Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:14, дипломная работа

Краткое описание

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы, образы и действия имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциальная по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда неправильно на какой-то объект или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………..……6
1.1 Понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет….………………6 1.2 Потребности и становление сознания детей различных возрастных
групп……………………………………………………………………………….9
1.3 Воздействие мультфильмов на сознание детей……………………....……16
2. Отрицательное воздействие мультфильмов на формирование детского сознания.………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика содержания отечественных и иностранных мультфильмов……………………………………………………………………19
2.2 Поведенческие особенности у детей младшего школьного возраста под воздействием мультфильмов……………………………………………………22
2.3 Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей………………………………………………….25
3. Исследовательская работа по изучению влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста………………………………..31
3.1 Просмотр мультфильмов детьми младшего школьного возраста……......31
3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников… ……………….38
3.3 Исследование воздействия мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………...64

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака, "Улица поперек" и "Сказка про белого бычка" (реж. В.Сутеев и Л.Атаманов).

В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм". Основная задача, которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм" - это обслуживание детского и юношеского зрителя.

Художники мультипликационного фильма стали глубже осваивать традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного искусства. Они обращаются к русским, зарубежным классическим и народным сказкам. Персонажи в картинах жили своей жизнью и имели не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композиторов - все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом смотреть мультфильмы от первого до последнего кадра.

Так российская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей.

В мае 2003 г. в Токио состоялся мультипликационный фестиваль «Лапута». Оргкомитет фестиваля обратился с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 мультфильмов, которые им больше всего нравятся, и на базе полученных ответов обнародовал список из 150 лучших анимационных лент.

В списке фигурирует, целый ряд мультфильмов, созданных в России и в СССР.

В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Зрительные образы — это цвета, формы и узоры, движущиеся в такт с музыкой. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира.  Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. Оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.

Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.

Иностранный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить, уговорить.

Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. Дети существуют в агрессивном пространстве, не апеллирующем ни к этике, ни к интеллекту, ни к духовности, не развивающем эстетический вкус.

2.2. Поведенческие особенности у детей младшего школьного возраста  под воздействием мультфильмов.

Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. Из них, как из кубиков ребенок строит свою модель мира. И самым главным кубиком этой картины является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь. Героини западных мультфильмов сконструированы таким образом, что при регулярном просмотре мультфильмов, у девочек угасает желание быть матерью. Достигается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом и жестокостью. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для русского общества женские качества. Те самые, которые прославляют наши старые, добрые отечественные мультфильмы - целомудрие, застенчивость, скромность и материнство, как таковое. Образы женщины – это образы жены и матери, именно так они должны запечатлеваться в сознании и подсознании ребенка. То, что делают иностранные, главным образом американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку - интеллектуальное растление.

Дети из-за отсутствия опыта и полного сознания реальности все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным. А ведь манеры поведения героев копируется детьми. Этот процесс называется подражанием. Подражанием называют заимствование индивидом готовой модели поведения у кого-либо из окружающих. Герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но, всегда продолжают вести себя, как абсолютно здоровые. Главные герои наших сказок не могут быть вероломными, жестокими они не могут убить животное, а наоборот должны показать любовь к животным.

В младшем школьном возрасте подражание имеет отсроченный характер и направлено на освоение способов и смыслов человеческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра младшего школьника представляет собой одну из форм подражания. Первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него, внешним сторонам человеческой деятельности. Постепенно он начинает подражать тем сторонам поведения, которые отражают смысл ситуации. В процессе подражания и идентификации они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Но игра в персонажи будет стереотипна, ребенок будет копировать жесты, манеру поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни развития, а сам ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические сооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление, образ, что способствует конфликту.

Вспомните главных героинь в русских мультфильмах, их женственность выражена лишь через духовные качества. В американских мультфильмах женщины реалистичны, физиологичны, преобладают прекрасно развитыми формами взрослых женщин, в поведении американских героинь нет, того что отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых. Американские мультгероини проявляя симпатию к противоположному полу, не стесняются, они не опускают глаза в пол, а ведут себя вульгарно и конкретно соблазняют. А манеру поведения героя или героини дети копируют автоматически.

В советских мультиках самая большая эротика, это сомкнутые руки героев, а поцелуй скрыт от глаз, он лишь обозначен.  В иностранных мультиках все на показ, как у взрослых. Губы открыты и похотливы, прикасаться к женщине можно как обычной вещи. Шрек, например, волочет принцессу на плече, а потом заигрывая с ней толкает ее так, что она улетает в кусты, и все это ей нравится. В наших же мультиках героиню не толкают и не волокут, потому что с женщиной так не положено обращаться. В американских мультиках идет закладка того, как необходимо обращаться с женщиной. Данный стереотип поведения исключает в дальнейшем между полами отношения любви, уважения и супружества, заменяя их стереотипом сексуального партнерства. А сексуальное партнерство не предполагает создание семьи и продолжение рода. Психологи предупреждают, что взрослые стереотипы поведения в частности эротику в детских мультиках показывать нельзя, это раньше времени растормаживает у ребенка сферу влечения к чему функционально и морально ребенок еще не готов. Эти переживания искалечат психику ребенка и в будущем, это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжения рода. Как утверждают детские психологи только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин. Наши дети подвергаются такому массированному влиянию детских мультфильмов, а именно создаются не детские образы, что все больше становится детей с явлением, которое психологи назвали «романтический голод у детей».

2.3. Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей.

1.  Развитие сознания. Работа сознания во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - сознание не может полноценно развиваться.

2. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте сознания, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. При просмотре мультфильмов ребенок младшего школьного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне.

3. Чрезмерный просмотр мультфильмов, особенно современных, отрицательно влияет на психику ребенка. Мельтешение картинок, яркие краски и звуки заставляют работать нервную систему ребенка в режиме перегрузки. Отсюда - гиперактивность, нервные реакции, повышенная возбудимость. В некоторых случаях чрезмерный просмотр способствует заиканию.

4. Пассивное время провождение, привычка к «уходу в другую реальность». Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.

5. Чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Но необходимо понимать и помнить, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество.

6. Не правильное поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге, у ребенка младшего школьного возраста закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

7. Зомбирование детей мультфильмами. Ребенок не в состоянии оторваться от мультика самостоятельно, без уговоров. Смотрят любимый мультсериал по нескольку раз в день.

Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.

Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Так как если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Таким образом, в сознании формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

Часто персонажи западных мультфильмов лишены красоты и внешне отвратительны. Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться "грызть гранит науки", как в передаче "Улица Сезам".

Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное - реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

Информация о работе Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста