Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:14, дипломная работа

Краткое описание

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы, образы и действия имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциальная по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда неправильно на какой-то объект или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………..……6
1.1 Понятие сознания, особенности сознания детей 6-12 лет….………………6 1.2 Потребности и становление сознания детей различных возрастных
групп……………………………………………………………………………….9
1.3 Воздействие мультфильмов на сознание детей……………………....……16
2. Отрицательное воздействие мультфильмов на формирование детского сознания.………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика содержания отечественных и иностранных мультфильмов……………………………………………………………………19
2.2 Поведенческие особенности у детей младшего школьного возраста под воздействием мультфильмов……………………………………………………22
2.3 Последствия просмотра и пути устранения вредного воздействия телевидения на психику детей………………………………………………….25
3. Исследовательская работа по изучению влияния мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста………………………………..31
3.1 Просмотр мультфильмов детьми младшего школьного возраста……......31
3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников… ……………….38
3.3 Исследование воздействия мультфильмов на сознание младших школьников………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы…………………………………………...64

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

Результаты данного исследования показали, что просмотр западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым — животным и маленьким детям. А вот отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат детей добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю. 

Чтобы выяснить предпочтение просмотра мультфильмов детьми младшего школьного возраста мы воспользовались методом анкетирования.

Цель: выявление и диагностика предпочтения в просмотре детьми мультипликационных фильмов.

Оборудование: для проведения исследования были распечатаны бланки для вписывания ответов. Бланк лист формата А4, вопросы отпечатаны на принтере, для ответов оставлены пустые строчки (приложение №1)

Инструкция: Вопросы и указания напечатаны в самом вопроснике, на все вопросы учеников по заполнению давался один ответ: «Пиши, что хочешь и как хочешь»

Анализ и обобщение результатов.

На вопрос: Ты любишь смотреть мультфильмы?

Анкетирование среди школьников младших классов показало, что большинство учащихся младшего школьного возраста смотрят мультипликационные фильмы. 86% учеников очень часто любят смотреть мультфильмы, лишь 2% учащихся не смотрят и не любят мультфильмы, причем 87% опрошенных школьников предпочитают смотреть мультфильмы, и только 3% читают книги. Этот вопрос выявил естественное предпочтение детей – мультфильмы и детские программы. Негативной тенденцией можно считать количество детей, которые мультфильмам и программам предпочитают боевики, анкеты этих детей, кстати, не богаты языком и фантазией, в своем вымышленном телевизионном друге они главным считают умение драться и побеждать в схватках. Насилие на экране они не считают противоестественным, а способ выяснения отношения путем примитивной драки – вполне оправданным методом.

Сколько мультфильмов в день ты можешь посмотреть?

Ответы на данный вопрос показывают, что более половины детей смотрят больше двух мутьтфильмов в день, то есть к часам сидения в школе на уроках прибавляется время «медитирования» перед «голубыми экранами». Такое положение устраивает многих родителей. На родительских собраниях они признавались, что видеть своего ребенка перед телевизором или компьютером дома для них спокойнее и проще, чем водить на секции и кружки. О пользе такого отдыха для здоровья детей говорить не приходится.

Какие мультфильмы ты любишь смотреть больше, российского или иностранного происхождения?

Этот вопрос показал, что 64% школьников смотрят мультипликационные фильмы зарубежного производства и 57% отечественного.

В числе самых любимых дети назвали такие мультфильмы, как: «Симпсоны», «Винкс», «Лунтик», «Ну, погоди», «Том и Джери», «Кот Огги и тараканы», «Братц», «Черепашки Ниндзя», «Ледниковый период», «Микки Маус», «Шрек». Следует отметить, что в этих мультипликационных фильмах присутствует стилистически сниженная лексика.

Зарубежные мультфильмы смотрят с удовольствием, они яркие, красочные, несут заряд бодрости. Детям нравятся спецэффекты, сюжеты с драками, “крутыми” словами, ругательствами. Действующие герои этих мультфильмов нарочито грубы и вульгарны. Лишь 5% опрошенных школьников именно по этим мотивам не смотрят данные мультфильмы, предпочитая им программы и мультфильмы, т.е. мультфильмы, не культивирующие образы насилия и примитивизма.

Анализируя программу телепередач, было установлено, что 79% мультфильмов, идущих на телевизионных каналах - это мультфильмы зарубежного производства и всего 20% - мультфильмы российской киноиндустрии. Как правило, практически все зарубежные мультфильмы не ориентированы на российскую культуру, не адаптированы к менталитету нашего народа. При этом следует отметить - все, что смотрят дети по телевизору, несет элемент воспитания и формирования личности

На кого из персонажей мультфильмов ты хотел бы быть похож?

Человек-паук, Хлоя и Блум, Гарри Поттер, Том и Джерри, Буратино, Шрек, котенок Гав. Кроме них в ответах фигурировали  покемоны, анимашки, Русалкой, Симпсоны, Чебурашка и Рыжий Ап.

Детям нужен идеал для подражания, кумиров они выбирают неосознанно, в зависимости от понравившихся качеств. В друзья себе они выбирают людей со сверхъестественными способностями – умеет драться, ползать по стенам и летать по воздуху. Кроме этого прослеживаются некоторые корыстные цели – научиться так же драться, защищаться от врагов, получать материальные блага. При выборе дети руководствуются гламурными, внешними показателями. Они восхищаются и любуются этими героями. С мультипликационными героями весело и забавно – это тоже имеет существенное значение для дружбы.

Какова роль мультфильма в твоей жизни?

Ответы детей: «Развиваться умом», «Когда делать нечего – включить и смотреть», «Чтобы прославиться», «Отдыхать». Данный вопрос задавался с целью выяснить роль мультфильма в жизни ребенка. Ответы показали, что главная роль мультфильма – «отдыхать» и «развлекаться». Тот факт, что дети не видят в мультфильмах источник информации, говорит с одной стороны о недостатке грамотных педагогических передач, а с другой – мотивация смотрения детей ограничена получением сиюминутного кажущегося удовольствия – посмеяться, поудивляться, повосхищаться.

3.2 Влияние мультфильмов на речь младших школьников.

Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек – общественное существо, его деятельность – общественная деятельность и сознание его – общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи. Поэтому конкретную реализацию положение об общественном характере человеческого сознания получает в признании единства речи или языка и сознания. "Язык, – писал К.Маркс, – есть практическое, существующее и для других людей и лишь и тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание". В тесной взаимосвязи с единством сознания и деятельности как существеннейший для психологического исследования факт выступает, таким образом, единство сознания и языка.

В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта; наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.

Речь вместе с тем своеобразно размыкает для меня сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Основная функция сознания – это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, – это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т.д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего – не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека – идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.

С древнейших времен краткость и простота мысли почитались нашей добродетелью. Едва найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово-половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах  во время высочайших взлетов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В античном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта наука оказала сильное влияние на всю европейскую культуру.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Приоритетные средства для этого – культура речи  и культура общения.

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально  активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

В среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечии), что ведет к снижению уровня языковой компетенции носителей русского языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию литературных норм языка.

Известно, что источником формирования речевой культуры школьника являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ(телевидение, радио, газеты), Интернет. Причем телевидение является самым массовым и доступным средством информации, активно влияющие на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка. Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает.

На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности, особенности. Поэтому речь детей в игре становится скудной,  — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.

К факторам, влияющим на развитие речи школьников можно отнести:

- речевое общение со взрослыми

- речевое общение со сверстниками

- обучение в школе

- образцовая речь учителя

- чтение художественной литературы

- уроки грамматики и правописания, вырабатывающие у детей навыки  литературной речи

- занятия по развитию речи

- просмотр телепередач, в том  числе мультфильмов.

Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре младших школьников происходит на основе устной речи, образцом которой становятся мультипликационные фильмы.

Из анкеты, проведенной с учениками 4В класса (приложение №1), были выявлены слова, которые запомнились детям (таблица №4).

Таблица № 4

Выражения из мультфильмов,

употребляемые обучающимися 3-6 классов

 

 

Выражения

Толковый словарь русского языка

Количество обучающихся, употребляющих эти слова

Не смешите  мои  подковы (про человека)

Толстая железная пластинка в форме  разомкнутого          кольца,     прибиваемая    по  краям  копыта  ездового  животного.  Никак  не  применяемое  к  человеку.

10

Прикольно  

Свая, кол, укреплённые в земле (для                причала, привязи). Лодка на приколе.

8

Супер

Существительные со знач. повышенности качества или усиленности действия

15

Репоголовый (про человека)

Репа  -  двулетнее  корнеплодное  растение голова-часть тела

7

Ёлки- палки  

Елка  -  хвойное  дерево,  палка  - срезанная  прямая  ветка  дерева  без  сучков.

8

Чукча (про человека)

Народ на северо-востоке Азии

10

Баран (про человека)

Животное.  Не  применимо  к  человеку.

9

Блин

Тонкая  лепешка  из  кислого  жидкого  теста, испеченная на сковороде

20

Классно

Разговорное

20

Кашу! Кашу!

Блюдо

4

Выходи, подлый трус!

Разговорное

3

Ух, какая я скорая на помощь!

Разговорное

5

Эх, любовь, любовь…

Разговорное

5

Информация о работе Влияние мультфильмов на сознание детей младшего школьного возраста