Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:14, дипломная работа

Краткое описание

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы, образы и действия имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциальная по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда неправильно на какой-то объект или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………..……6
1.1 Понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет….………………6 1.2 Потребности и становление сознания детей различных возрастных
групп……………………………………………………………………………….9
1.3 Воздействие мультфильмов на сознание детей……………………....……16
2. Отрицательное воздействие мультфильмов на формирование детского сознания.………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика содержания отечественных и иностранных мультфильмов……………………………………………………………………19
2.2 Поведенческие особенности у детей младшего школьного возраста под воздействием мультфильмов……………………………………………………22
2.3 Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей………………………………………………….25
3. Исследовательская работа по изучению влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста………………………………..31
3.1 Просмотр мультфильмов детьми младшего школьного возраста……......31
3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников… ……………….38
3.3 Исследование воздействия мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………...64

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

 

Из таблицы видно, что в данной группе испытуемых не оказалось детей с низким уровнем тревожности, 6 человек имеют средний уровень тревожности, 4 ребенка обладают высоким уровнем тревожности.  

У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».

Также для выявления уровня тревожности следствием, которого является  просмотра телевидения и дальнейшем его влиянием на сознание, мы решили воспользоваться рисуночным тестом.

Цель: Выявление уровня тревожности детей.

Оборудование: Листы размером А4, простые и цветные карандаши, краски, ластик.

Инструкция: Детям предлагалось нарисовать сюжет из любимого мультфильма.

Анализ и обобщение результатов.

С заданием успешно справились все дети, но для исследования мы выбрали несколько из них.

Рисунок «Русалочки»

Рисунок «Русалочки» вызывает ровные чувства. Не чувствуется ни позитивного настроения, ни негативного.

Сюжет, группа персонажей расположена в центре со сдвигом влево. Линии четкие без исправлений и прерываний с сильным нажатием карандаша – это говорит об исполнительности. Ребенок внимательный со средней степенью утомляемости.

В изображении основного персонажа, центральной фигуры не смотря на использование ярких цветов (акцент на внешний вид) очень не ярко, бледно нарисовано лицо. По этому показателю можно судить о слабо развитой эмоциональной сфере ребенка. Также в центральной фигуре ярко подчеркнута сексуальность героя. Темные тона цветовой гаммы говорят о подавленном состоянии в момент выполнения работы.

50% синего цвета – это потребность  в покое и отдыхе, защите от  внешних воздействий. Интровертированность , избирательность в контактах, аналитический  склад ума. Пассивная позиция. 20% зеленого – потребность в оберегании своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства. 20% оранжевого – говорит о мотивации избегания неуспеха, повышенная тревожность.

Рисунок «Микки Маус».

Самостоятельный в целом позитивный рисунок, вызывает чувство легкости невесомости. У героев нет опоры, они парят над землей. Этот факт указывает на неуверенность ребенка в себе.

Нажим карандаша при рисовании контура четкий, умеренный, без исправлений. Штрихи равномерные. Автор рисунка обладает средней степенью тревожности. Дружелюбный, легко устанавливает контакты. Цветовая гамма черно-белая, красные оттенки и жёлтый. Склонность к неожиданным поступкам, низкий контроль эмоциональных состояний. В ситуации выраженной эмоциональной напряженности ребенок принимает протестную позицию. Низкий фон инстинкта самосохранения.

Рисунок «Вини Пух и его друзья».

Доброжелательный рисунок, но содержание сюжета определить сложно. Контуры и штрихи  имеют слабый нажим, прерывания – признак повышенной тревожности. Бледная цветовая гамма расширенна. При анализе использования цвета можно предположить, что автор рисунка обладает степичным типом реагирования, активность позиций, выраженная эмоциональность. Широта диапазона интересов и высокая поисковая активность. При недостаточной личностной интеграции, повышенная конфликтность.

Рисунок «Том и Джерри»

Серый рисунок вызывает тревожное состояние. Центральные фигуры не равномерно распределены на листе бумаги. Исправления, не равномерные штрихи являются признаком тревожности автора. Большие глаза, сильно заштрихованные зрачки свидетельствуют о страхах или плохом самочувствии автора.

Использовано три основных цвета черный, серый, коричневый. Свидетельствует о смешанной позиции, сочетающую в себе ограничительную функцию пассивности с выраженным чувством внутреннего протеста. Частая смена настроения и активности – эмоциями гнева. Перенапряжение психологическое и физическое.

Рисунок «Плуто»

Рисунок вызывает беспокойство, агрессивность и ожидание динамики движения. Линии четкие с сильным нажатием карандаша, что говорит о адекватной самооценки автора рисунка. Некоторые прерывистые линии говорят об частой смене настроения.

Большие глаза у центрального персонажа с густо закрашенными зрачками, яркий окрас – по этим параметрам можно предположить, что ребенок часто испытывает чувство страха. Размер и пропорции рисунка нормальные.

