Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:14, дипломная работа

Краткое описание

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы, образы и действия имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциальная по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда неправильно на какой-то объект или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………..……6
1.1 Понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет….………………6 1.2 Потребности и становление сознания детей различных возрастных
групп……………………………………………………………………………….9
1.3 Воздействие мультфильмов на сознание детей……………………....……16
2. Отрицательное воздействие мультфильмов на формирование детского сознания.………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика содержания отечественных и иностранных мультфильмов……………………………………………………………………19
2.2 Поведенческие особенности у детей младшего школьного возраста под воздействием мультфильмов……………………………………………………22
2.3 Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей………………………………………………….25
3. Исследовательская работа по изучению влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста………………………………..31
3.1 Просмотр мультфильмов детьми младшего школьного возраста……......31
3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников… ……………….38
3.3 Исследование воздействия мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………...64

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

 


 

 


Министерство образования Саратовской области

ГБОУСОСПО «Саратовский областной педагогический колледж

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬОВ НА СОЗНАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

Дипломная работа

студентки 44 группы

отделения 050709

«Преподавание в начальных классах»

Чикуновой Валентины Юрьевны

 

 

 

 

Научный руководитель: ______________________/Е.Э. Буканова/

Рецензент: _______________________/Е.В. Исаева/

 

Дата защиты:_______________________

Оценка:____________________________

 

 

 

Саратов

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы изучения  влияния мультфильмов на сознание  младших школьников………………………………………………………..……6

1.1 Понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет….………………6 1.2 Потребности и становление сознания детей различных возрастных

групп……………………………………………………………………………….9

1.3 Воздействие мультфильмов на сознание детей……………………....……16

2. Отрицательное воздействие мультфильмов на формирование детского сознания.………………………………………………………………………….19

2.1 Характеристика содержания отечественных и иностранных мультфильмов……………………………………………………………………19

2.2 Поведенческие особенности у  детей младшего школьного возраста  под воздействием мультфильмов……………………………………………………22

 2.3 Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей………………………………………………….25

3. Исследовательская работа по  изучению влияния мультфильмов  на сознание детей младшего  школьного возраста………………………………..31

3.1 Просмотр мультфильмов детьми младшего школьного возраста……......31

3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников… ……………….38

3.3 Исследование воздействия мультфильмов  на сознание младших школьников………………………………………………………………………46

Заключение……………………………………………………………………….62

Список использованной литературы…………………………………………...64

Приложения

Приложение А Терминологический словарь

Приложение Б Дидактический материал, пособия по теме исследования.

Приложение В Творческие задания

 

 

Введение

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы, образы и действия имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциальная по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда неправильно на какой-то объект или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Формирование личности человека происходит в детстве, одним из основных средств влияния на сознание детей в младшем школьном возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Обилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики и сознания подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные мультфильмы пагубно влияют на сознание детей, они часто не несут добра, миросозидания и порядочности.

Объект исследования – процесс развития сознания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - влияние мультфильмов на сознание младших школьников.

Цель данного исследования является изучение влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста.

В ходе работы мы определили следующие задачи:

1.Изучить научную, педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Обосновать влияние мультиков  на сознание детей младшего  школьного возраста.

3. Анализ отечественных и зарубежных  мультфильмов.

4. Разработать комплекс методических  рекомендаций направленных на  изменение и сохранения сознания  детей.

Гипотеза - отрицательное влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста:

-агрессия, страхи детей;

-нарушение в формировании образов  «женщины», «матери», «хозяйки»;

-нарушение понятий добра и  зла, дружба, семья;

-нарушение речи.

В данной работе мы применили следующие методы исследования.

1.Теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, синтез, обобщение.

2.Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов  детской деятельности, опрос.

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения влияния мультфильмов на сознание младших школьников, где раскрывается понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет. В этой главе мы так же рассмотрели потребности и становление сознания детей различных возрастных групп, воздействие мультфильмов на сознание детей.

Во второй главе  мы раскрыли понятие анимация и сделали набольшую характеристику содержания отечественных и иностранных мультфильмов. Какие поведенческие особенности и последствия просмотра  возникают у детей младшего школьного возраста  под воздействием мультфильмов. Во второй главе мы так же раскрыли последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей.

В третьей главе показана экспериментальная работа, проведенная с детьми во время государственной практики. Здесь описываются три этапа работы с детьми, в ходе которых были выявлено и установлено отрицательное воздействие мультфильмов на сознание детей. Разработаны методические рекомендации направленных на изменение и сохранения сознания детей. Описан анализ полученных результатов.

Базой практики явилась СОШ№67 города Саратова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  изучения влияния мультфильмов  на сознание детей младшего  школьного возраста

1.1 Понятие о сознании, особенности сознания детей 6-12 лет.

Сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.

Стержнем сознания, способом его существования является знание. Знания - это система отраженных в голове человека и закрепленных памятью сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знание – это приобретенный человеческий опыт; это способ оценки результатов воздействия внешнего мира на психику человека; на основе знаний определяется характер отношения человека к действительности; знание – это способ ориентации человека в окружающем мире; знание – руководство к действию. Знание – это способ существования сознания, без знаний - нет сознания. 
          Накопление, систематизация, отбор знаний находит свое выражение в сознании. Если в осознании главное значение имеет чувственно-эмоциональная оценка явлений действительности, определение значения осознанного для человека, то в сознании определяющим является содержание результатов отражения внешнего мира в психике человека. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.

Человек сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных. Самоанализ – это оценка своих собственных действий и поступков.  Самоконтроль способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении и в работе.

Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания особенно важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается. Это можно назвать адекватностью сознания.

Адекватность нашего сознания зависит от воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком, но подсознательно оказывает влияние на организм. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Самосознание у младших школьников находятся на низком уровне. Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Особенностью детей младшего школьного возраста является то, что на  его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики всё больше интересуются мужской ролью и деятельностью, а девочки - женской.

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. К концу младшего школьного возраста практически полностью формируется структура эмоциональных представлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретенную в процессе индивидуального эмоционального опыта.  Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности. Одним из основных средств воздействия на сознание детей в младшем школьном возрасте является - мультфильмы.

1.2. Потребности и становление  сознания детей различных возрастных  групп.

Формирование разумных потребностей у детей может быть научно понято лишь в рамках возрастного подхода. Каждый возрастной период детской жизни можно рассматривать как своеобразное и полноценное проявление жизненных сил. Детство и юность не только и не просто фазы становления взрослости, но и полноценные циклы осуществления жизни детской индивидуальности, личности. Такой подход требует на каждом этапе полнокровного включения ребенка во все основные, доступные ему виды деятельности: умственную, трудовую, игровую, общественно полезную, художественную, физкультурную. При этом важно, чтобы любая деятельность детей несла на себе печать творчества. Ребенок не столько готовится жить в будущем, сколько является человеком, живущим в настоящем полнокровной жизнью. Это является главным и основным условием формирования полноценной личности, воспитания ее здоровых, разумных потребностей.

Рассмотрим более подробно особенности формирования потребностей детей в различные возрастные периоды их жизни.

Наиболее важным и значительным для развития потребностей является дошкольный возраст. Главным объектом педагогического внимания здесь является область образования привычек, эмоционального реагирования, фиксации в психических состояниях удовлетворенности или неудовлетворенности, потребностей, формирования привычных способов удовлетворения потребностей. Это область, регулирующая поведение, стимулирующая деятельность ребенка, развивающая его сознание. Естественные силы ребенка приводятся в движение неосознанными потребностями. Зрение как психофизиологическая деятельность развивается в процессе восприятия, образных представлений, воображения. Слух — за счет различия звуков. Осязание — за счет тактильных ощущений. Обоняние — в результате различения запахов. Включение сущностных сил в деятельность приводит в движение духовные силы формирующегося человека, способствует образованию в мозгу, нервной системе новых нервофизиологических структур. Вместе с развитием основ психической жизнедеятельности происходит формирование тесно связанных с эмоциональной сферой духовно-нравственных начал. Нужда в чем-то переживается маленьким ребенком как ощущение возбужденного, тревожащего чувства. Удовлетворение нужды успокаивает, заменяет состояние раздражения чувством и состоянием успокоенности, удовлетворенности. Одновременно рождается и закрепляется чувство благодарности другому человеку, способствовавшему удовлетворению нужды. Ребенок улыбается, радуется, получает удовольствие. В нем рождается и закрепляется чувство добра, доброты на эмоциональном уровне. Он научается радоваться и тому, что сам делает добро другому человеку. На этой основе возникает, развивается, формируется одно из самых возвышенных чувств — любовь. Так в чувственной сфере ребенка закладываются психологические основы его будущей нравственности. Если же в раннем детстве материальные и духовные потребности ребенка не удовлетворяются, в нем возникает чувство обделенное, обиды и злости на людей. Потакание капризам, балование маленьких детей неизбежно развивает у них стремление удовлетворять себя любыми путями, даже за счет интересов и благополучия других. Потребности и способы их удовлетворения, эмоционально-психические состояния формируют в нервной системе детей условные рефлексы, поведенческие реакции, стереотипы, шаблоны поведения. Дошкольное детство считается важнейшим в формировании человека потому, что именно в это короткое время в результате развития и становления потребностей, стимулов, механизмов поведения ребенок накапливает значительно больше личностно значимого опыта, чем за все последующие периоды. Потребности рождают интересы, стремления, влечение к творческому самовыражению. Развиваясь на прочном фундаменте потребностно - эмоциональной сферы, сознание ребенка постепенно превращается в духовную сущностную силу, дающую ему возможность посильного участия в управлении своими влечениями, желаниями, интересами, страстями. Специфика организации жизни дошкольника определяется необходимостью воздействия на потребно стно-эмоциональную сферу с привлечением практического мышления ребенка для решения доступных жизненных задач. Основными способами, обеспечивающими полноценную жизнь детей на этом этапе, являются: твердый режим, увлечение, привлечение, развлечение, отвлечение, переключение с элементами простейших форм требования. Такие способы, облеченные в игровую форму, обеспечивают ребенку возможность эффективного формирования разумных потребностей, привычек поведения, развития на их основе сознательности.

Информация о работе Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста