Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:20, отчет по практике
Туризм является одним из приоритетных секторов экономики Республики Карелия. Реализация государственной республиканской политики в области развития туризма на основании применения мирового прогрессивного опыта, новых организационных форм и новых технологий (ИКТ, Интернет и т.д.) позволит постепенно изменить специализацию экономики республики на внешних рынках с производственно-сырьевой на развитие сферы высококачественных услуг, позволит создать условия для постепенного перехода к постиндустриальной модели развития Республики Карелия.
1. анализ состояния и тенденций развития туризма
в республике карелия
1.1. Объем и направленность туристских потоков
1.2. Развитие центров туристской активности в республике
1.3. Развитие туристской инфраструктуры
1.4. Доходы от туризма и инвестиции
2. SWOT-анализ развития туризма в Республике Карелия
3. Оценка конкурентных преимуществ и потенциал
и проблемы развития туризма в республике карелия
4. маркетинговый анализ туризма
4.1. Сегментация туристского рынка
4.2. Позиционирование и инвестиционные приоритеты развития
различных видов туризма для Республики Карелия
5. Стратегические цели, направления и мероприятия
по развитию туризма в рк. порядок реализации стратегии.
7. Мониторинг и индикаторы оценки реализации стратегии
8. Организационная схема реализации стратегии
и государственного регулирования развития
туризма в Республике Карелия
Институт экономики Карельского научного центра РАН
ОТЧЕТ
О выполнении научно-исследовательской работы
по государственному контракту от 31.05.2006 г.
на размещение государственного заказа
«Разработка Стратегии развития
туризма в Республике Карелия
на период до 2020 г.»
Директор Института экономики КарНЦ РАН, д.т.н., профессор
___________________ А.И. Шишкин
«____» декабря 2006 г.
Петрозаводск
2006
1
Стратегия развития туризма в Республике Карелия до 2020 года
Руководитель проекта: | |
Шишкин А.И. | Директор Института экономики КарНЦ РАН, д.т.н., профессор |
Ответственный исполнитель проекта: | |
Савельев Ю.В. | Зав. Отделом территориальных стратегий и программ Института экономики КарНЦ РАН, к.э.н. |
Исполнители проекта: | |
Толстогузов О.В. | Зам. директора Института экономики КарНЦ РАН, к.э.н., к.ф.-м.н. |
Шишкин А.А. | Старший научный сотрудник Института экономики КарНЦ РАН, к.э.н. |
Чубиева И.В. | Младший научный сотрудник Института экономики КарНЦ РАН, к.э.н. |
Жирнель Е.В. | Младший научный сотрудник Института экономики КарНЦ РАН |
Научно-исследовательская работа выполнена по инициативе Министерства экономического развития Республики Карелия.
введение. роль государственного регулирования
в развитии туризма.
1. анализ состояния и тенденций развития туризма
в республике карелия
1.1. Объем и направленность туристских потоков
1.2. Развитие центров туристской активности в республике
1.3. Развитие туристской инфраструктуры
1.4. Доходы от туризма и инвестиции
2. SWOT-анализ развития туризма в Республике Карелия
3. Оценка конкурентных преимуществ и потенциал
и проблемы развития туризма в республике карелия
4. маркетинговый анализ туризма
4.1. Сегментация туристского рынка
4.2. Позиционирование и инвестиционные приоритеты развития
различных видов туризма для Республики Карелия
5. Стратегические цели, направления и мероприятия
по развитию туризма в рк. порядок реализации стратегии.
7. Мониторинг и индикаторы оценки реализации стратегии
8. Организационная схема реализации стратегии
и государственного регулирования развития
туризма в Республике Карелия
Туризм является одним из приоритетных секторов экономики Республики Карелия. Реализация государственной республиканской политики в области развития туризма на основании применения мирового прогрессивного опыта, новых организационных форм и новых технологий (ИКТ, Интернет и т.д.) позволит постепенно изменить специализацию экономики республики на внешних рынках с производственно-сырьевой на развитие сферы высококачественных услуг, позволит создать условия для постепенного перехода к постиндустриальной модели развития Республики Карелия.
Туризм обладает высоким мультипликативным эффектом, а потому позволяет стимулировать интенсивное развитие сопутствующих и вспомогательных отраслей и инфраструктурных комплексов (сферы транспортного и придорожного обслуживания, услуг по размещению и общественному питанию, финансовых и банковских услуг, информационных услуг, сферы торговли и др.). Развитие туризма рассматривается также как важный элемент системы территориального маркетинга и формирования благоприятного имиджа региона по отношению к внешним субъектам – туристам, жителям других регионов и стран, соседним регионам, хозяйствующим субъектам.
Туристская и инвестиционная привлекательность региона во многом зависит от уровня развития туристской инфраструктуры, уровня развития и состояния транспортной инфраструктуры, информационной инфраструктуры, наличия и обустройства объектов туристского показа. Это сферы требуют значительных средств на их развитие и содержание. Эффективное развитие туризма в регионе требует формирования эффективной системы государственного регулирования, поскольку туристская индустрия включает в себя целый комплекс отдельных видов деятельности, производств и отраслей.
В Республике Карелия формируется единая система стратегического планирования и государственного регулирования развитием туризма. В силу многообразия интересов, субъектов хозяйственной деятельности система государственного регулирования развития туризма в республике направлена на согласование интересов, выделение инвестиционных приоритетов и привлечение ресурсов из других регионов и стран.
В рамках государственной политики территория республики рассматривается как единое туристско-рекреационное пространство (практически совпадающее с административными границами), в рамках которого развитие индустрии туризма развивается по общему сценарию и общем ритме на протяжении длительного времени. Данное обстоятельство, обусловленное экономическими, культурно-историческими и природно-географическими особенностями территории, способствует выработке единой стратегии развития туризма как составной части стратегии развития Республики Карелия, а также консолидации усилий и концентрации ресурсов в рамках развития единого регионального рынка туризма.
В силу вышеназванных обстоятельств деятельность органов государственной власти Республики Карелия в сфере развития туризма направлена на:
разработку стратегических приоритетов в сфере туризма в соответствии со стратегией развития республики. Концентрация усилий позволяет посредством формирования зон сервисного обслуживания и использования возможностей смежных секторов экономики добиться синергетического эффекта в развитии туризма, в частности, и всей экономики в целом;
определение и проработку инвестиционных приоритетов в сфере туризма, позволяющих дать наибольший экономический, бюджетный и социальный эффект как для хозяйствующих субъектов, так и для республики в целом;
согласование интересов (корпоративных, территориальных, государственных и т.д.), в том числе путем частно-государственного партнерства и создания координационных структур (например, Республиканского координационного совета по развитию туризма);
формирование благоприятного имиджа и регионального бренда, а также продвижение конкурентоспособных продуктов на внешних рынках за счет организации туристских выставок, ярмарок, презентаций, упрощения процедур доступа и обслуживания инвесторов в регионе, стимулирования создания новых рабочих мест, широкого использования информационных технологий (Интернет и др.) и электронной коммерции;
выделение локальных территорий, наиболее интересных с точки зрения развития туристской индустрии, выделение конкретных земельных участков и обустройство инвестиционных площадок полностью подготовленных к застройке и реализации инвестиционных проектов;
привлечение внешних (федеральных, корпоративных и международных) ресурсов и инвестиций, в том числе за счет участия в конкурсах, тендерах и т.д.
Ключевым элементом, определяющим приоритетные направления деятельности и систему мероприятий органов государственной власти РК в сфере развития туризма, является республиканская система стратегического управления развитием туризма.
Данная система включает в себя следующие управленческие документы долгосрочного и среднесрочного характера (рис. 1):
Рис. 1 Система стратегического управления развитием туризма в РК
Данная система документов является неотъемлемой частью общереспубликанской системы стратегического регулирования развития экономики и содержит основные направления, подходы и механизмы повышения конкурентоспособности туризма.
В соответствие с Концепцией «Возрождение Карелии» реализация стратегического приоритета «развитие туризма как отрасли, оказывающей влияние на развитие многих секторов экономики республики, сохранение и использование ее культурно-исторического и природного потенциала» осуществляется через реализацию регионального проекта «Гостеприимная Карелия», предложенного в Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. Данный проект реализуется через систему стратегических и плановых документов, охватывающих все аспекты государственной республиканской в области развития туризма, и отраженных на рис. 1.
В рамках Схемы развития опорных центров туризма и Пространственного плана развития туризма на территории РК обосновывается концепция сетевого проекта, направленного на занятие ниши в мировом рынке, и территориальная схема развития туризма, определяющая размещение объектов туристской инфрастуктуры в соответствии с особенностями размещения основных объектов туристского показа, их доступностью и туристско-рекреационным потенциалом территории.
В документах отражены также инвестиционные приоритеты, технико-экономическое обоснование инвестиций и представлен инвестиционный план развития опорных центров.
В рамках настоящей Стратегии развития туризма в Республике Карелия на период до 2020 года, сформированной с учетом Стратегии развития Республики Карелия и других стратегических документов, основной акцент сделан на реализацию мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туризма, на сегментацию туристского рынка, позиционирование и маркетинговое обеспечение продвижения карельских турпродуктов на внешних рынках.
Таким образом, Схема развития опорных центров туризма и Пространственный план носят технологический характер (инструмент встраивания в международную логистику и корпоративные сети и обоснование размещения объектов), а настоящий документ (Стратегия развития туризма в РК на период до 2020 года) носит характер маркетинговой и конкурентной стратегии.
Республика Карелия сегодня, занимая выгодное экономико-географическое и рекреационно-географическое положение, в незначительном объеме использует существующие преимущества. Близость к международным туристским маршрутам Финляндии и Санкт-Петербургу отражается только на том, что карельские объекты туристского показа предлагаются в составе туров, формируемых за пределами региона. В результате значительный объем доходов от туризма на эти объекты остается за пределами республики. Также «туристские бренды» наиболее известных объектов туристского показа в этом случае становятся элементами внешних (инорегиональных и зарубежных) туристских брендов, и не оказывают значительного влияния на повышение известности республики, на создание регионального туристского бренда.
На решение этих проблем направлен проект создания современного конкурентоспособного туристского комплекса в Республике Карелия и консолидации цепочки создания стоимости в туризме на территории региона, а также нацелена разработанная эффективная конкурентная и маркетинговая стратегия, позволяющие создать благоприятный имидж региона за его пределами, повысить туристский интерес к республике и ее инвестиционную привлекательность.
В рамках настоящей Стратегии представлены результаты оценки конкурентоспособности карельских турпродуктов и отдельных видов туризма, возможности ее повышения за счет внутренних и внешних факторов. Проведен маркетинговый анализ, в ходе которого сегментирован туристский рынок, выделены наиболее привлекательные рыночные ниши для карельских турпродуктов, проведено их позиционирование, сформулированы стратегические цели, задачи и предложены эффективные маркетинговые инструменты по продвижению карельских турпродуктов на внешних рынках.