Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа
Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50
«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».
При обработке данных подсчитывалось:
1.
Общее число несовпадений по
всему тексту. Если оно больше
50%, можно говорить о повышенной
тревожности ребенка, если
2. Число
совпадений по каждому из 8 факторов
тревожности, выделяемых в
Таблица
1 - факторы тревожных синдромов
|
В результате опроса получены следующие данные, см. таблицу 2.
Таблица 2 – результаты опроса школьной тревожности
№ | Имя ребенка | Факторы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Алина А. | 10 | 5 | 6 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 |
2 | Марина Б. | 17 | 8 | 10 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 |
3 | Саша Б. | 22 | 9 | 12 | 6 | 5 | 5 | 5 | 7 |
4 | Вова В. | 9 | 4 | 5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 |
5 | Сева Г. | 14 | 7 | 10 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 |
6 | Даша Д. | 15 | 6 | 9 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
7 | Женя Д. | 11 | 5 | 7 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
8 | Филлип Е. | 20 | 8 | 11 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 |
9 | Рома Ж. | 8 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
10 | Света К. | 10 | 4 | 7 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
11 | Настя Л. | 21 | 9 | 10 | 5 | 5 | 4 | 5 | 7 |
12 | Катя М. | 16 | 7 | 8 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 |
13 | Алеша О. | 11 | 5 | 6 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 |
14 | Саша Р. | 17 | 6 | 9 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 |
15 | Женя С. | 13 | 6 | 8 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 |
16 | Даша Т. | 10 | 5 | 7 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
17 | Вика Х. | 8 | 4 | 5 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
18 | Карина Ч. | 11 | 6 | 6 | 4 | 3 | 3 | 2 | 1 |
| |||||||||
19 | Максим Ш. | 9 | 6 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
20 | Денис Я. | 18 | 7 | 10 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Полученные результаты переведем в проценты см. таблицу 3.
Таблица 3 – результаты опроса школьной тревожности
в процентах
№ | Имя ребенка | Факторы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
1 | Алина А. | 45 | 45 | 46 | 50 | 33 | 40 | 17 | 38 | |||
2 | Марина Б. | 77 | 73 | 77 | 66 | 50 | 80 | 60 | 63 | |||
3 | Саша Б. | 100 | 82 | 92 | 100 | 83 | 100 | 100 | 87 | |||
4 | Вова В. | 41 | 36 | 38 | 33 | 33 | 17 | 40 | 50 | |||
5 | Сева Г. | 64 | 64 | 77 | 50 | 33 | 60 | 60 | 63 | |||
6 | Даша Д. | 68 | 55 | 69 | 50 | 50 | 60 | 60 | 50 | |||
7 | Женя Д. | 50 | 45 | 54 | 50 | 50 | 40 | 60 | 38 | |||
8 | Филлип Е. | 91 | 73 | 84 | 66 | 83 | 80 | 100 | 75 | |||
9 | Рома Ж. | 36 | 27 | 31 | 33 | 33 | 17 | 17 | 25 | |||
10 | Света К. | 45 | 36 | 54 | 50 | 50 | 40 | 40 | 38 | |||
11 | Настя Л. | 95 | 82 | 77 | 83 | 83 | 80 | 100 | 87 | |||
12 | Катя М. | 73 | 64 | 61 | 66 | 66 | 60 | 80 | 63 | |||
13 | Алеша О. | 50 | 45 | 46 | 50 | 50 | 40 | 40 | 50 | |||
14 | Саша Р. | 77 | 55 | 69 | 83 | 83 | 60 | 60 | 63 | |||
15 | Женя С. | 59 | 55 | 61 | 66 | 50 | 60 | 60 | 50 | |||
16 | Даша Т. | 45 | 45 | 54 | 50 | 33 | 40 | 40 | 38 | |||
17 | Вика Х. | 36 | 36 | 38 | 33 | 33 | 17 | 17 | 25 | |||
18 | Карина Ч. | 50 | 55 | 46 | 66 | 50 | 60 | 40 | 12 | |||
19 | Максим Ш. | 41 | 55 | 38 | 33 | 33 | 40 | 40 | 38 | |||
20 | Денис Я. | 82 | 64 | 77 | 66 | 66 | 80 | 60 | 50 | |||
А теперь распределим уровни по 8 факторам см. таблицу 4. Таблица 4 – распределение уровней по факторам | ||||||||||||
Факторы |
Уровень | |||||||||||
низкий |
повышенный |
высокий | ||||||||||
1. Общая тревожность в школе |
7 |
7 |
6 | |||||||||
2. Переживание социального стресса |
7 |
11 |
2 | |||||||||
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
7 |
7 |
6 | |||||||||
4. Страх самовыживания | 4 |
13 |
3 | |||||||||
5. Страх ситуации проверки знаний | 7 |
9 |
4 | |||||||||
6.
Страх не соответствовать |
8 |
7 |
5 | |||||||||
7.
Низкая физиологическая |
9 |
7 |
4 | |||||||||
8.
Проблемы и страхи в |
8 |
10 |
2 |
Таблица 5 – распределение уровней по факторам
Факторы |
Уровень | ||
низкий |
повышенный |
высокий | |
1 |
35 |
35 |
30 |
2 |
35 |
55 |
10 |
3 |
35 |
35 |
30 |
4 | 20 |
65 |
15 |
| |||
5 | 35 |
45 |
20 |
6 | 40 |
35 |
25 |
7 | 45 |
35 |
20 |
8 | 40 |
50 |
10 |
Рисунок 2 –
показатели уровней общей тревожности
в школе
Рисунок 3 - показатели уровней переживаний социального стресса
Рисунок 4 –
уровни фрустации потребности в достижении
успеха
Рисунок 5 - уровни страха самовыражения
Рисунок 6 – уровни страха ситуации проверки знаний
Рисунок 7 –
уровни страха несоответствовать
ожиданиям окружающих
Рисунок 8 – показатели уровней низкой физиологической сопротивляемости
к стрессу
Рисунок 9 - показатели уровней проблем и страхов в отношениях с
учителем
Группу детей «без стресса» составили 7 человек. Для данной группы детей характерны отсутствие явных стрессовых ситуаций связанных со школой, а также специфичная структура детского переживания, имеющая минимальное количество негативных признаков. Большинство детей «без стресса» хорошо адаптировались к школе, не имеют проблем в области усвоения знаний, отношений с учителем. О меньшей интенсивности стрессовых переживаний, связанных со школой, свидетельствует меньшая выраженность «школьной тревожности».
Дети «со школьным стрессом» (9 человек). В эту группу вошли дети, у которых были обнаружены признаки эмоциональных переживаний, связанных с обучением в школе. Для детей являются неприятными ситуации несправедливые оценки и замечания учителя, плохое собственное самочувствие (головная боль, боль в животе). Признаки стрессовых переживаний, связанных с обучением в школе, у детей «со школьным стрессом» особенно отчетливо выступают при сравнении их с детьми «без стресса». Дети «со школьным стрессом» демонстрируют менее позитивное эмоциональное отношение к основным сферам школьной жизни, и у них больше выражена (повышенная) «школьная тревожность».
Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти