Развитие внутреннего туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития
2. Проанализировать развитие внутреннего туризма в России
3. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и
тенденции его развития
1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2. Формирование внутреннего туризма в России 26
Правовые аспекты регулирования туризма 31
Выводы по главе 45
2. Анализ развития внутреннего туризма в России
2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму 46
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма 51
Выводы по главе 59
3. Совершенствование внутреннего туризма на примере
Тамбовской области
3.1. Характеристика области 60
3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области 67
Разработка предложений по развитию внутреннего туризма
в Тамбовской области 76
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 88

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 707.00 Кб (Скачать)

      Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных  туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

      С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

      ·         повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

      ·         обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

      ·        повышение роли государственной политики в сфере туризма;

      ·        усиление роли государственно-частных партнерств;

      ·        необходимость государственныхвложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры. 

    1. Формирование  внутреннего туризма  в России
 

      Интерес к путешествиям у русских людей  возник давно.

      Ещё в “Повести временных лет” указывается  путь “из варяг в греки, из грек по Днепру”. Этот путь был известен с IX века и способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино все  славянские земли. Этот путь шел из Византии по Черному морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхв, соединяющей озеро Ильмень и Ладожское озеро. Оттуда путешественники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике или Варяжскому морю, отправлялись в сторону Рима. Тут в землях варягов начинался путь “из варяг в греки”, то есть путь из Южной Балтики к Константинополю.

      Но  кроме этого основного для  восточных славян торговых путей существовали и другие. Прежде всего – это восточный торговый путь, осью которого были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских земель либо сушей до Дона, либо сюда же по Днепру, затем мимо Крыма по Черному и Азовскому морям. Далее суда волоком перетаскивались из Дона в Волгу, в том месте, где сейчас находиться Волго-Донский канал. Дальнейший путь шел вниз по реке Волге через Хазарские владения мимо столицы Хазарии Итиля, находившегося в устье Волги, на Каспий и в страны Востока, в первую очередь в Хорезм, Бухару, на восточное побережье Каспия, к “ Железным воротам” – Дарбену, в Хорасан.

      В 1041 году киевский князь Ярослав Мудрый совершает первое путешествие, путь на ладьях из Киева по Днепру и Бугу на Нижнюю Вислу.

      Центральное место из поселений в XI веке занимает Киев – “мать городов Русских”. Киев занимает выгодное географическое положение. Водные соединяли север и юг, эти пути открывали доступ к Черному и Азовскому морям. Из Киева шли русские искатели приключений, торговцы и купцы в Византию, в Болгарию, Крым и Хозарвию.

      Вот отсюда начинаются истоки русских путешествий.15

      В город на Днепре приезжали иностранцы. Из Византии везли богатейшие дары. Ехали греческое духовенство, греческие  купцы. Они привозили сведенья о  своих странах и предметы роскоши. Киев становиться центром торговли на Руси. После него по значимости шел Новгород.

      Развитие  туризма с XV по XIX век

      В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия  Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал. Особый интерес у него вызвала Турция и Аравия.

      В это время большое внимание уделяется  дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Около городов строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году.

      С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью.

      В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему  свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия  являлись средством для того, что  бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык. В XVIII веке стало обязательным отправлять детей в Европу, как для учения, так и для того, что бы они учились жизни путешествий.

      До  середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели.

      В начале XIX века было положено начало экскурсионной  деятельности. Экскурсии всегда создаются  с познавательной целью. Для того что бы проводить экскурсии, нужно было создавать кружки и различные общества.

      В России первые экскурсии проводило  “Общество восстановления христианства на Кавказе”. Первые экскурсии в 1870 году в городе Тифлисе, проводили  для учеников Александровской школы, изучая достопримечательности Кавказа. Многие организации использовали экскурсии для просвещения народа. Экскурсионная деятельность этих организаций привела к тому, что стали открываться музей, исторические и культурные памятники, различные выставки.

      В 1872 году на основе первой промышленной выставке открывается первый Политехнический музей, а в 1873 году основан Исторический музей.

      Следует подчеркнуть, что туризм в России в 19в. в целом  не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными.

      Развитие  туризма в XX веке

      В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.

      В 1901 году “Русский туринг клуб” был  преобразован в “Российское общество туристов”, которое просуществовало  до лета 1928 года. По уставу членами РОТ  не могли быть учащиеся, молодежь и военные низших чинов. Членами Рот были привилегированные денежные люди. Общество ставило своей задачей организацию туристских путешествий по России и за границей, знакомство с достопримечательностями древних русских городов, а также организацию путешествий к “ святым местам”.

      В 1907 году при ”Российском обществе туристов” создается комиссия по организации образовательных экскурсий  по России для школьников, которое  занималось экскурсиями по России и  знакомством с древними Русскими городами. В 1911 году правление общества переезжает из Петербурга в Москву. В 1914 году “Российское общество туризма” насчитывало 5 тысяч человек.

      После революции 1917 года многие организации  и общества были запрещены.

      Возникновение советского туризма можно отнести к 20-м годам XX века.

      В 1918 году создается первая туристическая  организация ”Бюро школьных экскурсий”. В 1919 году были приняты декреты о  лечебных местностях.

      Весной 1936 года руководство внутренним туризмом и экскурсиями передается Всесоюзному  Центральному Совету Профессиональных Союзов. При ВЦСПС был учрежден Цент туристко-экскурсионное управление, с соответственными управлениями в республиках, краях и областях.

      В 1958 году ЦК ВЛКСМ создает свою туристскую организацию – Бюро международного молодежного туризма, “Спутник” для организации поездок советской молодежи за рубеж и зарубежной молодежи в СССР. Организацией туристко-экскурсионной работы со школьниками занимается Центральная детская экскурсионно-туристическая организация, созданная в 1918 году и преобразованная в 1932 году.

      Итак, можно подвести некоторый итог развитию туризма в России, которое можно разделить на 5 этапов.

      Просветительский  этап - длился до 1890 года. Этот этап характеризуется  развитием горного туризма, началом  экскурсионной деятельности и лечебно оздоровительного отдыха.

      Предпринимательский этап – длился с 1890 года до 20 годов XX века. В это время в России активно  строятся железные дороги. Появляются туристические организации, клубы, общества, компании. Это время элитарного туризма, путешествовали состоятельные слои общества.

      Организационно-централизованный – 20-60 года XX века. Основная черта этого  этапа – централизация туризма. Преобладали социальные функции  над хозяйственными.

      Административно-нормативный  – длился с 1970 года до 1990 года. Этот этап характеризуется быстрым развитием планового и социального туризма, при нарастающих темпах резкого отставания качества от мировых стандартов.

      Переходный  этап – с 1990 годов до наших дней. Особенность состоит в том, что  начался переход к экономическим методам развития туризма на законодательной основе.

      Но, не смотря на все сложности, которые  испытывает на сегодняшний день туристическая  отрасль в России, она продолжает развиваться.

      Туристическая отрасль - одна из самых молодых и  динамично развивающихся отраслей экономики России. Неудивительно, что власти придают ее развитию особое значение, тем более в период кризиса. На прошлогоднем совещании в городе Угличе президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что Россия имеет все возможности стать ведущей туристической державой. Именно в туризме заложена одна из так называемых точек роста для многих российских регионов.

      В 2010 году около 28 млн российских туристов выбрали отдых в пределах страны. "Фактически каждый шестой гражданин путешествовал по России или отдыхал здесь", - сообщил Геннадий Пилипенко, начальник управления развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов Федерального агентства по туризму РФ. При этом из общего числа внутренних туристов 45% выбирали пляжный отдых, а 40% - познавательный туризм.

      Ростуризм предполагает активнее развивать горнолыжное  направление отдыха. На сегодняшний  день горнолыжные центры функционируют  в 33 субъектах России, их число с  каждым годом растет, сообщает Интерфакс.

      Большие надежды Ростуризм возлагает на развитие Сочи в преддверии Олимпийских игр - 2014. Согласно прогнозу, с введением в строй туристических объектов Сочи ежегодно сможет принимать 1,5 млн гостей. Дальнейшее развитие ожидается в Анапе, Геленджике и на других популярных курортах юга России. 

    1. Правовые  аспекты регулирования  туризма
 

      Правовая  концепция развития туризма в  Российской Федерации направлена на обеспечение в стране правовой, организационной  и экономической среды для  формирования современной туристской индустрии, которая, в свою очередь, реализует основное конституционное право человека на отдых. Гарантия качественной реализации этого права является одним из главных факторов гражданского оборота, который должен сопровождаться новыми импульсами в развитии и совершенствовании механизма современного туризма. В связи с этим возникает острая проблема во всестороннем правовом регулировании данной сферы.16

      Правовые  отношения в сфере оказания туристских услуг представляют собой комплексные  общественные отношения, в которые  вовлечены государство, организации туристской индустрии (гостиницы, перевозчики, рестораны и др.), туристские фирмы и, конечно же, сами туристы. Поэтому система источников правового регулирования, регламентирующих правовое положение субъектов, предоставляющих услуги, пользующихся этими услугами и контролирующих эти услуги в сфере туризма, обширна и включает в себя ряд нормативно-правовых актов: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании", Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, а также нормы административного, государственного, налогового, таможенного, страхового, экологического законодательства, затрагивающие непосредственно область туристской деятельности, а также ряд других законодательных актов. Таким образом, действие правовой сферы туризма охватывает практически все отрасли права и законодательства.

Информация о работе Развитие внутреннего туризма в России