Неполная семья как фактор социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:56, статья

Краткое описание

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с одним из других социальных институтов, так как в семье формируется и развивается личность человека, происходит процесс овладения им многообразными социальными ролями. В семье закладываются основы нравственности человека, усваиваются нормы поведения, формируются ценностные установки и ориентации. Семья способствует самоутверждению и самореализации человека, стимулирует его социальную и творческую активность.

Файлы: 1 файл

социализация детей в неполных семьях на примере гимназии.docx

— 20.79 Кб (Скачать)

СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ (НА ПРИМЕРЕ УО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГИМНАЗИЯ №4 Г.ВИТЕБСКА)

 

 Гукова Е.В. (УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Науч. рук. – Качан Г.А., канд. пед. наук, доцент

 

Роль семьи  в обществе несравнима по своей силе ни с одним  из других социальных институтов, так  как в семье формируется и  развивается личность человека, происходит процесс овладения им многообразными социальными ролями. В семье закладываются основы нравственности человека, усваиваются нормы поведения, формируются ценностные установки и ориентации. Семья способствует самоутверждению и самореализации человека, стимулирует его социальную и творческую активность.

В последние десятилетия  в нашем обществе  имеет место трансформация социальных отношений, что порождает новые формы семейных отношений, прежде всего, распространение внебрачных связей, рост числа неполных семей. По данным переписи Республики Беларусь в 2009 году таких семей насчитывалось 60,7 тыс. и 5,3 тыс., что в 1,7 раза и в 2,4 раза больше, чем в 1999 году. В неполных семьях воспитывается 217 тысяч детей. В семьях, в которых мать или отец воспитывает детей совместно со своими родителями, проживает 80 тыс. детей [3].

Основными причинами увеличения числа неполных семей в Беларуси следует считать:

  1. Увеличение количества разводов.  По статистике на январь-сентябрь 2011 года зафиксировано 27 685 тыс. разводов [3]. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.
  2. Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака. В 2010 году 19,6% детей родилось у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В настоящее время каждый пятый ребенок в стране рождается вне зарегистрированного брака [3]. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа: a) матери, родившие ребенка без мужа сознательно; в) матери, родившие ребенка без мужа вынужденно; c) матери, усыновившие ребенка, без мужа.
  3. Увеличение смертности мужчин. В 2010 году в трудоспособном возрасте умерло 32,1 тыс. человек. При этом число случаев смерти мужчин этой возрастной группы в 4,6 раза превысило число случаев смерти женщин [3]. Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Однако стоит отметить, что в более уязвимом положении оказываются всё-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.

В нашем исследовании под  неполной семьей мы будем рассматривать  категорию семей состоящую из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми и образованная вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания» [1, с. 152-153]. Базой нашего исследования является Учреждение образования «Государственная гимназия №4 г.Витебска», где на 1 сентября 2011 года  насчитывалось 117 неполных семей, в которых воспитывается 149 детей (121 учится в гимназии). Из общего числа неполных семей 4 являются отцовскими, а остальные 113 - материнскими. В социально опасном положении находится 1отцовская семья и на внутришкольном контроле 1 материнская семья. Причины появления данных неполных семей:

  • 52 - развод родителей;
  • 19 - матери-одиночки;
  • 10 – вдовство одного из родителей и др.

Среди проблем неполных семей  особенно остро стоит проблема её функционирования как института  социализации. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [2, с.274]. Социализирующая функция семьи заключается в физическом и эмоциональном развитии ребенка; формировании психологического пола ребенка; умственном развитии ребенка; формировании фундаментальных ценностных ориентаций; овладении ребенком социальными нормами.

Таким образом, именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. Роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

 

 

Литература:

  1. Гребенников, И.В. , Ковинько, Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь / М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
  2. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Авт. - сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 276 с. 
  3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь в цифрах. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 31.10.2011.

Информация о работе Неполная семья как фактор социализации