Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
 изучены основные теоретические аспекты туризма;
 раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Файлы: 1 файл

Diplom_Turizm_v_Kazakhstane (1).doc

— 1.37 Мб (Скачать)

Таким образом, путешествие - это перемещение людей во времени  и пространстве, а человек, совершающий  путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных  промежутков, именуется путешественником.

В отличие от путешествий  туризм  имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений  в понятийном смысле. В отличие  от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики  и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.

Основные отличия туризма  от путешествий:

1. В отличие от путешествий  туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени.

Длительные путешествия  совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся  в развитом обществе политико-экономической  ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй мировой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем стал жить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.

В соответствии с мировой  статистикой наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.

2. Для туризма важно  определить категорию места постоянного  проживания (местожительство). Туризм  предусматривает выезд людей  с места своего постоянного  проживания в иную местность,  страну в целях туризма. Перемещения  в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, это - место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория - обычное место постоянного жительства определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей.

Например, по статистике внутреннего  туризма важно ограничить категории  населения, которые следуют ежедневно  на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это будет 20-30 мин при расстоянии в несколько километров, для крупного города - поездки на работу продолжительностью до 3 ч на расстояние свыше 50-100 км. Следует учитывать и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет дальним путешествием. В то же время в мегаполисе это расстояние находится в пределах городской черты.

3. Определение периода  свободного времени исходит из  общего понимания туризма как  способа отдыха. Оно недостаточно  справедливо для некоторых видов  туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.

4. Важнейшей категорией  является цель туризма, которая  позволяет четко выделить виды  деятельности, относящиеся к туризму  и попадающие под льготные  таможенные, налоговые и иные  предпочтительные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма: развлекательные (аттрактивные) и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.

5. Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения разделяется на внутренний и международный.

Современный туризм - это  отрасль мировой экономики не знающая спада. По расчетам специалистов, в среднем, для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает энергоносители страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. По подсчетам зарубежных экономистов 100 тысяч туристов, проведя в среднем два часа в городе, расходуют не менее 350 тысяч долларов, или 17,5 долларов на человека каждый час. Следовательно, продажа сырья - это своего рода экономический тупик, а развитие туризма - длительная, экономически выгодная перспектива [8].

Далее рассмотрим классификацию  видов туризма в зависимости  от специфики отражения результатов  в бюджете страны, главной цели путешествия, характера организации путешествия, интенсивности туристских путевок.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация видов  туризма в зависимости от специфики  отражения результатов в бюджете  страны, главной цели путешествия, характера организации путешествия, интенсивности туристских путевок.

 

Примечание: составлено по источнику [2, c.92], Биржаков М.Б. «Введение в туризм».

 

В соответствии со спецификой отражения финансовых результатов  в бюджете страны выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных  туристов в данную страну является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну. Выезд туристов из одной страны в другие государства является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны.

В зависимости от главной  цели путешествия выделяют следующие  разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм - это  туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы.

Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие в целях  ознакомления с историко-культурными  достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

В научном туризме преобладает  посещение конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки  бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

По характеру организации  путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный (плановый) и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.

Плановый туризм - любые  виды туризма, разрабатываемые и  реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.

Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.

По интенсивности туристских путевок различают постоянный и  сезонный туризм. Круглогодичное и  относительно равномерное посещение  туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.

Социально-экономическая  значимость туризма определяется тем, что современный туризм, в целом, оказывает три положительных эффекта на экономику государства:

- во-первых, обеспечивает  приток иностранной валюты и  оказывает положительное влияние  на такие экономические показатели  как платежный баланс и совокупный  экспорт;

- во-вторых, помогает увеличить  занятость населения. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики;

- в-третьих, способствует развитию инфраструктуры страны. Туризм активно воздействует на экономику целых районов страны. Создание и функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано с развитием дорожного транспорта, торгового, коммунально-бытового, культурного, медицинского обслуживания. Таким образом, индустрия туризма обладает более сильным эффектом мультипликатора, чем большинство других экономических секторов.

Необходимо также отметить существенный мультипликативный эффект развития туризма, его воздействие на сопряженные с ним отрасли экономики, такие как транспорт, связь, строительство, торговлю, пищевую, легкую промышленность и др.

Подчеркивая значение туризма  как отрасли рыночной экономики, нельзя недооценивать его социальную сторону, возрастающую роль в развитии человека, его личности, формировании уровня и качества жизни. Кроме его хорошо известных экономических аспектов он пробрел культурный и духовный аспекты, которые должны быть поддержаны и защищены от негативных последствий, обусловленных экономическими факторами».

Туризм - деятельность, непосредственно  связанная с отдыхом, досугом, спортом  и общением с культурой и природой, которая должна планироваться и  практиковаться как средство индивидуального  и коллективного совершенствования. В этом случае он становится незаменимым фактором самообразования, толерантности и познания различий между народами и культурами в их разнообразии. Туризм способствует развитию духовных ценностей и должен быть учтен как фактор воспитания личности и человеческого достоинства. Он предназначен не только для того, чтобы разнообразить ход жизни и работы. Это фактор единения человека и окружающего его мира, т.к. туризм допускает прямой контакт человека с природой.

Социокультурная эффективность  туризма выражается в снижении межнациональных порогов в результате лучшего восприятия других культур. Следствием туризма является процесс окультуризации, который выражается в адаптации человека к новой культуре, предполагающей иной образ мышления, иные нормы поведения, манеры общения, традиции и устои. Контакт туристов из различных государств мира делает возможным создание тесных связей и взаимного обогащения национальных культур. Туризм оказывает воздействие на интересы, мировоззрение и образ жизни населения принимающей стороны, вызывая так называемый демонстративный эффект, приводящий к росту потребностей у иностранных посетителей, и у местных жителей. Страна, принимающая туристов, ощущает конкуренцию в самых разных областях обслуживания туристов и вынуждена при предложении туристических услуг реагировать на возрастающие запросы клиентов, превращая тем самым туристическую индустрию в один из факторов общественного прогресса. Таким образом формируются повышенные стандарты потребления у жителей принимающей стороны, и у приезжающих туристов.

Рассматривая туризм в  социально-экономическом плане, необходимо отметить его влияние на экологию. Зачастую туризм влечет за собой негативные последствия по отношению к окружающей среде. Но нельзя отрицать и его положительного воздействия: проводятся мероприятия по реставрации исторических памятников, созданию национальных парков и заповедников, защите берегов и рифов, сохранению лесов и т.д.

Таким образом, туризм - явление  сложное, многоуровневое, оно характеризуется  наличием большого количества дефиниций. Одни из них носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач, как, например, определение туризма в целях статистики. Другие, концептуальные или сущностные определения, охватывают предмет в целом, раскрывая внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но разнородных явлений. Именно поэтому туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. И, тем не менее, с развитием научного знания он предстает как системный объект изучения.

 

1.2 Изучение маркетинга и менеджмента  туристической деятельности

 

 

Рассматривая туристическую деятельность с позиций маркетинга и менеджмента  необходимо произвести разделение общего понятия «туристическая деятельность» на турагентскую и туроператорскую.

Информация о работе Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития