Стресс и его влияние на развитие личноти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50

Файлы: 1 файл

стресс.doc

— 624.50 Кб (Скачать)
gn="justify">   Детям  предлагалась  следующая  инструкция:

    «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.  На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».

   При обработке    данных  подсчитывалось:

   1. Общее число несовпадений по  всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число  совпадений по каждому из 8 факторов  тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также как и в первом случае. Анализировалось общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством см.  в  таблицу  1.

Таблица 1 -  факторы  тревожных  синдромов      

Факторы №  вопросов
1. Общая  тревожность в школе 2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58.

Σ = 22

2. Переживание  социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44

Σ =11

3. Фрустрация потребности в достижении  успеха 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43

Σ = 13

4. Страх  самовыживания 27,31,34,37,40,45

Σ = 6

5. Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26

Σ = 6

6. Страх  не соответствовать ожиданиям  окружающих 3,8,13,17,22

Σ = 5

7. Низкая  физиологическая сопротивляемость  стрессу 9,14,18,23,28

Σ = 5

                                                                                         Продолжение таблицы 1
8. Проблемы  и страхи в отношениях с  учителями 2,6,11,32,35,41,44,47

Σ = 8

 

 

      В  результате  опроса получены  следующие данные,  см.  таблицу 2.

Таблица  2 – результаты  опроса  школьной  тревожности

                                                                          в  баллах

Имя ребенка Факторы
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Алина А. 10 5 6 3 2 2 1 3
2 Марина Б. 17 8 10 4 3 4 3 5
3 Саша Б. 22 9 12 6 5 5 5 7
4 Вова В. 9 4 5 2 2 1 2 4
5 Сева Г. 14 7 10 3 2 3 3 5
6 Даша Д. 15 6 9 3 3 3 3 4
7 Женя Д. 11 5 7 3 3 2 3 3
8 Филлип Е. 20 8 11 4 5 4 5 6
9 Рома Ж. 8 3 4 2 2 1 1 2
10 Света К. 10 4 7 3 3 2 2 3
11 Настя Л. 21 9 10 5 5 4 5 7
12 Катя М. 16 7 8 4 4 3 4 5
13 Алеша О. 11 5 6 3 3 2 2 4
14 Саша Р. 17 6 9 5 5 3 3 5
15 Женя С. 13 6 8 4 3 3 3 4
16 Даша Т. 10 5 7 3 2 2 2 3
17 Вика Х. 8 4 5 2 2 1 1 2
18 Карина Ч. 11 6 6 4 3 3 2 1
                                                                                       Продолжение  таблицы  2
19 Максим Ш. 9 6 5 2 2 2 2 3
20 Денис Я. 18 7 10 4 4 4 3 4

      Полученные   результаты  переведем в проценты  см.  таблицу 3.

Таблица  3 – результаты  опроса  школьной  тревожности

                            в  процентах

Имя ребенка Факторы 
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Алина А. 45 45 46 50   33   40   17   38
2 Марина Б. 77   73 77 66   50   80   60   63
3 Саша Б. 100   82 92 100   83 100 100   87
4 Вова В.    41   36 38 33   33   17 40 50
5 Сева Г. 64   64 77   50   33   60   60   63
6 Даша Д. 68   55 69   50   50   60   60   50
7 Женя Д. 50   45 54   50   50   40   60   38
8 Филлип Е. 91   73 84   66   83   80 100   75
9 Рома Ж.   36   27 31   33   33   17   17   25
10 Света К. 45 36 54   50   50   40   40   38
11 Настя Л. 95 82 77   83   83   80 100   87
12 Катя М. 73 64   61   66   66   60   80   63
13 Алеша О. 50 45 46   50   50   40   40   50
14 Саша Р. 77 55 69   83   83   60   60 63
15 Женя С. 59 55 61   66   50   60   60   50
16 Даша Т. 45 45 54   50   33   40   40   38
17 Вика Х. 36 36 38   33   33   17   17   25
18 Карина Ч. 50 55 46   66   50   60   40 12
19 Максим Ш. 41 55 38   33   33   40   40   38
20 Денис Я. 82   64 77   66   66   80   60   50
 
А теперь  распределим    уровни  по  8  факторам  см.  таблицу  4.

Таблица  4 – распределение  уровней по  факторам

Факторы

Уровень

низкий

повышенный

высокий

1. Общая тревожность  в школе

7

7

6

2. Переживание социального  стресса

7

11

2

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

7

7

6

4. Страх самовыживания

4

13

3

5. Страх ситуации проверки знаний

7

9

4

6. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих

8

7

5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость  стрессу

9

7

4

8. Проблемы и страхи в отношениях  с учителями

8

10

2

      Переведем  полученные  результаты  в  проценты  см.  таблицу 5.

Таблица 5 –  распределение  уровней   по факторам

                                                         в  процентах  

Факторы

Уровень

низкий

повышенный

высокий

1

35

35

30

2

35

55

10

3

35

35

30

4

20

65

15

                                                                Продолжение таблицы 5

5

35

45

20

6

40

35

25

7

45

35

20

8

40

50

10

Графический  анализ  результатов  по  факторам  представлен  рисунками 1 – 9.

Рисунок 2  –     показатели  уровней  общей тревожности  в  школе  

Рисунок 3 -  показатели  уровней   переживаний социального стресса

 

Рисунок 4 –  уровни  фрустации потребности в достижении  успеха 

 

Рисунок  5 -   уровни  страха  самовыражения

 

Рисунок  6 – уровни  страха  ситуации  проверки  знаний

 

Рисунок  7 –  уровни  страха  несоответствовать ожиданиям окружающих 

 

Рисунок 8 – показатели   уровней   низкой  физиологической сопротивляемости

                    к стрессу 

 

Рисунок  9 -  показатели  уровней   проблем и страхов  в отношениях с

                      учителем

      Проведем  качественный  анализ  полученных  результатов.  При  изучении   структуры   школьной  тревожности  мы   выделили  три группы  детей: дети  «без  стресса»,  т.е. с низким  уровнем тревожности,    дети    с повышенным  уровнем тревожности «школьного  стресса»  и группа  детей   «с  осложненным  стрессом».  

      Группу  детей  «без  стресса»  составили 7  человек.  Для данной  группы  детей  характерны  отсутствие  явных  стрессовых  ситуаций  связанных  со  школой,  а  также  специфичная  структура  детского  переживания,  имеющая  минимальное  количество  негативных  признаков.  Большинство  детей  «без  стресса»  хорошо  адаптировались  к  школе,  не  имеют  проблем в области усвоения  знаний,  отношений с учителем.  О меньшей интенсивности стрессовых  переживаний,  связанных со  школой,  свидетельствует меньшая выраженность  «школьной тревожности». 

      Дети  «со  школьным  стрессом»  (9  человек).  В эту группу  вошли дети,  у которых были  обнаружены  признаки  эмоциональных переживаний,  связанных с обучением в школе.  Для  детей  являются  неприятными  ситуации  несправедливые  оценки  и  замечания  учителя,  плохое  собственное самочувствие  (головная  боль,  боль  в  животе).   Признаки  стрессовых  переживаний,  связанных   с обучением  в  школе,  у  детей  «со  школьным  стрессом»  особенно  отчетливо  выступают  при  сравнении  их  с  детьми  «без  стресса».  Дети  «со  школьным стрессом»  демонстрируют  менее  позитивное  эмоциональное  отношение  к  основным  сферам школьной  жизни,  и  у  них  больше  выражена  (повышенная)  «школьная  тревожность». 

Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти