Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа
Целью работы является изучение туризма и региональной экономики. Исходя из цели, были разработаны следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов туризма
- описание экономики и туризма Нижегородской области;
- рассмотрение влияния туризма на региональную экономику
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты туризма………………………………...4
1.1. Понятие и сущность туризма…………………………………………4
1.2. Виды туризма…………………………………………………………..5
1.3. Экономические факторы развития туризма………………………….6
Глава 2. Экономика и развитие туризма Нижегородской области…….10
2.1. Экономика Нижегородской области………………………………..10
2.2. Туризм в Нижегородской области…………………………………..12
2.3. Анализ проблем, препятствующих развитию внутреннего и въездного туризма……………………………………………………………….17
Глава 3. Влияние туризма на региональное развитие…………………..19
Заключение………………………………………………………………..24
Список используемой литературы……………………………………….25
Содержание
Введение……………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты туризма…
1.1.
Понятие и сущность туризма…………
1.2.
Виды туризма………………………………………………
Глава 2. Экономика и развитие туризма Нижегородской области…….10
2.1.
Экономика Нижегородской
2.2.
Туризм в Нижегородской
2.3.
Анализ проблем,
Глава 3. Влияние туризма на региональное развитие…………………..19
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………….25
Введение
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.
Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
Целью работы является изучение туризма и региональной экономики. Исходя из цели, были разработаны следующие задачи:
-
изучение теоретических
- описание экономики и туризма Нижегородской области;
-
рассмотрение влияния туризма
на региональную экономику
Глава 1. Теоретические аспекты туризма
1.1.
Понятие и сущность
туризма
Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.1
Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.2
Есть
и другие определения, и каждое из
них отражает те или иные стороны
туризма. Разнообразие дефиниций связано
с двойственностью внутренней природы
самого туризма. С одной стороны, туризм
есть частный случай путешествия, с другой
— деятельность по производству туристического
продукта. В принципе и путешествие, и
производство турпродукта есть деятельность.
Однако производство — это экономическая
деятельность и его целью является получение прибыли,
а путешествие — это всегда передвижение
в пространстве. Найти грань между целями
путешествия и целями туризма довольно
сложно, поэтому стоит различать эти понятия.
1.2.
Виды туризма
Обычно туризм подразделяют на два вида:
Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды — пешеходный, водный, космический, инвалидный, религиозный, автомобильный и т. д. В последнее время туризм стали разделять по способу экипировки, традиционный туризм и легкоходство.
В федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года даются определения некоторых видов туризма:
На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.
В этих условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд долл. При этом совершено было 567 млн международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн человек.
Быстрое усиление финансово-экономических позиций туристской отрасли привело к тому, что во многих странах мира туризм стал существенным фактором регионального развития. Органы территориального управления различных иерархических уровней, от графств и районов до федеральных властей, заботятся о развитии туризма и местностей, обладающих ценными рекреационными ресурсами. Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.
Исходя из этого власти инициируют разработку стратегии туристской активности, совместно с бизнесом — разработку туристской инфраструктуры, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион.
Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.). В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн.
Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма — показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный (Таиланд, Швейцария), если отрицательное — пассивный (Германия, Россия).
С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объёмов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.
Информация о работе Влияние туризма на региональное развитие