Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:45, контрольная работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым
социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
1.Введение
2.Этапы развития туризма в России:
2.1. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)
2.2. переходный период (с 1990г.)
2.3. современное состояние российского туристского рынка
3. Этапы развития туризма в России были обусловлены аспектами.
4. Список использованной литературы
Содержание
1.Введение
2.Этапы развития туризма в России:
2.1. административно-нормативный период (1970-1990г.г.)
2.2. переходный период (с 1990г.)
2.3. современное состояние российского туристского рынка
3. Этапы развития туризма в России были обусловлены аспектами.
4. Список использованной литературы
Введение
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым
социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.
Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к
миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и
освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.
За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного
освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны
многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они
сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях
науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые
районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это
послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения,
сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов,
созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных
достопримечательностей и т.д.
С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий
питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые
на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. Однако туризм был
доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали
дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений.
Т.о., туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на
основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями,
исследователями, историками, географами и представителями делового мира,
которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания,
литературные, исторические и географические материалы, отчёты и дневники.
Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере
общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания
мирохозяйственных отношений в различных сферах.
Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая
путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее
элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих
исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию,
нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с
ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько
периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД
(1980-1990г.г.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое
поколение. Так,
в 1970-х годах проводились
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.
Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно информационное бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу.
Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров
СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-
экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи:
- создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг . В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным
туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги,
приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров курортных и спортивных товаров.
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале
1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.
В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно- оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Основными чертами
§ развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
§ распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
§ создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
§ создание научной основы изучения туризма.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)
Этот период
развития российского туризма характериз
административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
§ переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские
предприятия становятся собственностью разных владельцев);
§ формирование туристского рынка на основе новых законов;
§ использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых
экономических и правовых отношениях;
§ изменение характера спроса в связи с появлением новых видов
туристских услуг (выездные Шоп-Туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
§ невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
§ возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
§ рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО
Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:
1.
распад предприятий старого
2.
создание новых предприятий,
туроператорами или турагентами;
3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на
разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры.
Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались Шоп-Туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными
направлениями внутреннего
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими,
экономическими, политическими, культурными аспектами.
1.
Первые путешествия,
политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские
передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.
2.
Развитие различных видов
пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного
характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и
др.
3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к
комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы (различные снаряжения, инвентарь и т.д.)
4.
Развитие транспортных средств
5.
Создание различных организаций
туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.
6.
Постепенное формирование
7.
Развитие элитного туризма (