Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:14, дипломная работа
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы, образы и действия имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциальная по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда неправильно на какой-то объект или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………..……6
1.1 Понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет….………………6 1.2 Потребности и становление сознания детей различных возрастных
групп……………………………………………………………………………….9
1.3 Воздействие мультфильмов на сознание детей……………………....……16
2. Отрицательное воздействие мультфильмов на формирование детского сознания.………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика содержания отечественных и иностранных мультфильмов……………………………………………………………………19
2.2 Поведенческие особенности у детей младшего школьного возраста под воздействием мультфильмов……………………………………………………22
2.3 Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей………………………………………………….25
3. Исследовательская работа по изучению влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста………………………………..31
3.1 Просмотр мультфильмов детьми младшего школьного возраста……......31
3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников… ……………….38
3.3 Исследование воздействия мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………...64
А героев многих отечественных мультфильмов можно считать идеальными воспитателями потому, что:
1. Отечественные мультики не яркие, в них часто используются
3-4 цвета, но при этом применяются многочисленные
полутона. Это позволяет развивать внимание,
память. Ведь, чтобы понять, рассмотреть,
запомнить происходящее, ребенок подключает
именно эти функции.
2. Советская
мультипликация создана на основе традиций
русской сказки и даже классической русской
литературы. Сказка по своей природе метафорична,
она заставляет задуматься. Цепляясь за
метафоры, ребенок достраивает свой мир,
а для этого необходимо включить определенную
часть мозга. Кроме того, сказка дает ребенку
ответы на многие вопросы. То же самое
происходит и с мультфильмами.
3. Герои наших мультиков говорят хорошим русским языком.
4. Поют хорошие авторские песни.
5. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать. Наши мультфильмы детальнее, поэтому живее. Ежик "из тумана" такой реальный, а с Карлсоном так и хочется поиграть. Каждый из них по-своему смеется, по-своему грустит.
Какие мультфильмы смотреть детям:
1. Помните, что не каждый анимационный фильм предназначен для детской аудитории. Следует различать мультфильмы для детей и для взрослых. Детские мультфильмы всегда поучительные, добрые, познавательно-развлекательные. Мультфильмы с изображением крови, насилием, ярко выраженной негативной окраской могут нанести вред детской психике.
2. Многие родители для своих детей выбирают только советские мультфильмы, которые ассоциируются только с позитивными эмоциями. Но нельзя не вспомнить и старые добрые диснеевские мультики с добрыми и положительными героями: «Бемби», «Слоненок Дамбо», «Золушка» «Белоснежка». Просмотр мультфильмов, в которых есть сильно выраженные отрицательные герои или показана смерть (например, «Король Лев» Уолта Диснея) лучше отложить, пока малыш не научится различать добро и зло, сострадать и сочувствовать.
3. Особое внимание следует уделять мультфильмам, где главные герои женского пола. Излишняя агрессивность или сексуальность героинь многих современных мультиков формирует у ребенка неправильный стереотип взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мультфильмы должны воспитывать и в девочках, и в мальчиках прививать моральные ценности и уважительное отношение к женщине. Хорошими примерами таких мультфильмов являются сюжеты про Василису Прекрасную, Царевну-Лягушку, героини которых обладают высокими моральными качествами: честны, добры, трудолюбивы.
4. Немаловажное значение играют также качество и детальность прорисовки мультфильма. Для малышей лучше выбирать мультфильмы с четкими, умеренно яркими картинками и персонажами, без лишних деталей. Хорошо если в мультике все предметы пропорциональны, ведь очень важно развивать у ребенка правильный глазомер.
5. Осторожно относитесь к выбору мультфильмов с фантастическими существами (мутанты, люди-пауки, супергерои и т.д.) со сверхспособностями. Ребенок может захотеть повторить невыполнимые подвиги любимых героев. Прежде, чем смотреть мультфильмы такого плана, важно научить ребенка отличать мир фантазий от реальности.
Следует также помнить, что даже в самых казалось бы невинных мультфильмах всегда можно увидеть негативные моменты (например, «Том и Джерри» и «Ну, погоди!»).
Самое главное – сформировать в ребенке правильное отношение к мультфильмам и не злоупотреблять их просмотром. Пусть лучше свое свободное время ребенок тратит на общение со сверстниками, подвижные игры, занятия спортом, увеличения и хобби и чтение книг.
Помните, что мультфильмы для детей могут принести как пользу, так и вред. Чтобы избежать негативных последствий, пользуйтесь нашими рекомендациями, так вы сможете избежать многих проблем.
Заключение
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей младшего школьного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.
Необходимо регулировать частоту просмотра детьми различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания.
В ходе исследования, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на сознание детей младшего школьного возраста, поставленная нами цель и гипотеза достигнута.
Список использованной литературы
1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.
2. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007.
-№11.-С132-140.
3. Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-наДону.: Феникс, 2000. - 416 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Акодемия, 2000. - 192 с.
5. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. - 768с.
6. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Рос сийская энциклопедия», 1998. -1434 с.
7. Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. -624 с.
8. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на школьника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. -С.75.
9. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.
// Восп. шк. - 2005. - №9. - С.45-54.
10. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» 1-4 классы. - М.: Ва-ко, 2006.-131 с.
11. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940с: ил. - (Серия «мастера психологии»).
12. Мэш Э, Вольф Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка. - С - П.: Праен-Еврознак, 2003. - 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).
13. Немов Р.С. Психология: в трех книгах. - к. 3. - М.: ВЛАДОС, 1999. -632 с.
14. Штоляренко A.M. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов. - М.: ЮНИКИ, 2009. - 463 с.
15. Аминов Н.А., Аверина И.С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх - гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.1. - М., 2005.
16. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
17. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. - 2007. - № 1.
18. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - Томск., 2007.- 453 с.
19. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 359 с.
20. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т 4. - 486 с.
21. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. - М., 1999.- №
22. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 2007. - 452 с.
23. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Педагогика, 2004.- 356 с.
24. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа. -М. , 2000.
25. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М. , 2009.
26. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии, 2008. , №1
27. http: // artmed. Com. ua / plediatriya /
28. http: // lady mama.ru / forum5/ topic 690. htm /
29. http: // olmi - azarov. narul.ru / mult, htm /
30. http: // ayverso. at.ua / news /
Информация о работе Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста