Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
 изучены основные теоретические аспекты туризма;
 раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Файлы: 1 файл

Diplom_Turizm_v_Kazakhstane (1).doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: «Туризм в  Казахстане: состояние и перспективы  развития»

 

 

 

 

 

 

 

Содержание


 

 

 
Введение

 

 

Международный туризм в настоящее  время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

На развитие туризма в мире оказывают  влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и  политическая стабильность и ряд других факторов.

Казахстан, обладая уникальными  природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках.

Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Казахстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики.

В реализации положений индустриально-инновационного развития экономики Казахстана ведущая роль принадлежит системе отечественных кластеров. Особое место среди них занимает туристский кластер. Сегодняшние тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучили известнейшие курорты мира, стремятся в страны, где туристический сектор только начинает развиваться. Казахстан – в их числе.

Президент Н.Назарбаев отметил  на необходимость разработки плана  по созданию и развитию, по крайней  мере, 5-7 кластеров в таких сегментах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы. «Они и определят долгосрочную специализацию экономики страны в несырьевых отраслях»,- говорится в Послании.

Доходы от туризма устойчиво  занимают третье место после доходов  от экспорта нефти, нефтепродуктов и  автомобилей. Ожидается, что к 2010 году число международных туристических  поездок превысит миллиард, а поступления  от туристской индустрии составит 1,2 триллиона долларов.

В концепции развития туризма в  Республике Казахстан на 2001 – 2005 годы, отмечено, что туризм способен оказать  три положительных эффекта на экономику страны: во-первых, обеспечить приток иностранной валюты и оказывать  положительное влияние на такие экономические показатели как платежный баланс и совокупный экспорт; во-вторых, помогает увеличить занятость населения; в третьих, способствует развитию инфраструктуры страны.

Республика становится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха, а также для людей, интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

Поскольку большую часть  территории Казахстана занимают горы, то именно они являются наиболее привлекательным ресурсом для туристов дальнего зарубежья. Приключенческий туризм пользуется высоким спросом на мировом туристическом рынке.

Кроме природных достопримечательностей, Казахстан богат историко-культурными памятниками, расположенными на Великом Шелковом пути, имеющими всемирное значение. Организация транзитных туров на Великом Шелковом пути особенно актуальна, так как это даст Казахстану возможность вхождения в зону интереса таких стран, как Япония, Малайзия, КНР, Корея, а также европейских государств.

Целью дипломной работы является исследование современного состояния туризма  в Республике Казахстан, его влияния  на экономику страны

Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:

  • изучены основные теоретические аспекты туризма;
  • раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
  • исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
  • проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
  • выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

Методологической и теоретической  основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати и т.д.

Исследование выполнено на основе данных Агентства статистики Республики Казахстан.

Дипломная работа имеет традиционную структуру и состоит из:

  • введения, где обосновывается актуальность темы дипломной работы, определена цель исследования, приведены задачи, решенные в процессе исследования проведенного в работе;
  • первой главы, где проведено исследование теоретических основ туризма, рассмотрены вопросы социально-экономической значимости туризма, приведено изучение менеджмента и маркетинга туристской деятельности, рассмотрены основные этапы развития туризма в Казахстане за годы государственной независимости;
  • второй главы, где проведен анализ современного состояния туризма в РК, изучено современное состояние и видовая структура туризма в РК, проанализирован туристический продукт и исследована его аттрактивность, приведены выявленные проблемы развития туристской отрасли республики;
  • третьей главы, где рассмотрены перспективы развития туристской отрасли Казахстана, определены пути повышения туристской привлекательности регионов страны.
  • заключения, где приведены общие выводы по дипломной работе, кратко сформулированы проблемы туристской отрасли и намечены пути их решения.

 

1 Теоретические основы туризма

1.1 Социально-экономическая сущность  туризма на современном этапе  развития общества и его основные виды

 

 

Туризм – сложное общественное явление, которое недостаточно изучено и трудно поддается количественной оценке. Поэтому, имея многовековую историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями.

В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т. е. согласованных  и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно  толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.

Изучение туризма с  научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.

Термин «туризм» появился во второй половине XIX века. Слово «tour»  чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения, то есть постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса», другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом» [2,с.42].

Одно из первоначальных и наиболее точных определений туризма  дано профессорами Бернского университета Хунцикером и Крапфом, которое позже  было принято Международной ассоциацией  научных экспертов туризма. В  соответствии с их определением туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.

По определению, принятому  Организацией Объединенных Наций, туризм трактуется как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением его за пределы постоянного места жительства. Манильская декларация по мировому туризму от 10.10.1980 года объявила туризм видом деятельности, имеющим важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения. Статистической комиссией Организации Объединенных Наций было принято более широкое определение туризма: «Туризм - это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями» [3, с.15].

Российский экономист, Азар В.И. рассматривает туризм как  экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом [4, с.12].

Туризм, по определению  Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания [5].

Профессор В. Квартальнов  для установления понятия «туризм» предлагает, в первую очередь, выделить различные группы субъектов, которые  взаимодействуют в туризме [6, с.28].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Группы субъектов взаимодействующих в туризме

 

Примечание: составлено по источнику [6], Квартальнов В.А. «Менеджмент  туризма. Туризм как вид деятельности».

Как вид предпринимательства  туризм представляет собой сферу  коммерческой деятельности, основанную на организации и реализации туристического предложения, удовлетворяющего требованиям туристов и обеспечивающего таким образом получение ответного положительного экономического эффекта [6, c.163].

Вышеприведенные определения  туризма отражают различные стороны  туризма, как одного социально-экономического явления. Говоря о многогранности и сложности туризма как системы, необходимо отметить, что основными действующими звеньями в ней выступают: субъект туризма - турист и объект туризма - центр туристского притяжения (местность, населенный пункт), без которых данное явление не может существовать.

Следовательно, туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования как  общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. В настоящее время между теоретиками туризма периодически возникают дискуссии на предмет толкования туристских терминов.

Рассмотрим основные понятия, и категории туризма с точки  зрения нормативного законодательства Республики Казахстан. Туристская деятельность в РК основывается на Конституции Республики Казахстан и опирается на Гражданский кодекс РК, Закон РК от 13.06.2001 г. № 211-2 «О туристической деятельности в Республике Казахстан» с изменениями от 04.12.2003 г., прочие нормативно-правовые акты Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан  от 13.06.2001 г. № 211-2 «О туристической деятельности в Республике Казахстан» с изменениями  от 04.12.2003 г. дается туризму следующее  определение. Туризм - путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [7].

Согласно анализу исследований ВТО, специализированных международных организаций по туризму, а также политики развития туризма государств, туризм понимается как деятельность, непосредственно влияющая на социальную, культурную и экономическую жизнь государства [8].

Для того чтобы сформулировать полное определение понятия «туризм», необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности.

Помимо туризма существует похожая деятельность называемая путешествиями.

Путешествия и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности - перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

В путешествиях перемещаются: отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции, в том числе и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие - это образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена: белунджи, бедуины, цыгане и др. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств. Так, белунджи постоянно мигрируют из Пакистана в Афганистан. Сезонные сельскохозяйственные рабочие путешествуют по мере сбора урожая с юга на север США.

Путешествие - термин, обладающий значительной общностью понятийного  смысла и обозначающий перемещение людей в пространстве и времени [6, с.32].

Информация о работе Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития