Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:14, дипломная работа

Краткое описание

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы, образы и действия имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциальная по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда неправильно на какой-то объект или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………..……6
1.1 Понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет….………………6 1.2 Потребности и становление сознания детей различных возрастных
групп……………………………………………………………………………….9
1.3 Воздействие мультфильмов на сознание детей……………………....……16
2. Отрицательное воздействие мультфильмов на формирование детского сознания.………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика содержания отечественных и иностранных мультфильмов……………………………………………………………………19
2.2 Поведенческие особенности у детей младшего школьного возраста под воздействием мультфильмов……………………………………………………22
2.3 Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей………………………………………………….25
3. Исследовательская работа по изучению влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста………………………………..31
3.1 Просмотр мультфильмов детьми младшего школьного возраста……......31
3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников… ……………….38
3.3 Исследование воздействия мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………...64

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

Американские психологи считают, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее осозновать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

Выделяют некоторые рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.

Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.

Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту "мелькания". Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.

До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому нельзя оставлять ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.

Учитывать факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:

- повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;

- расстройство сна, нарушение памяти  и внимания;

- рост аллергических реакций  организма;

- изменение в костно-мышечной системе;

- специфические боли в запястье  и пальцах при работе с клавиатурой;

- развитие близорукости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исследовательская работа по изучению влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста.

Цель эксперимента: выявление и диагностика влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста.

 Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе города Саратова - № 67, в 4 В классе. Эксперимент проводился в период с января по февраль месяц 2012 г. В эксперименте участвовали учащиеся в возрасте 9-10 лет.

3.1Анализ просмотров мультфильмов в программе телевидения.

Таблица№1

Программа телевидения с 31 октября по 5 ноября

СТС

31 октября, 1-2 ноября

 

Название мультфильма

7.00

Приключения мультяшек. Мультсериал

7.30

Приключения Вуди и его друзей. Мультсериал

14.00

Клуб Винкс – школа волшебниц. Мультсериал

14.30

Приключения Вуди и его друзей. Мультсериал

15.00

Приключения Джеки Чана. Мультсериал


3 ноября

 

Название мультфильма

6.00

Муха Цокотуха. Мультфильм

7.00

Приключения мультяшек. Мультсериал

7.30

Приключения Вуди и его друзей. Мультсериал

14.00

Клуб Винкс – школа волшебниц. Мультсериал

14.30

Приключения Вуди и его друзей. Мультсериал

15.00

Приключения Джеки Чана. Мультсериал

21.00

Алеша –Попович и Тугарин Змей

23.30

Сказки на ночь.


4 ноября

 

Название мультфильма

6.00

Земля до начала времен-8.Великая мерзлота

09.00

Паутина Шарлоты-2

10.30

Новые приключения Стича

11.00

Утиные истории.Заветная лампа.

19.30

Алеша Попович и Тугарин Змей

21.00

Артур и минипуты


5ноября

 

Название мультфильма

6.00

Земля до начала времен-9.Путешествие к бльшой воде

07.20

Крокодил Гена

08.00

Волшебные Попикси

08.30

Жизнь с Лиу.

14.05

Артур и минипуты

18.00

Лесная братва

19.30

Подводная братва

21.00

Артур и месть урдолака

00.15

Золотые путешествия  Синдбада


6 ноября

 

Название мультфильма

6.00

Земля до начала времен-10. Великое путешествие

07.30

Веселая карусель

08.00

Волшебные Попикси

08.30

Жизнь с Лиу.

14.30

Лесная братва

16.45

Подводная братва

18.15

Артур и месть Урдолака

21.00

Артур и война миров


 

Проанализировав телевизионные программы (таблица №1) мы пришли к выводу:  в рационе программ присутствуют отечественные  и зарубежные мультфильмы, но дети, учитывая их свободное время, больше могут смотреть зарубежные мультфильмы. И это составляет приблизительно 54% обучающихся, тогда как отечественные мультфильмы могут просматривать приблизительно 46% обучающихся.

 

Всего

11

100%

Зарубежных

6

54%

Отечественных

5

46%


 

Таблица№2

Мультфильмы на дисках из собственной коллекции.  

          

Зарубежные

Отечественные

Суперсемейка

Алеша Попович и Тугарин Змей

В поисках Немо

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Мадагаскар

Возвращение блудного попугая

Гарфилд 1,2

Карлик Нос

Кто подставил Кролика Роджера?

Королевство Кривых зеркал

Скуби_Ду

Вини-Пух

Подводная братва

Маша и Медведь

Братц

Лунтик

Корпорация монстров

Смешарики

Винкс

Ну, погоди!

Джек в стране чудес

 

Русалочка

 

Том и Джерри

 

Возвращение Джафара

 

 

Проанализировав мультфильмы на имеющихся у нас дисках, мы пришли к выводу, что зарубежные мультфильмы преобладают и в видеопросмотре (таблица №2).

Всего мультфильмов

24

100%

Зарубежных

14

59%

Отечественных

10

41%


 

Как видим, налицо явное предпочтение зарубежным мультфильмам.

Просмотрев большое количество иностранных мультфильмов, сравнивая персонажи и их поступки, мы составили общую характеристику героев зарубежных мультфильмов, указывая связь между мультипликационными образами и психологическим восприятием детей (таблица №3).

Таблица №3

Общая характеристика героев зарубежных мультфильмов.

 

Персонажи

Внешние и внутренние факторы

Влияние образа на детскую

психику.

Роботы, монстры (покемоны).

Непонятные формы, часто очень высокий или наоборот очень низкий  голос, большие гипнотизирующие глаза, способность делать то, что не способны делать люди.

 Именно тот факт, что роботы  превосходят, по разуму и по  способностям человека, дают основания  утверждать, что у ребёнка при  продолжительном просмотре  может  произойти понижение самооценки, чувство, что люди ниже роботов, может значительно изменить мировосприятие ребёнка.

Насилие, как персонаж.

Крики, озлобленные персонажи,  массовый хаос.

 Практически не один мультфильм  не может обойтись без сцен  насилия (массовые войны, одиночные сражения), это в ребёнке вызывает потребность постоянно  наблюдать  сцены (насилия) в реальной жизни, либо на экране всю последующую жизнь. 

Люди

Сильное отличие главного героя от других (гораздо приятнее внешне и внутренне).

Главный герой стоит выше второстепенных персонажей (часто ими является народ), тем самым у ребёнка может возникнуть отрицательное отношения к людям.


 

Также мы привели пример выделения из известных советских мультфильмов дидактического и психологического смысла: Например, "Золушка", "Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга; Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность; "Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет"; "Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей); "Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.

Наверное, было бы неправильным делить мультипликацию на черное и белое, на “наше” и “не наше”. Бесспорно, у зарубежных мультипликаторов тоже есть хорошие ленты.

Это, например, диснеевская классика: наивный Бемби, веселая Белоснежка, трудолюбивая Золушка. Но эти фильмы редко транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят мультфильмы, в сюжетах которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия.

Информация о работе Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста