Воспитание ребёнка в неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 04:06, доклад

Краткое описание

как воспитывать ребёнка в неполной семье

Файлы: 1 файл

Воспитание ребенка в неполной семье.docx

— 20.41 Кб (Скачать)

Воспитание  ребенка в неполной семье

Ребенок всегда глубоко  страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно  вызывает у детей психический  надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в  разделенной семье, но это потребует  очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в  возрасте от 3 до 12 лет, последствия  ощущаются особенно остро. Разделению семьи или разводу супругов нередко  предшествуют многие месяцы разногласий  и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые  своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений  уберечь его от разрешения собственных  проблем.

 Ребенок ощущает  отсутствие отца, даже если не  выражает открыто свои чувства.  Кроме того, он воспринимает уход  отца как отказ от него. Ребенок  может сохранять эти чувства  многие годы.

 Очень часто  после разделения семьи или  развода мать вновь вынуждена  пойти на хорошо оплачиваемую  работу и в результате может  уделять ребенку меньше времени,  чем прежде. Поэтому тот чувствует  себя отвергнутым и матерью.

 Какое - то время  после разделения семьи или  развода отец регулярно навещает  ребенка. Во всех случаях это  очень глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему  любовь и великодушие, развод  окажется для ребенка еще мучительнее  и необъяснимее. Кроме того, он  с недоверием и обидой будет  смотреть на мать. Если же отец  держится сухо и отчужденно, ребенок  начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним  видеться, и в результате у  него может зародиться комплекс  вины. Если родители охвачены  вдобавок желанием мстить один  другому, они заполняют сознание  ребенка вредным вздором, ругая  друг друга и подрывая тем  самым психологическую опору,  которую обычно ребенок получает  в нормальной семье. В этот  период ребенок может, воспользовавшись  расколом семьи, сталкивать родителей  друг с другом и извлекать  нездоровые преимущества. Заставляя  их оспаривать свою любовь  к нему, ребенок будет вынуждать  их баловать себя, а его интриги  и агрессивность со временем  могут даже вызвать их одобрение.  Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из - за нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце. На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.

 Казалось бы, мать  все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет  повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки. Если родители не живут вместе, если они разошлись, то очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей. Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как - нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему. Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно. Если родители по - настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение. 

Как и в случае с другими негативными явлениями, образование страхов проще предотвратить, чем с ними бороться.

 Очень часто  родители, сами того не подозревая, становятся причиной возникновения  страхов. Дети, как губка, впитывают  поведение и эмоции близких  людей. Сначала это может быть  лишь игрой, подражанием, а  затем перерастает в настоящее  переживание.

Так, например, ребенок  может изначально не бояться насекомых, но, видя испуг матери, начнет испытывать страх перед ними.

 Поэтому не  следует делиться с друзьями  своими негативными переживаниями  или страшными снами, когда  вас может услышать ребенок.  Быть может, для Вас это уже  не больше чем пройденный этап  или вовсе шутка ночи, но зерно  страха может прорости на податливой  почве психики малыша. По этой  же причине старайтесь сдерживать  проявление самого страха в  подобной ситуации.

 Помимо этого  МирСоветов рекомендует не пугать детей намеренно, только ради того, чтобы они стали более послушными. И уж тем более говорить, что отдадите их в чужие руки столь популярного дяди милиционера или врача, не стоит. Это может привести не только к боязни представителей данной профессии, но и вызвать страх быть покинутым.

Статистика говорит, что страх остаться без родителей  – один из самых распространенных в раннем детстве.

 Источником страха  может быть и современное телевидение,  чей эфир заполонили фильмы  ужасов и сводки криминальных  новостей. Следует оградить детей  от их просмотра. Но делать  это надо пластично, переключая  внимание на другие занятия,  игры, лепку, а не налаживанием  табу. Запретный плод сладок.

Задумайтесь: если Вы проводите за голубым экраном  все свободное время, стоит ли удивляться тому, что ребенок так  тянется к просмотру телевизионных  программ?

 Появлению страхов  способствует и неопределенность  воспитания. Дети теряют устойчивость  мира, когда линия воспитания  одного родителя противоречит  линии другого. Они становятся  тревожными, мнительными и неуверенными, а значит более подверженными  влиянию среды. Происшествие, которое  никак не отразилось бы на  других детях, у таких ребят  может вызвать появление страхов.  Поэтому если мама сказала  «нельзя», то и папа должен  это подтвердить. Разногласия  по воспитанию нужно обсуждать,  когда полностью уверены, что  ребенок вас не слышит.

Стиль родительского  воспитания: слишком строгий или  попустительский, не систематический  – наиболее частая причина возникновения  страхов у детей. Ребенок находится  в некомфортной среде. Достаточно любого повода, чтобы спустить механизм развития страха.

 Вера маленьких  детей в родительскую силу  практически безгранична. Хорошим  оберегом от страхов может  стать любимая игрушка или  созданный талисман.

 Но иногда случается,  что боязнь чего-либо все равно  возникает вопреки нашим стараниям.  Не нужно игнорировать страх  или ругать ребенка. Оставайтесь  спокойными и уверенными. Предложите  малышу свою помощь и вместе  победите страх. Например, с помощью  следующих методик. 

Как преодолеть детские  страхи

Визуализация. Признать свой страх – значит сделать первый шаг к его преодолению. Нарисовать – пройти полпути. Рисуя, ребенок  высвобождает свой страх. Конкретизирует его. Переносит в материальный мир.

Иногда ребенок  отказывается изображать свой страх  и даже объясняет это тем, что  не умеет рисовать. Не нужно давить на ребенка. Лучше скажите, что страх  пакостный, поэтому даже хорошо, если он выйдет не красивым. Нарисуйте свой бывший страх. Так Вы, во-первых, покажете, что бояться могут все и в этом нет ничего постыдного, а во-вторых, своим примером дадите понять, что страх можно победить. Затем предложите ребенку нарисовать что-нибудь, чего он боялся, «когда был маленьким». После можно перейти к нынешним страхам.

 И теперь, когда  страх больше не живет внутри  малыша, им можно манипулировать. Так страх можно куда-нибудь  поместить, чтобы он не выбрался. Например, можно дорисовать вокруг  чудища клетку или трехлитровую  банку. Или изолировать другим  предложенным ребенком способом. А когда страх будет заперт, с ним можно поступить различными  способами:

1) листок с изображением, а значит и сам страх, можно  ритуально уничтожить. Например, разорвать  на мелкие кусочки и сжечь;

Если у малыша возникают сомнения, лучше спросите у него самого наиболее действенный  способ. Так в практике автора был  мальчик, который заявил что Пыльное Чудище снова оживет из пепла, и предложил спустить разорванный листок в унитаз. Из водоворота ему ну никак не выбраться.

2) сделать страх  более дружелюбным. Рассказать, что  чудище несчастное, поэтому выглядит  так страшно и пугает своим  видом. Можно вспомнить вид  самого малыша, когда он плакал: красный, с опухшими глазами.  Поразмышляйте с ребенком, чем  страх может быть расстроен.  Придумайте вместе, что могло  бы обрадовать страх. Дорисуйте  ему торт, воздушные шары или  прилепите бантик.

Трансформация. «Лучшее  оружие против страха – смех», –  утверждает не только профессор Люпин, персонаж, придуманный Джоан Роулинг, но и ряд психологов. Испробовать этот способ для борьбы с детскими страхами можете и Вы. Для преодоления собственного страха надо лишь попросить ребенка, вслед за героями цикла книг о Гарри Потере, представить то, чего он боится, в комичном виде. Например, нарядить монстра в дурацкую одежду или поставить на роликовые коньки, а можно даже разукрасить в яркие, радостные тона. Превратите это в игру, поощряя малыша за фантазию и поддерживая ребенка хорошим настроением.

Так можно работать не только с выдуманными объектами, но и имеющими под собой реального  прототипа: строгого учителя, придирчивую  соседку.

 Таким образом можно трансформировать не только определенное существо, но даже целую ситуацию, превратив её из пугающей в успешную или смешную. Её даже можно проиграть для пущей убедительности. Например, вооружившись волшебной шваброй и фонариком – лазером истребить чуланного монстра. Или повторить сюжет страшного сна так, чтобы ребенок вышел победителем из ситуации.

Если ребенку сложно вернуться к травмирующей ситуации, предложите разыграть похожий (но не идентичный) сюжет с помощью игрушек. Подойдите к этому как к  театрализованному представлению. Придумайте сюжет. Распределите роли. Создайте вместе декорации. Выберите или  пошейте игрушки – действующих  персонажей. Устройте несколько репетиций. Можно даже пригласить друзей ребенка  для участия или просмотра. Сложно? Жаль времени? Так ведь здоровье малыша и Ваше спокойствие за него важней.

 Еще один вариант  как можно трансформировать ситуацию  – показать её обратную красивую  сторону. Так тьма, которую очень  часто боятся дети, полна звезд  и добрым, сказочным волшебством.  Это лучшее время для пряток  и просмотра диафильмов.

Постепенное сближение. Но бывает так, что лишь одно упоминание о причине страха вызывает у ребенка  панику. Такое случается, когда с  малышом в реальности произошла  травматическая ситуация (укусила собака, сильно поранился, обжегся). Еще хуже, когда она повторялась несколько  раз и успела закрепиться. Для  того чтобы помочь преодолеть подобные страхи, сначала нужно логически  объяснить произошедшее и доходчиво  рассказать, что нужно делать, чтобы  вновь не попасть в эту ситуацию.

Обязательно учитывайте при объяснении возраст ребенка, чтобы не получилось как в анекдоте:

 – Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается  коричневым?

 – Дело в  том, сынок, что в яблоке  имеются различные химические  вещества. Одно из них – железо. Так вот, когда железо вступает  с кислородом, находящимся в воздухе,  в химическую реакцию, получается  окисление. В результате образуется  вещество, которое и окрашивает  яблоко в коричневый цвет.

 – Папа, а с  кем ты сейчас разговаривал?

 МирСоветов советует начинать с предметов, косвенно связанных со страхом. Так ребенку, пострадавшему от укуса собаки, можно показать мультик, тематически связанный с этим животным. Например, «Варежка», «Котенок по имени Гав» или «Бобик в гостях у Барбоса». Затем подарить мягкую игрушку… а после, если есть возможность, и самого щенка. Ухаживая за маленьким, почти беспомощным существом, ребенок не только преодолеет свой страх перед собаками, но и приобретет друга и защитника.  

 Помните, что  на борьбу со страхом может  уйти от пары минут до нескольких  недель или даже месяцев. Какой  бы способ Вы самостоятельно  или вместе с психологом не  выбрали, успех победы над детским  страхом в первую очередь зависит  от того, насколько искренне и  доброжелательно Вы протянули  руку помощи своему чаду и  готовности измениться самому, чтобы  помочь ребенку. 

Все объявления

Информация о работе Воспитание ребёнка в неполной семье