Развитие туризма вРоссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым
социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Оглавление

1.Введение

2.Этапы развития туризма в России:

2.1. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)

2.2. переходный период (с 1990г.)

2.3. современное состояние российского туристского рынка

3. Этапы развития туризма в России были обусловлены аспектами.

4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

туризм.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

1.Введение     

        

  2.Этапы развития туризма в России:

 

   2.1. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)

 

   2.2. переходный  период (с 1990г.)

 

   2.3. современное состояние российского туристского рынка

 

3. Этапы развития туризма в России были обусловлены аспектами.

 

4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В последнее  время туризм получил значительное развитие и стал массовым

социально-экономическим  явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

С экономической  точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания,  размещения, культурно бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).

Путешествия и  туризм – два неразрывно связанных  понятия, которые  описывают определённый образ жизнедеятельности  человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от  иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к

миропознанию  и первооткрывательству  в целях  развития торговли, завоевания и

освоения новых  земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного

освоения новых  территорий, расширения мирохозяйственных  связей были собраны

многочисленные  научные  литературные материалы, отчёты и дневники. Они

сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях

науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые

районы и  страны, познакомиться с жизнью и  обычаями их народов. Всё это

послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.

Процесс активизации  хозяйственных связей увеличивал подвижность  населения,

сопровождался строительством дорог, благоустроенных  гостиниц, ресторанов,

созданием зон  отдыха, лечения, изучением исторических и культурных

достопримечательностей  и т.д.

С появлением регулярного  движения пассажирского транспорта, сети  предприятий

питания и мест размещения отпали многие элементы риска  и трудностей, которые

на протяжении многих веков были сопряжены с  путешествиями. Однако туризм был

доступен в  основном представителям имущих классов, которые совершали

дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и  развлечений.

Т.о., туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на

основе путешествий  и открытий, осуществляемых мореплавателями,

исследователями, историками, географами и представителями  делового мира,

которые собрали  многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания,

литературные, исторические и  географические материалы, отчёты и дневники.

Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере

общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания

мирохозяйственных отношений в различных сферах.

Туризм имеет  свою историю развития. История туризма  – это наука, изучающая

путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее

элементарных  в глубокой древности и до настоящего времени. В своих

исследованиях она опирается на ряд вспомогательных  дисциплин – археологию,

нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с

ними.

Российский  туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько

периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

                  

 

 

 

 

 

 

 

АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ  ПЕРИОД

(1980-1990г.г.)

 

Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался  как средство воспитательного воздействия  на молодое

поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели  таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени  начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми.  Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

Центральный совет  по туризму и экскурсиям  (так  он стал называться с 1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно информационное бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу.

Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

Туристско-экскурсионное  дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров

СССР и ВЦСПС  “О дальнейшем развитии и совершенствовании  туристско-

экскурсионного  дела в стране” были определены следующие задачи:

 

- создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг . В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным

туристским  комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги,

приюты, предприятия  общественного питания, магазины для продажи сувениров курортных и спортивных товаров.

Важным направлением деятельности туристских организаций в начале

1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно- оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

 

        Основными чертами административно-нормативного  периода являются: 

     

§        развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

§        распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

§        создание крупных и комфортабельных  гостиничных комплексов;

§        создание научной основы изучения туризма.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕХОДНЫЙ  ПЕРИОД (С 1990г.)

 

 

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от

административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

                        Особенности переходного периода:   

                   

§        переход от монопольного хозяйства  к многоукладному (туристские

предприятия становятся собственностью разных владельцев);

§        формирование туристского рынка  на основе новых законов;

§        использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых

экономических и правовых отношениях;

§        изменение характера спроса в  связи с появлением новых видов

туристских  услуг (выездные Шоп-Туры,  развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

§        невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

§        возникновение большого числа малых  и средних туристских предприятий;

§        рост средних показателей выездного  туризма, особенно с целью шопинга.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО  РЫНКА

 

      

Формирование  российского туристского рынка  началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

 

  1.     распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий; 

2.     создание новых предприятий, которые  впоследствии стали называться

туроператорами  или турагентами;

3.     модификация старых туристских  предприятий путём перестройки  на

разработку  туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе  развития рынка разрабатывались  в основном выездные туры.

Многолетний дефицит  выездного туризма в СССР сформировал  повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом  пользовались Шоп-Туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

 

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными  направлениями внутреннего туризма  стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные  направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими,

экономическими, политическими, культурными аспектами.

 

 

1.     Первые путешествия, совершаемые  с утилитарными, познавательными,

политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские

передвижения  первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

 

2.     Развитие различных видов туризма:  отдых, лечение, деловые поездки,

пролетарский  туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного

характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический  туризм и

др.

 

3.     Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к

комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической  базы (различные снаряжения, инвентарь и т.д.)

 

4.     Развитие транспортных средств   привело к массовому туризму.

 

5.     Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов,

туристских  фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.

 

6.     Постепенное формирование рынка  услуг.

 

7.     Развитие элитного туризма (для  состоятельных слоёв населения)  и

Информация о работе Развитие туризма вРоссии