Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:14, дипломная работа
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы, образы и действия имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциальная по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда неправильно на какой-то объект или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………..……6
1.1 Понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет….………………6 1.2 Потребности и становление сознания детей различных возрастных
групп……………………………………………………………………………….9
1.3 Воздействие мультфильмов на сознание детей……………………....……16
2. Отрицательное воздействие мультфильмов на формирование детского сознания.………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика содержания отечественных и иностранных мультфильмов……………………………………………………………………19
2.2 Поведенческие особенности у детей младшего школьного возраста под воздействием мультфильмов……………………………………………………22
2.3 Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей………………………………………………….25
3. Исследовательская работа по изучению влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста………………………………..31
3.1 Просмотр мультфильмов детьми младшего школьного возраста……......31
3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников… ……………….38
3.3 Исследование воздействия мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………...64
Многие слова, на наш взгляд, просто невозможно применить к человеку.
Мы решили провести свой анализ по мультфильмам - просмотрели их сами. И вот что из этого вышло.
Анализ лексики просмотренных нами мультипликационных фильмов, которые смотрят наибольшее количество обучающихся (таблица №5), показал, что наряду с нейтральной (межстилевой) употребляется силистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении.
Таблица №5
Самые любимые мультипликационные фильмы, демонстрируемые на телевизионных каналах, которые смотрят учащиеся 4 В класса.
№ |
Название мультфильма |
Количество обучающихся, предпочитающих этот мультфильм |
1 |
«Winx» |
9 |
2 |
«Корпорация монстров» |
3 |
3 |
«Лило и стич» |
4 |
4 |
«Том и Джери» |
3 |
5 |
«Чип и Дейл» |
3 |
6 |
«Смешарики» |
10 |
7 |
«Простоквашино» |
8 |
8 |
«Лунтик» |
13 |
9 |
«Губка боб» |
4 |
10 |
«Мадагаскар» |
8 |
11 |
«Маша и медведь» |
10 |
12 |
«Ну, погоди!» |
10 |
13 |
«Летучий корабль» |
3 |
14 |
«Барбоскины» |
12 |
15 |
«Рапунцель» |
4 |
16 |
«Кот Леопольд» |
10 |
17 |
«Чудовище и красавица» |
2 |
18 |
«Золушка» |
4 |
19 |
«Подводная братва» |
5 |
20 |
«Большое путешествие» |
1 |
21 |
«В поисках Немо» |
2 |
22 |
«Лесная братва» |
3 |
23 |
«Ледниковый период» |
2 |
24 |
«Красная шапочка» |
2 |
25 |
«Незнайка» |
2 |
26 |
«Чёрный плащ» |
4 |
27 |
«Илья Муромец и Соловей разбойник» |
3 |
28 |
«Сезон охоты» |
2 |
29 |
«Алеша Попович и Тугарин змей» |
6 |
30 |
«Смывайся» |
2 |
31 |
«Шрек» |
8 |
32 |
«Супер семейка» |
8 |
33 |
«Винни – пух» |
3 |
34 |
«Гномео и Джульетта» |
2 |
35 |
«Фиксики» |
5 |
36 |
«Попикси» |
4 |
37 |
«Бен Пен» |
3 |
38 |
«Красная Шапочка» |
3 |
39 |
«Морозко» |
7 |
В мультфильмах и фильмах, которые обучающиеся путают с мультфильмами, часто употребляются слова: идиот, урод, задница, морда, оборванец и другие.
Таблица №6
Лексическое значение слов, употребляемых в мультфильмах.
Слово |
Лексическое значение |
Стилистическая помета |
Закосить |
о чем-нибудь негодном, гадком от армии |
разговорное |
Урод |
человек, с какими-нибудь дурными наклонностями |
грубое |
Паршивый |
дрянной, никуда не годный |
пренебрежительное |
Дурак |
Глупый человек |
разговорное |
Болван |
Тупица, неуч |
бранное |
Телек |
Тоже, что и телевизор |
разговорное |
Извращенец |
от извращение – противоестественное поведение, ненормальность, половое извращение |
разговорное |
Больной |
с больной головы на здоровую |
просторечное |
Стерва |
подлый человек, негодяй |
бранное |
Голубой |
в значении “гей” |
разговорное |
Тусовка |
собираться вместе для общения, совместное время провождения |
просторечное |
Морда |
Тоже ,что и лицо |
просторечное |
Идиот |
глупый человек, тупица, дурак |
разговорное |
Жулик |
Вор, мошенник |
разговорное |
Забегаловка |
маленькая, дешевая закусочная с продажей вина |
просторечное |
Оборванец |
босяк, бродяга, человек в изношенной одежде |
просторечное |
Бестолочь |
Бестолковый человек |
просторечное |
Козёл |
козел отпущения, человек, на которого сваливают всю ответственность |
разговорное |
Класс |
степень, уровень чего-либо |
разговорное |
Крутой |
степень, уровень чего-либо |
разговорное |
Дерьмо |
о ком, чем-нибудь негодном |
просторечное |
Выпивка |
Тоже, что и попойка |
разговорное |
Задница |
Ягодица, зад |
просторечное |
Лексическое значение слов (таблица № 6) содержит в себе эмоционально – оценочные оттенки и получает стилистически сниженную окраску, например: безмозглый - очень глупый, тупой.
