………………………………. 21
Выводы по главе Ι………………………………………………………………. 29
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной
тревожности ребёнка младшего школьного возраста и уровня эмпатии
матери……………………………………………………………………………. 30
2.1. Разработка программы исследования …………………………………….. 30
2.2. Представление и анализ результатов …………………………………….. 33
2.3. Разработка рекомендаций………………………………………………….. 40
Выводы по главе ΙΙ……………………………………………………………… 48
Заключение………………………………………………………………………. 49
Список литературы …………………………………………………………….. 49
Приложения……………………………………………………………………… 51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Восприятие семьи.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

13. Я не слишком  расстраиваюсь, когда мои друзья  поступают необдуманно.

14. Мне очень  нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По-моему,  одинокие люди часто бывают  недоброжелательными.

16. Когда я  вижу плачущего человека, то и  сам расстраиваюсь.

17. Слушаю некоторые  песни, я порой чувствую себя  счастливым.

18. Когда я  читаю книгу (роман, повесть), то  так переживаю, как будто то, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я  вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

20. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг волнуются.

21. Если мой  друг или подруга начинают  обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно,  когда люди, смотрят кино, вздыхают  и плачут.

23. Чужой смех  меня не заражает.

24. Когда я  принимаю решение, отношение других  людей к нему, как правило, роли  не играет.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26. Я переживаю,  если вижу людей, легко расстраивающихся  из-за пустяков.

27. Я очень  расстраиваюсь, когда вижу страдания  животных.

28. Глупо переживать  по поводу того, что происходит  в кино или, о чём читаешь книгу.

29. Я очень  расстраиваюсь, когда вижу беспомощных  старых людей.

30. Чужие слёзы  вызывают у меня раздражение.

31. Я очень  переживаю, когда смотрю фильм.

32. Я могу  оставаться равнодушным к любому  волнению вокруг.

33. Маленькие  дети плачут без причины.

Обработка результатов. Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитаёте количество совпадений.

Ответ

 Номера утверждений - предложений

Согласен «+»

1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Не согласен «-»

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20 ,21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33


 

Полученное  общее количество совпадений (сумму  баллов) сравните со шкалой (таблицей):

 Пол

 Уровень эмпатических тенденций

 Высокий

 Средний

 Низкий

Очень низкий

 Юноши

 33-26

 25-17

 18-8

 7-0

 Девушки

 33-30

 29-23

 22-17

 16-0


 

Приложение 3

 Описание  методики «Диагностики уровня  эмпатических способностей В.  В Бойко».

  1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
  2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
  3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
  4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
  5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
  6. Обычно я с первой же встречи угадываю “родственную душу” в новом человеке.
  7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
  8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- то угнетены.
  9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
  10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности – бестактно.
  11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
  12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
  13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
  14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
  15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
  16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
  17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
  18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
  19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
  20. Чужой смех обычно заражает меня.
  21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
  22. Плакать от счастья глупо.
  23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
  24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
  25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
  26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
  27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".
  28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
  29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
  30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистичная.
  31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
  32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
  33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
  34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
  35. Бели я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
  36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Ключ к тесту

Подсчитывается  число правильных ответов (соответствующих  “ключу”) по каждой шкале. Затем определяется суммарная оценка:

Рациональный  канал эмпатии:  +1, +7, -13, +19, +25, -31;

Эмоциональный канал эмпатии:  -2, +8, -14, +20, -26, +32;

Интуитивный канал эмпатии:  -3, +9, +15, +21, +27, -33;

Установки, способствующие эмпатии:  +4, -10, -16, -22, -28, -34;

Проникающая способность  в эмпатии:  +5, -11, -17, -23, -29, -35;

Идентификация в эмпатии:  +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Интерпретация результатов теста

Анализируются показатели отдельных шкал и общая  суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться  от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре  эмпатии.

Рациональный  канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность  эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал  эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность  эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность  в эмпатии расценивается как  важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация  – еще одно непременное условие  успешной змпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии.

Суммарный показатель теоретически может изменяться в  пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным данным В.В.Бойко, можно считать:

30 баллов и  выше – очень высокий уровень  эмпатии;

29-22 – средний;

21-15 – заниженный;

менее 14 баллов – очень низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Сводная таблица  результатов методики «Тест тревожности(Р. Тэммл  и

                       М. Дорки)» младших школьников

Код

Кол-во эмоциально негативных выборов

%

Уровень тревожности

Д1

3

21

Средний

Д2

4

29

Средний

Д3

5

36

Средний

Д4

6

43

Средний

Д5

7

50

Средний

Д6

7

50

Средний

Д7

6

43

Средний

Д8

6

43

Средний

Д9

8

57

Высокий

Д10

1

7

Низкий

Д11

2

14

Низкий

Д12

2

14

Низкий

Д13

9

64

Высокий

Д14

5

36

Средний

Д15

10

71

Высокий

Д16

4

29

Средний

Д17

1

7

Низкий

Д18

1

7

Низкий

Д19

3

21

Средний

Д20

3

21

Средний

Д21

4

29

Средний

Д22

5

36

Средний

Д23

11

79

Высокий

Д24

2

14

Низкий

Д25

2

14

Низкий

Д26

1

7

Низкий

Д27

12

86

Высокий

Д28

6

43

Средний


 

 

Приложение 5

Сводная таблица  результатов методики «Опросники диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна» матерей младших школьников

Код

Кол-во баллов

Уровень

М1

28

Средний

М2

27

Средний

М3

26

Средний

М4

23

Средний

М5

25

Средний

М6

24

Средний

М7

23

Средний

М8

23

Средний

М9

16

Очень низкий

М10

33

Высокий

М11

30

Высокий

М12

32

Высокий

М13

18

Низкий

М14

24

Средний

М15

17

Низкий

М16

25

Средний

М17

31

Высокий

М18

30

Высокий

М19

26

Средний

М20

27

Средний

М21

24

Средний

М22

29

Средний

М23

14

Очень низкий

М24

30

Высокий

М25

31

Высокий

М26

32

Высокий

М27

22

Низкий

М28

29

Средний

Информация о работе Восприятие семьи детьми из полных и неполных семей