Развитие внутреннего туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития
2. Проанализировать развитие внутреннего туризма в России
3. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и
тенденции его развития
1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2. Формирование внутреннего туризма в России 26
Правовые аспекты регулирования туризма 31
Выводы по главе 45
2. Анализ развития внутреннего туризма в России
2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму 46
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма 51
Выводы по главе 59
3. Совершенствование внутреннего туризма на примере
Тамбовской области
3.1. Характеристика области 60
3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области 67
Разработка предложений по развитию внутреннего туризма
в Тамбовской области 76
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 88

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 707.00 Кб (Скачать)

      1) создание современных туристско-рекреационных комплексов на территории наиболее перспективных туристских кластеров Российской Федерации.

      На II и III этапах реализации Программы  предполагается произвести работы, необходимые для создания инвестиционных площадок для строительства коллективных средств размещения и других туристских объектов, в том числе создать инженерную и транспортную инфраструктуру туристских объектов, построить и реконструировать линии электропередачи для туристских комплексов, произвести берегоукрепление и обустройство прибрежных зон туристских территорий, осуществить строительство объектов водоснабжения для туристских комплексов, построить необходимые очистные сооружения.

      В рамках Программы планируется реализовать масштабный проект по созданию сети кластеров для автотуристов, включающих в себя на I этапе придорожную гостиницу или мотель, кемпинг, парковки для легкового и грузового автотранспорта, а также автобусов, кафе-ресторан, автосервис, магазины придорожной торговли и автозаправочный комплекс. Кластеры станут точками роста регионов и межрегиональных связей, вокруг которых активизируется развитие малого и среднего бизнеса. Элементы сети планируется располагать на наиболее загруженных федеральных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов, например к историко-культурным центрам и заповедникам. Всего в рамках Программы (II и III этапы реализации) планируется создание 35 кластеров для автотуристов в регионах России.

      Финансирование данного направления реализации мероприятий Программы предполагается осуществлять преимущественно за счет внебюджетных средств (около 64 процентов общего предполагаемого объема финансирования), которые будут использованы для создания объектов туристской направленности, при этом инфраструктура будет финансироваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

      2) повышение качества туристских услуг, в том числе за счет:

      развития  системы подготовки кадров в сфере туризма посредством повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии, а также реализации программ "обучения обучающих";

      создания  условий для организации и  осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций. Саморегулируемые организации - некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида, созданные в целях снижения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу путем разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В настоящее время саморегулируемые организации в сфере туризма отсутствуют. Туристские саморегулируемые организации могли бы взять на себя следующие функции:

  • разработка норм, стандартов и принципов ведения туристской деятельности в действующей конкурентной среде в интересах потребителя и с целью обеспечения его безопасности;
  • совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма (аттестация, повышение квалификации);
  • оперативное информирование субъектов туриндустрии об изменениях и новшествах законодательства в сфере туризма;
  • осуществление сбора, накопления, анализа оперативных и статистических данных, характеризующих туристский рынок и эффективность мер его государственной поддержки, подготовки прогнозных выводов и предложений по развитию туристской деятельности;
  • проведение анализа практики применения добровольных стандартов системы классификации гостиниц и иных средств размещения, системы классификации пляжей, системы классификации горнолыжных трасс, а также подготовка предложений по их совершенствованию и механизму реализации с учетом требований Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
  • организация и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защита прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии;
  • координация предпринимательской деятельности в сфере туризма, в том числе в сфере турагентской деятельности, а также представление и защита общих имущественных интересов;
  • разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи.

      Мероприятия указанного направления планируется проводить на протяжении всего периода реализации Программы и финансировать за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (12,8 процента совокупных расходов);

      3) продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

      Для решения поставленной задачи в рамках Программы планируется:

  • проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в России на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, а также проведение пресс-туров на протяжении всего периода реализации Программы;
  • создание банка фото- и видеоматериалов "Россия туристская", необходимого для проведения рекламных кампаний и создания имиджа России, как привлекательного направления для туристов, в том числе конкурентоспособных цифровых фильмов художественного содержания, освещающих новые туристские маршруты в России на протяжении всего периода реализации Программы;
  • создание централизованного национального ресурса в сети Интернет о туристских возможностях Российской Федерации, создание и обеспечение функционирования государственной системы информационного обеспечения туризма в Российской Федерации, в том числе создание информационного портала для туристов, туроператоров, поставщиков туристско-рекреационных услуг и инвесторов в туристскую отрасль, который может также стать отраслевой торговой площадкой. Большая часть работ в этом направлении будет проведена в сроки, определенные для I этапа реализации Программы;
  • создание сети информационных центров для туристов в России и за границей, осуществляющих системную работу по информационной поддержке развития въездного и внутреннего туризма, в том числе постоянную разъяснительную работу, организацию выставок и семинаров, содействие всем заинтересованным лицам, особенно туроператорам и инвесторам на протяжении всего периода реализации Программы;
  • создание сети информационных пунктов в центрах притяжения туристов, осуществляющих информационную и сервисную поддержку туристов на протяжении всего периода реализации Программы;
  • организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий на всех этапах реализации Программы.

      Для указанного направления реализации мероприятий Программы предполагается частичное финансирование за счет внебюджетных источников (на уровне, не превышающем 15 процентов совокупных расходов по направлению).

      В процессе разработки Программы будет  изучена возможность организации государственно-частного партнерства по этому направлению.

      Перечень  и содержание мероприятий Программы  по таким направлениям будут уточнены и конкретизированы в рамках разработки Программы.

      Оценка  достижения цели Программы по годам  ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также с использованием следующих целевых индикаторов:

      численность граждан России, размещенных в  коллективных средствах размещения;

      численность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения.

      Для оценки степени решения задач  Программы предлагается использовать следующую систему показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения:

  • показатели решения задачи по развитию туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации:
  • площадь номерного фонда коллективных средств размещения;
  • инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания);
  • количество койко-мест в коллективных средствах размещения;
  • количество работающих в коллективных средствах размещения;
  • количество работающих в туристских фирмах;
  • показатель решения задачи, направленной на повышение качества туристских услуг, - объем платных туристских услуг, оказанных населению;
  • показатель решения задачи по продвижению туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках - объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
 

      Выводы  по главе 

      Неразвитость внутреннего туризма автоматически ведет к ограничению возможности приема зарубежных гостей. Ведь средства размещения, туристская инфраструктура и для отечественных путешественников и для зарубежных - едина. Это в прошлые годы существовала специальная организация для приема иностранцев, их принимали в гостиницах повышенной комфортности, куда отечественных туристов редко когда пускали. Теперь же, если негде отдыхать нашим гражданам, то и зарубежных гостей принять негде.

      Взаимосвязь въездного и внутреннего туризма очевидна. Власти, наконец, должны уяснить эту простую истину, что иностранные гости идут вслед за отечественными. И все в той же пропорции: за четырьмя отечественными следует один зарубежный гость.

      Задача  изменения сальдо в туристском обмене из отрицательного в положительное потребует принятия целого ряда мер на всех уровнях -федеральном, региональном, муниципальном.

      На  федеральном уровне необходимо отказаться от чисто фискального подхода  к индустрии туризма.  
 
 
 

     3. Совершенствование внутреннего туризма на примере Тамбовской области 

      
    1. Характеристика  области
 

      Древнейшим  населением Тамбовского края была мордва-мокша, сформировавшаяся как народность из местных этнических групп с VI века нашей эры. Первые русские переселенцы появились здесь ещё в домонгольское время, но окончательное заселение произошло в XVII веке. Для защиты рубежей юга России от набегов татар и дальнейшего освоения Черноземья, русское правительство строило города-крепости Козлов (1635 год) и Тамбов (1636 год). Они надёжно перекрыли основные пути набегов кочевников на русские земли и открыли возможность для быстрого заселения края.28

      Первоначально на Тамбовщине существовали Тамбовский и Козловский уезды. В ходе административных реформ Петра I в 1708 и 1719 годах они вошли в состав Азовской (Воронежской) губернии. В 1779 году по новому административному делению возникает Тамбовское наместничество, а с 1796 года Тамбовская губерния площадью 66,5 тыс. км² с 12 уездами. Почти без изменений она сохранилась до 1928 года.

      Во  время Гражданской войны в губернии вспыхнуло антибольшевистское Тамбовское восстание (1920—1921).

      16 июля 1928 года состоялся переход на областное, окружное и районное административное деление. На территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний была создана Центрально-Чернозёмная область (ЦЧО). Тамбов стал административным центром Тамбовского округа (ликвидирован в 1930 году).

      13 июня 1934 года Центрально-Чернозёмная область была разделена на Курскую и Воронежскую области. 27 сентября 1937 года из состава Воронежской и Куйбышевской областей постановлением ЦИК СССР выделена самостоятельная Тамбовская область.

      При образовании области в её состав были включены: из Воронежской области — города Тамбов, Мичуринск, Алгасовский, Бондарский, Гавриловский, Глазковский, Дегтянский, Земетчинский, Избердеевский, Инжавинский, Кирсановский, Красивский, Лысогорский, Мичуринский, Моршанский, Никифоровский, Пичаевский, Платоновский, Покрово-Марфинский, Ракшинский, Рассказовский, Рудовский, Сампурский, Соседский, Тамбовский, Умётский, Хоботовский, Юрловский районы, из Куйбышевской области — город Пенза, Башмаковский, Бедно-Демьяновский, Бессоновский, Больше-Вьясский, Голицинский, Головинщинский, Городищенский, Иссинский, Каменский, Керенский, Кондольский, Лунинский, Мокшанский, Наровчатский, Нижне-Ломовский, Пачелмский, Поимский, Рамзаевский, Свищевский, Телегинский, Чембарский, Шемышейский районы. 4 февраля 1939 года город Пенза, Башмаковский, Бедно-Демьяновский, Бессоновский, Больше-Вьясский. Голицынский, Головинщинский, Городищенский, Земетчинский, Иссинский, Каменский, Керенский, Кондольский, Лунинский, Мокшанский, Наровчатский, Нижне-Ломовский, Пачелмский, Поимский, Свищевский, Соседский, Телегинский, Терновский, Чембарский и Шемышейский районы перечислены в состав вновь образуемой Пензенской области.29

Информация о работе Развитие внутреннего туризма в России