В мультфильмах присутствуют слова с ярко выраженной экспрессивной (негативной, иронической) окраской: оборванец, бестолочь, дуралей, морда, недоумок, придурок, урод.
Наряду с разговорными, просторечными словами встречаются жаргоны-подонок, надерем задницу, голубой (гей), отвали, клево. Чаще всего данная группа слов употребляется в качестве обращений мультгероев друг к другу. Количество слов со стилистической окраской колеблется от 3 до 15 слов за один мультипликационный фильм, который демонстрируется в течение 30 минут.
Следует отметить, что стилистически сниженная лексика употребляется исключительно в мультипликационных фильмах зарубежного производства и российского, постсоветского периода, в мультфильмах советского периода таких слов не выявлено, что может стать предметом отдельного социологического и стилистического исследования.
Таким образом, в мультипликационных фильмах зарубежного производства зачастую употребляется стилистически сниженная лексика, которая нежелательна даже в обычной беседе. А ведь многие слова и выражения запоминаются детьми, закладываются в сознании детей и негативно влияют на формирование личности.
3.3 Исследование воздействия
мультфильмов на сознание
Одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике это тревожность детей. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности во многом связано с систематическим просмотром телевизора. Тревожность, страхи детей младшего школьного возраста возникают в ходе просмотра мультипликационных передач, которые закладываются в сознании этого поколения.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряженны. Отвечают на вопросы учителя низким и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера: они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
Чтобы определить уровень тревожности детей младшего школьного возраста мы воспользовались тестом тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена.
Цель: Определение уровня тревожности детей.
Оборудование: Экспериментальный материал состоит
из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый
рисунок представляет собой некоторую
типичную для жизни младшего школьника
ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах:
для девочки (на рисунке изображена девочка)
и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).
Лицо ребенка на рисунке не прорисовано,
дан лишь контур головы. Каждый рисунок
снабжен двумя дополнительными рисунками
детской головы, по размерам точно соответствующими
контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных
рисунков изображено улыбающееся лицо
ребенка, на другом – печальное.
Инструкция: Каждому ученику показывают рисунки в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию (приложение №3).
Анализ результатов теста
Количественный анализ.
На основании данных протокола вычисляется
индекс тревожности ребенка (ИТ), который
равен процентному отношению числа эмоционально
негативных выборов (печальное лицо) к
общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов
/ 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на
3 группы:
• высокий уровень тревожности (ИТ выше
50%);
• средний уровень тревожности (ИТ от
20 до 50%);
• низкий уровень тревожности (ИТ от 0
до 20%).
Качественный анализ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Полученные данные на каждого ребенка мы отмечали в таблице.
Рисунок |
Выбор | |
Веселое лицо |
Печальное лицо | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ | |
3. Объект агрессии |
+ | |
4. Одевание |
+ | |
5. Игра со старшими детьми |
+ |
|
6. Укладывание спать в |
+ |
|
7. Умывание |
+ | |
8. Выговор |
+ | |
9. Игнорирование |
+ |
|
10. Агрессивность |
+ | |
11. собирание игрушек |
+ | |
12. Изоляция |
+ | |
13. Ребенок с родителями |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
+ |
Данные тестирования заносятся в таблицу, позволяющей наглядно показать индекс тревожности каждого ребёнка испытуемой группы.
Имя ребенка |
Вычисление И.Т |
Показатель И.Т. |
Уровень тревожности |
Дима |
(7/14)*100 |
50 |
Б |
Костя |
(8/14)*100 |
57 |
А |
Нина |
(9/14)*100 |
64 |
А |
Илья |
(11/14)*100 |
78 |
А |
Яна |
(6/14)*100 |
43 |
Б |
Джамиля |
(5/14)*100 |
36 |
Б |
Камила |
(7/14)*100 |
50 |
Б |
Анжела |
(8/14)*100 |
57 |
А |
Вероника |
(6/14)*100 |
43 |
Б |
Марина |
(4/14)*100 |
29 |
Б |
Информация о работе Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста