Развитие внутреннего туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития
2. Проанализировать развитие внутреннего туризма в России
3. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и
тенденции его развития
1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2. Формирование внутреннего туризма в России 26
Правовые аспекты регулирования туризма 31
Выводы по главе 45
2. Анализ развития внутреннего туризма в России
2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму 46
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма 51
Выводы по главе 59
3. Совершенствование внутреннего туризма на примере
Тамбовской области
3.1. Характеристика области 60
3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области 67
Разработка предложений по развитию внутреннего туризма
в Тамбовской области 76
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 88

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 707.00 Кб (Скачать)

Развитие внутреннего туризма в России

               Содержание 

Введение           3

1. Теоретические аспекты  внутреннего туризма  в России и 

тенденции его развития

1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития   6

1.2. Формирование внутреннего туризма в России    26

    1. Правовые аспекты регулирования туризма    31

Выводы  по главе          45

2. Анализ развития внутреннего туризма в России

2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму   46

    1. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма  51

Выводы  по главе          59

3. Совершенствование внутреннего туризма на примере

Тамбовской  области

3.1. Характеристика области        60

3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области     67

    1. Разработка предложений по развитию внутреннего туризма

в Тамбовской области         76

Выводы  по главе          82

Заключение          83

Список  литературы         88 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Актуальность темы: Туризм вошел в XXI  век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и целевых регионов. Туристские потоки на рубеже веков достигли 630 млн. туристских прибытий. Туризм является выгодной высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленностью,  а также с автомобилестроением. В последнее десятилетие Россия активно вышла на мировой туристский рынок. Образование в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли, создание тысяч организаций индустрии туризма, десятков тысяч рабочих мест.

      Однако, по утверждению специалистов состояние  развития туристской индустрии в  России в настоящее время находится  лишь на начальной стадии. По сравнению  с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с невысокой платежеспособностью (лишь 21% населения России совершают путешествия).

      На  сегодняшний день туристический  бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными  природными ресурсами и культурно – историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма.

      Однако, несмотря на поддержку со стороны  государства, данная отрасль является недостаточно развитой при всевозрастающим  спросе на туристические услуги.

      Развитие  туризма в России, безусловно, должно занимать одно из центральных мест во всей системе государственного планирования, так как доходы данной отрасли позволяют включать ее в список приоритетных направлений экономического и социального развития. Данная работа и призвана рассмотреть возможность, благоприятность и целесообразность развития туризма в Тамбовской области.

      В современном виде туризм - это курс истории, архитектуры, эстетики и гастрономии, сопровождающийся восторгом открытий, связанных с путешествием. Исключительно велико его социальное, культурно-воспитательное и познавательное значение. Благодаря именно ему современный человек может реализовать  стремление познать новое, преодолевать большие расстояния, чтобы увидеть, а что там, за горизонтом, увидеть своими глазами “живую историю” ,накопленную тысячелетиями.  Это с одной стороны. А с другой - необходимо  использовать с пользой опыт других стран, ведь опыт наиболее развитых государств показывает: чем больше люди имеют денег, тем они охотнее тратят их  именно на путешествия. Мировой оборот туристской индустрии насчитывает сегодня 4,4 триллиона долларов, а к 2011 году он возрастет, по подсчетам специалистов, до 10 триллионов долларов. В законодательстве РФ и ее субъектов туризм признается приоритетной отраслью экономики. Но болевых точек у туристской отрасли немало. Ситуация, сложившаяся в сфере туризма, в частности в Тамбовской области, заставляет искать новые способы его  развития.

      Объектом исследования является внутренний туризм. Предметом – проблемы и тенденции его развития.

      Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1. Изучить теоретические аспекты  внутреннего туризма в России  и тенденции его развития

      2. Проанализировать  развитие внутреннего  туризма в России

      3. Разработать рекомендации  по  совершенствованию внутреннего  туризма на примере Тамбовской  области 

      При написании работы использовались следующие  методы исследования: системный анализ, прогнозирование.

      Практическая  значимость работы заключается в том, что предложенные выводы и рекомендации позволят повысить привлекательность внутреннего туризма.

      Научная новизна работы состоит в следующем:

  1. Исследованы теоретические проблемы, связанные с развитием внутреннего туризма;
  2. Проанализированы проблемы развития внутреннего туризма;
  3. Даны рекомендации по совершенствованию развития туризма в Тамбовской области.

      Дипломная работа состоит из введения, основной части, включающей 3 главы, заключения, списка использованной литературы.

      В первой главе описываются теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития. Во второй производится анализ развития внутреннего туризма в России. В третьей главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области.

      . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Теоретические аспекты внутреннего  туризма в России и тенденции его развития
 

      1.1. Понятие туризма  и исторические  этапы его развития 

      В истории туризма принято различать четыре этапа:1

  1. до начала XIX в. - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
  2. XIX в. - Первая мировая война - революционные изменения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий;
  3. период между двумя мировыми войнами - начало становления массового туризма;
  4. после Второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

      Первый  этап определяется как предыстория туризма. Так, в античные времена основными мотивами путешествий являлись торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались жители со всей страны. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю.

      В средневековье усиливается религиозный  характер путешествий. Религиозные  убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням: мусульман - в Мекку, христиан - в Иерусалим и Рим. Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешественников. Странноприимные дома, как разновидность гостиниц, содержались религиозными орденами.

      Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет  религиозные мотивы и усиливает  индивидуальный характер и образовательную  направленность поездок. Молодые дворяне  нередко отправлялись в своеобразные "гран-туры" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Англичане, например, маршрут такого путешествия начинали в Лондоне, откуда ехали во Францию (с длительным пребыванием в Париже), а затем - в Италию. Обратный их путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды.

      До  середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необходимым условием и средством для достижения собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора), а также отличались примитивными средствами передвижения.2

      Второй этап в истории туризма характеризуется революционными изменениями в развитии транспорта. Изобретения парохода, паровоза, сопровождавшиеся расширением сети дорог, обусловили большую надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени вызвали существенное увеличение потоков путешествующих. В связи с этим возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным "комнатам для гостей" в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях пришли первые гостиницы. К середине XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу деятельности. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потребителю. Классическим примером является групповой тур на отдых, организованный англичанином Т. Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр.Т. Кук создал (первоначально в Лестере, затем в Лондоне) первые бюро путешествий. В 1854 г. по их образцу К. Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий в Берлине. Во второй половине XIX в. туристские бюро были созданы во многих странах мира. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, отразившие процесс расширения туристского спроса.

      Первая  мировая война, Великая депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война  оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм (третий этап), расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия.

      После Второй мировой войны туризм приобретает  действительно массовый характер (четвертый этап). Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объемов их производства, массовым строительством средств размещения, объектов туристской инфраструктуры. Особенностью современного туризма является широкий международный обмен. При этом в спросе и предложении на рынке произошли существенные изменения. Данный факт дает основание утверждать, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Если первый предполагает обезличенность услуг в расчете на однородность потребностей и мотиваций туристов, то второй характеризуется разнообразием предлагаемых услуг и достаточно четко выраженной специализацией туристского предложения. Трансформация конвейерного туризма в дифференцированный совершалась одновременно с переходом от рынка продавца к рынку покупателя.

      Имея  столь длительную историю, туризм до настоящего времени не получил однозначного определения. Как справедливо указывает  российский ученый В.Г. Сапрунова, до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактования сущности туризма и его понятийного аппарата. Между тем вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологии туризма, является необходимым условием понимания явлений и процессов, характерных для туризма.

      Имея  длительную историю, понятие "туризм" до сих пор по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Существующие определения туризма могут быть объединены в две группы. Одни носят  узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания тех процессов, которые происходят в российском туризме.3

Информация о работе Развитие внутреннего туризма в России