Цветовая гамма желто-красная на 1\3 использован черный цвет. Красный – говорит о повышенной активности ребенка, возбудимости, направленности во вне. Желтый – любознательность, непосредственность. Черный – ребенок часто выражает протест и подвержен депрессивным состоянием.

Рисунок «Микки Маус»

Рисунок вызывает положительные эмоции. Яркий, позитивный.

Объект занимает весь лист, контуры четкие, но с частыми исправлениями и затираниями. Учитывая эти обстоятельства можно сказать, что в ребенке развита эгоистичность, он ориентирован на себя и удовлетворении своих потребностей, склонен к частым перепадам настроения.

В рисунке использовалось 4 цвета 40% - черный, 30% - синий, 15% - желтый, 15% - красный. Ребенок обладает смешанным типом реагирования, занимает позицию пассивно протестную, выраженная неустойчивость состояний. Сниженный фон настроения, усталость. Потребность анализировать и узнавать глубже происходящие вокруг процессы.

Таким образом, можно сделать вывод о негативном влиянии мультфильмов на сознание детей, так как изменяется уровень тревожности, страха, агрессии, а также речь детей младшего школьного возраста.

Большинство родителей твердо убеждены в том, что просмотр телевизора ребенком в период его активного развития негативно сказывается на его еще не сформировавшейся психике. Поэтому никакой пользы от телевизора нет, только вред. Однако в последнее время большинство психологов склонны к иному утверждению, заключающемуся в том, что полное ограждение ребенка от просмотра телевизора, как самого доступного средства массовой информации, не способствует полноценному развитию его познавательных качеств и коммуникабельности. А вот рациональный подход к организации просмотра телевизора ребенком может быть прекрасным помощником в процессе воспитания.

Категорический запрет со стороны родителей для просмотра телевизора ребенком может только навредить. Ведь чем больше родители будут говорить ребенку, что телевизор – это плохо, ничему хорошему он не научит, тем сильнее будет желание ребенка его смотреть. Его любознательность, поверьте, подскажет ему способ телевизор посмотреть. В этом случае, как он сможет научиться различать полезную информацию от вредной? К тому же ребенок может общаться с теми детьми, чьи родители вовсе не приемлют такую методику воспитания и не придерживаются ее. 
При просмотре различных документальных фильмов, кино, мультфильмов ребенок испытывает различные эмоции, учится их контролировать. На примере героев мультфильмов малыш начинает понимать что плохо, а что хорошо, и делать соответствующие вводы, которые в будущем могут ему помочь. Одновременно с этим ребенок стремится к тому, чтобы находиться на одной ступени развития со своими сверстниками, как говорится, идти в ногу со временем, поэтому следит за новинками в телевизионном мире. 
В связи свыше сказанным мы провели небольшое анкетирование среди родителей.

Цель: выявление уровня заинтересованности родителей в телевизионной программе для детей.

Оборудование: для проведения исследования были распечатаны бланки для вписывания ответов. Бланк лист формата А4, вопросы отпечатаны на принтере, для ответов оставлены пустые строчки.

Инструкция.

Вопросы и указания напечатаны в самом вопроснике, на все вопросы родителей по заполнению давался один ответ: «Пишите, что хотите и как хотите»

Вопросы

Сколько времени около телевизора проводит ваш ребенок?

Как ребенок ведет себя во время просмотра мультиков?

Обсуждаете ли вы увиденное по телевизору?

Подбираете программу просмотра телепередач?

Как вы считаете, как влияет просмотр телевизора на развитие сознания вашего ребенка?

Анализ и обобщение результатов.

Сколько времени около телевизора проводит ваш ребенок?

Среднее время просмотра телевизора детьми 2-3 часа. Существуют рекомендации офтальмологов относительно того, сколько времени ребенок может проводить у телевизора без вреда для своих глаз. Кроме того, существует риск, что дети, проводящие немало времени у экранов, не только физически, но и психологически развиваются несколько медленнее, нежели те их сверстники, которые пассивному просмотру мультфильмов предпочитают активные способы освоения окружающего их пространства. Еще в 1986 году крупные исследователи в США выявили, что у детей, проводящих чрезмерное количество времени у телевизора, хуже развиты творческие способности и социальные навыки. Эти данные были подтверждены в 1998 году другими крупными исследователями. Замедление объясняется тем, что происходит замещение телевизором различных видов досуговой деятельности ребенка, а также его общения с родителями и сверстниками.

Как ребенок ведет себя во время просмотра мультиков?

30% опрошенных ответили что дети  ведут себя агрессивно, особенно  если пытаются отвлечь ребенка  от мультипликационной программы. Остальные 70% сказали что дети ведут себя спокойно, сдержанно. По мнению ученых агрессия во время просмотра может возникать из-за ярких красочных образов. Осторожно относитесь к едко-красочным мультфильмам, т.к. резкая смена цветовой гаммы может вызвать плохое настроение и даже плаксивость. Кроме того, следует обращать внимание на мультипликационные сериалы, которые идут по телевизионному каналу практически круглосуточно. И помимо самих сериалов, существует еще одна опасность – в виде рекламы жвачек, кока-колы, игрушек-трансформеров. То есть, кроме привязанности к любимому герою, детей “подсаживают” на продукты, вредные для здоровья.

Обсуждаете ли вы увиденное по телевизору?

Подбираете программу просмотра телепередач?

Многие родители ответили, что редко обсуждают увиденное по телевизору и редко подбирают программу просмотра, ссылаясь на занятость работой.

Родители обязательно должны просмотреть мультфильм сами, прежде чем показать его ребенку.

Следует избегать мультфильмов, где персонажи ведут себя агрессивно, жестоко, много дерутся. После просмотра такого мультфильма агрессивность у детей повышается, игры могут принимать иной характер – игрушки могут лупить друг друга и громко кричать. Также ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям. Кроме того, мультяшные герои, которые ведут себя недопустимым образом и нарушают общепринятые правила, не несут никакой ответственности за содеянное и не получают серьезного наказания, что, в свою очередь, приводит к тому, что у ребенка закрепляется представление о допустимости подобного поведения. 
Нельзя показывать мультфильм, где встречаются сцены глумления над старостью, немощностью и слабостью, а также моменты неуважительного отношения к животным и растениям.

Лучше всего, если вы будете смотреть мультфильмы с ребенком. Ничего страшного не произойдет, если вы не приготовите борщ, не допишете кандидатскую и не сходите в гости – это можно сделать и позже. Важно уделить внимание ребенку сейчас. Вы получите уникальную возможность быть с вашим ребенком, смотреть и обсуждать с ним мультфильмы, а при необходимости прокомментировать и правильно расставить акценты, рассмотреть вместе с ним все «хорошо» и «плохо». Просите ребенка пересказать увиденное, узнайте, что его волнует. Все это позволит вынести из увиденного полезную информацию и будет способствовать развитию мышления вашего малыша. Чтобы просмотр мультфильмов стал для вашего ребенка не просто бессмысленным времяпрепровождением, вот несколько рекомендация психологов.

Ограничьте просмотр телевизора. Не стоит использовать "мультики" вместо няньки, повышать их привлекательность, отказывая в их просмотре в качестве наказания. Определяя длительность просмотра, помните, что "все хорошо в меру".

Обсуждайте мультфильмы. Смотрите их вместе с детьми и указывайте на те тонкости, которые дети могу пропустить. Просите ребенка пересказать увиденное, обсудите с ним то, что его волнует. Это позволит не только вынести из "мультика" полезную информацию, но и способствует развитию мышления вашего малыша. Не забудьте, что совместный просмотр покажет вашему ребенку его значимость для вас, что станет залогом близких отношений между вами в будущем.

При выборе "мультика" помните, что дети, подобно губке, впитывают и плохое, и хорошее, они строят свое поведение из наблюдений и приобретенного опыта. При выборе мультфильма, не стоит забывать о возрасте вашего ребенка, потому как "всему свое время". Кстати это правило можно отнести и к выбору времени просмотра.

Проводите больше времени со своим ребенком в совместных занятиях, играх, прогулках - никакие "мультики" не заменят ему родительского тепла. Помните, что проблемы и переживания вашего ребенка намного важнее проблем и неурядиц на работе.

Как вы считаете, как влияет просмотр телевизора на развитие сознания вашего ребенка?

При ответе на этот вопрос многие родители понятия не имеют, как пагубно может влиять мультфильм на сознание  детей. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями и сверстниками.

Иногда телевизор может быть полезен родителям, которые не владеют навыками обучения ребенка, либо из-за нехватки времени или по стечению обстоятельств не могут заниматься с ребенком. Поэтому в редких случаях можно разрешать смотреть ребенку вечернюю сказку или мультфильм, которые будут заменять прочитанную родителем сказку на ночь.

Использование отечественных мультфильмов помогут родителем, педагогам и психологам решить многие задачи воспитания. Например:

 

Задачи

Качества, которыми должен обладать мультфильм

Мультфильмы

1. Привить ребенку любовь к животным

Герои - очеловеченные животные. Обязательная оппозиция добра и зла

"Котенок по имени Гав", "Умка", "Доктор Айболит"

2. Привить ребенку умение дружить

Герои - люди/животные, живые и легкие по характеру; мораль - альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь

Серия мультфильмов "Чебурашка", "Крошка Енот", "Большой секрет для маленькой компании", "Приключения Домовенка Кузи"

3.Познание окружающего мира

Герои - животные, инопланетяне, роботы. Знания, расширяющие кругозор

"К.О. А. П. П." "Доктор Айболит"

4.Приучить ребенка к выполнению определенных обязательств

Герои - люди/животные, статус которых изменяется во времени с приобретением тех или иных качеств, умений (несчастный, когда не умел, счастливый, когда научился)

"Винни-Пух" "Топчумба" "Приключения Домовенка Кузи"

Информация о работе Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста