Перспективы развития внутреннего туризма ХМАО-Югры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Богатый историко-культурный, этнографический, туристско-рекреационный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определяет роль туристской отрасли в экономике автономного округа в качестве одного из экономических кластеров. Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.

Файлы: 1 файл

курсовая Шаяхметова А.Р. 09141.doc

— 55.49 Кб (Скачать)

 


 


Введение

 

Актуальность. Богатый историко-культурный, этнографический, туристско-рекреационный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определяет роль туристской отрасли в экономике автономного округа в качестве одного из экономических кластеров. Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.

Наличие указанных ресурсов в автономном округе создает предпосылки для развития делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный, инсентив-туры), культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, спортивного, водного, активного (горнолыжный, пешеходный, горный), лечебно-оздоровительного, сельского и автотуризма.

Проблемами развития внутреннего туризма в ХМАО-Югре являются:

- недостаток информации  о туристских возможностях автономного  округа у российских участников  туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов);

- невысокое качество, малая  оригинальность, неширокий ассортимент  и отсутствие комплексности внутрирегиональных  туристских продуктов, предлагаемых  туристскими фирмами;

- недостаток инвестиций, направленных на поддержание  и развитие туризма, его инфраструктуры, на продвижение туристских возможностей;

- недостаточно развитая  транспортная инфраструктура автономного  округа, не позволяющая в полной  мере использовать в туристских  целях памятники культурно-исторического  наследия, а также уникальные  природные объекты.

Мы провели анкетирование среди работников  нефтегазодобывающего управления «Комсомольскнефть» ОАО «Сургутнефтегаз», которое позволит изучить и оценить мнение работников о сложившейся ситуации в области туризма автономного округа и выявить перспективы дальнейшего развития внутреннего туризма в ХМАО-Югре.

Цель данной работы – выявить перспективы развития внутреннего туризма ХМАО-Югры по отзывам работников НГДУ «Комсомольскнефть» ОАО «Сургутнефтегаз».

Объектом нашего исследования является внутренний туризм ХМАО-Югры.

Предметом курсовой работы определены перспективы развития внутреннего туризма ХМАО-Югры.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

  1. Рассмотреть развитие туризма в ХМАО-Югре.
  2. Охарактеризовать развитие туристской индустрии в г.Сургуте.
  3. Охарактеризовать туристскую деятельность первичной

профсоюзной организации НГДУ «Комсомольскнефть»                                   ОАО «Сургутнефтегаз».

  1. Изучить и оценить отзывы работников НГДУ «Комсомольскнефть» ОАО «Сургутнефтегаз» о перспективах развития внутреннего туризма ХМАО-Югры.

Практическая значимость. Анкетирование, проводимое в ходе нашего исследования, позволит изучить и оценить сложившуюся ситуацию на туристском рынке округа по мнению респондентов, что позволит туроператорам и турагентам сформировать новые наиболее востребованные туристские продукты и туристские услуги, усовершенствовать уже имеющиеся турпродукты, решить имеющиеся проблемы в сфере туризма, а также поспособствовать развитию внутреннего туризма ХМАО – Югры.

Методы исследования – сравнение, обобщение, анализ, синтез, анкетирование.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ В ХМАО-ЮГРЕ И

          СУРГУТСКОМ РАЙОНЕ  

    1. Туризм в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

 

Первые свидетельства жизни на «югорской» земле (Югра – историческое название Ханты-Мансийского автономного округа) относятся к среднекаменному веку. Стоянки, поселения и могильники того времени малочисленны и уникальны. Люди, жившие на территории Югры в древних веках, оставили в наследие любопытнейшие памятники культур в результате своего общения с народами Востока и Запада. Самые интересные из них представлены на Барсовой горе и на территории вблизи п. Сайгатино Сургутского района.

Первое письменное сообщение о народе, обитающем «на полунощных странах», было записано в «Повести временных лет» в 1096 году. XII-XIII века отмечены в летописях достаточно частыми походами новгородцев в Югру для сбора дани – меха соболей, горностаев, песцов и белок. Регион рассматривался как крупный промысловый центр.

Присоединение Сибири к Московскому государству произошло после легендарного похода Ермака Тимофеевича. В 1592 году были основаны города Пелыма и Березов, а в 1594 году – Сургут. В 1708 году указом Петра I была учреждена Сибирская губерния (в нее вошли города Березов и Сургут).

10 декабря 1930 года был  образован национальный округ  – Остяко-Вогульский (Ханты-Мансийский). Статус автономного округ получил  в 1977 г., а статус полноправного субъекта Российской Федерации – в 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. [www.ops-sib.ru/region/hmao.htm]

Ханты-Мансийский автономный округ не может похвастаться теплым климатом и продолжительным летом. Между тем, это интереснейшее место для путешествий: прежде всего, для событийного, делового, конгрессного, спортивного и эко-туризма.

В Югре имеются 4 903 объекта культурного наследия, 36 музеев и их филиалов, в том числе 4 государственных.

Округ Югра является уникальным природным комплексом: тысячи озер и рек, обильные ягодные болота и таежные леса предлагают для занятий рыбалкой и охотой.

Прекрасные природные условия зимой, высокий устойчивый снежный покров, отличный рельеф, холмы и долины способствуют тому, что в округе развиваются и приобретают все больше поклонников экстремальные и нетрадиционные виды спорта: сноуборд и горные лыжи.

В Югре развивается спортивный туризм. Округ является привлекательным местом для проведения международных и всероссийских соревнований. На базе Центра лыжного спорта проводятся международные соревнования по биатлону, в том числе этапы Кубка мира. В марте 2003 года здесь впервые в России прошли самые крупные и зрелищные соревнования биатлонистов – Чемпионат мира по биатлону.

Здесь очень популярен экологический туризм: отдых в сельской местности, маршруты по заповедным зонам, речные круизы по рекам Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. Самые экзотические туры возможны на западе округа среди удивительных по красоте заснеженных горных вершин Северного и Приполярного Урала.

Югра обладает хорошей базой для развития этнического и этнографического туризма. Большой интерес представляет древняя культура ханты и манси. С местной культурой можно познакомиться при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах, пожить в чуме, прокатиться на оленьей упряжке, узнать секреты национальной кухни, послушать и поверить в мифы и сказки, воочию увидеть то, что называют сибирским шаманизмом.

Здесь также можно посетить эколого-этнографические музейные комплексы, которых насчитывается более 41, более 4 000 памятников истории и культуры.

Событийный и культурный туризм. Большое число гостей посещает административный центр Югры – город Ханты-Мансийск. Уже стали традиционными телевизионные фестивали «Спасти и сохранить» и «Золотой бубен», кинофестиваль «Дух огня», театральный фестиваль «Чайка», музыкальный фестиваль «Югра». www.poykovsiy.ru

Водный туризм в регионе – это поездки к месту слияния Оби и Иртыша, речные туры и водные прогулки, туры выходного дня, конкурсы рыбаков.

Рыбалка и охота. Август – сентябрь – самое лучшее время для рыболовов-любителей и спортсменов. Удивительная природа, богатый и разнообразный животный и растительный мир здешних мест. Уникальные водные ресурсы дают возможность отдохнуть вдали от «цивилизации» и шумных городов, ощутить романтику таежных приключений. Егерское обслуживание, проживание в охотничьем домике, трансфер, оформление лицензии на отлов, обработка трофеев, полная экипировка, охотничье снаряжение.

Уникальным является бассейн реки Северная Сосьва, протяженность которой – 538 км. Помимо так называемых «соровых» видов рыб (щука, язь, окунь, лещ и др.), являющихся рядовым предметом спортивной рыбалки, на территории района можно добавить «эксклюзивные» виды осетровых, лососевых и сиговых рыб. [www.ops-sib.ru/region/hmao.htm]

Между тем Югра сегодня – это нефтяные вышки, трубопроводы, автомагистрали, современные аэропорты и учреждения, туристические, гостиничные, ресторанные и развлекательные комплексы. Поэтому большое значение для региона имеет конгрессный и деловой туризм. В ХМАО постоянно проводятся международные форумы, конгрессы, специализированные выставки.

Несмотря на уже сложившуюся туристическую структуру, туризм в округе продолжают развивать представители туристской сферы.

В этом году Югра приняла участие в международных туристских выставках: «МАТКА - 2013» в г. Хельсинки (Финляндия) и «РЕГИОНТУР - 2013» в г. Брно (Чешская Республика).

В выставочном центре «The Helsinki Exhibition & Convention Centre» более 1100 компаний из 76 стран мира представили свои экспонаты на международной туристской выставке «Matka 2013», которая является первой в году из числа крупнейших выставок туристической индустрии северо-западного региона Европы. В этом году выставка «Matka 2013» сумела собрать более 76.000 посетителей, 24.000 из которых приехали из-за границы. Особенно широко были представлены такие сегменты туризма как, так называемый «туризм северных территорий», этно- и экотуризм, охота и рыбалка. Именно поэтому, экспозиция Югры идеально вписалась в специфику выставки и привлекала внимание посетителей.

Среди предлагаемых материалов о Ханты-Мансийском автономном округе - Югре был представлен красочный англоязычный буклет о Югре, путеводители, карты маршрутов, контакты туроператоров с разбивкой по отраслям туризма, а также сувенирную продукцию, в том числе поделки ручной работы из древесной щепы и омулеты. Кроме того, посетители выставки с интересом просмотрели фильмы о Югре, убедившись в том, что в автономном округе созданы все условия не только для этнографического туризма, но и полноценной охоты и рыбалки.

Самым большим спросом среди посетителей выставки пользовались туры с этнографическим уклоном, а также событийный туры, связанные с зимними видами спорта, в частности с посещением международных соревнований по биатлону.

Международная выставка туризма «РЕГИОНТУР» является крупнейшей выставкой туризма в Средней Европе с акцентом на регионы. Она представляет собой полномасштабную презентацию регионов, туристских компаний и агентств, национальных представительств.

Туристский потенциал Югры был представлен рекламно-информационными материалами о туристских возможностях (турах, маршрутах, экскурсионных программах), а также предложениями предприятий туриндустрии автономного округа. Участникам и посетителям выставки продемонстрировали фильмы о возможностях этнографического туризма, охоты и рыбалки в автономном округе.

Кроме того, в выставке принял участие один из ведущих туроператоров Югры - ООО «Транспортная корпорация «Спутник» (г. Нижневартовск), который провел переговоры с зарубежными туроператорами, специализирующимися на туристском рынке России.

В рамках участия делегации автономного округа состоялась встреча с Генеральным консулом Российской Федерации в Брно Андреем Шарашкиным, гейтманом Южно-Моравского края Михаилом Гашеком и представителями ассоциации туроператоров Чехии CzechTourism. Чешская сторона высказала желание организовать поездку представителей турбизнеса в города Ханты-Мансийск, Сургут и Нижневартовск с целью презентации своих турпродуктов, в том числе лечебно-оздоровительных туров. В перспективе планируется также организовать ознакомительную поездку для турфирм автономного округа по Чехии. www.tourism.admhmao.ru

Таким образом, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра обладает широкими возможностями для дальнейшего развития туризма.  Зимние природные условия, обилие рек и озер, флора и фауна округа позволяют развивать такие виды туризма как спортивный, водный, экологический, а также охоту и рыбалку. Культура древних народов ханты и манси дает развитие этническому и этнографическому туризму. Кроме того, в округе часто проводятся международные форумы, специализированные выставки и конгрессы, что способствует деловому туризму. Культурный и событийный туризм развит благодаря телевизионным, театральным, музыкальным и кинофестивалям. Кроме того, участие представителей туристской сферы в международных выставках способствует развитию международного сотрудничества, а также предоставляет возможности для укрепления имиджа Югры как благоприятного региона для туризма, созданию новых деловых контактов и реализации совместных проектов.

Информация о работе Перспективы развития внутреннего туризма ХМАО-Югры