Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:56, статья
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с одним из других социальных институтов, так как в семье формируется и развивается личность человека, происходит процесс овладения им многообразными социальными ролями. В семье закладываются основы нравственности человека, усваиваются нормы поведения, формируются ценностные установки и ориентации. Семья способствует самоутверждению и самореализации человека, стимулирует его социальную и творческую активность.
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ (НА ПРИМЕРЕ УО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГИМНАЗИЯ №4 Г.ВИТЕБСКА)
Гукова Е.В. (УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Науч. рук. – Качан Г.А., канд. пед. наук, доцент
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с одним из других социальных институтов, так как в семье формируется и развивается личность человека, происходит процесс овладения им многообразными социальными ролями. В семье закладываются основы нравственности человека, усваиваются нормы поведения, формируются ценностные установки и ориентации. Семья способствует самоутверждению и самореализации человека, стимулирует его социальную и творческую активность.
В последние десятилетия в нашем обществе имеет место трансформация социальных отношений, что порождает новые формы семейных отношений, прежде всего, распространение внебрачных связей, рост числа неполных семей. По данным переписи Республики Беларусь в 2009 году таких семей насчитывалось 60,7 тыс. и 5,3 тыс., что в 1,7 раза и в 2,4 раза больше, чем в 1999 году. В неполных семьях воспитывается 217 тысяч детей. В семьях, в которых мать или отец воспитывает детей совместно со своими родителями, проживает 80 тыс. детей [3].
Основными причинами увеличения числа неполных семей в Беларуси следует считать:
В нашем исследовании под неполной семьей мы будем рассматривать категорию семей состоящую из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми и образованная вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания» [1, с. 152-153]. Базой нашего исследования является Учреждение образования «Государственная гимназия №4 г.Витебска», где на 1 сентября 2011 года насчитывалось 117 неполных семей, в которых воспитывается 149 детей (121 учится в гимназии). Из общего числа неполных семей 4 являются отцовскими, а остальные 113 - материнскими. В социально опасном положении находится 1отцовская семья и на внутришкольном контроле 1 материнская семья. Причины появления данных неполных семей:
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема её функционирования как института социализации. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [2, с.274]. Социализирующая функция семьи заключается в физическом и эмоциональном развитии ребенка; формировании психологического пола ребенка; умственном развитии ребенка; формировании фундаментальных ценностных ориентаций; овладении ребенком социальными нормами.
Таким образом, именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. Роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Литература: