Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:27, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Таким образом, путешествие - это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником.
В отличие от путешествий туризм имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в понятийном смысле. В отличие от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.
Основные отличия туризма от путешествий:
1. В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени.
Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй мировой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем стал жить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.
В соответствии с мировой статистикой наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.
2. Для туризма важно
определить категорию места
Например, по статистике внутреннего туризма важно ограничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это будет 20-30 мин при расстоянии в несколько километров, для крупного города - поездки на работу продолжительностью до 3 ч на расстояние свыше 50-100 км. Следует учитывать и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет дальним путешествием. В то же время в мегаполисе это расстояние находится в пределах городской черты.
3. Определение периода
свободного времени исходит из
общего понимания туризма как
способа отдыха. Оно недостаточно
справедливо для некоторых
4. Важнейшей категорией
является цель туризма,
5. Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения разделяется на внутренний и международный.
Современный туризм - это отрасль мировой экономики не знающая спада. По расчетам специалистов, в среднем, для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает энергоносители страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. По подсчетам зарубежных экономистов 100 тысяч туристов, проведя в среднем два часа в городе, расходуют не менее 350 тысяч долларов, или 17,5 долларов на человека каждый час. Следовательно, продажа сырья - это своего рода экономический тупик, а развитие туризма - длительная, экономически выгодная перспектива [8].
Далее рассмотрим классификацию
видов туризма в зависимости
от специфики отражения
Рис. 2. Классификация видов
туризма в зависимости от специфики
отражения результатов в
Примечание: составлено по источнику [2, c.92], Биржаков М.Б. «Введение в туризм».
В соответствии со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны выделяют два вида туризма: активный и пассивный.
Приезд иностранных туристов в данную страну является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну. Выезд туристов из одной страны в другие государства является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны.
В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.
Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы.
Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.
В научном туризме преобладает посещение конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.
Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.
По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный (плановый) и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.
Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.
Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.
По интенсивности туристских путевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.
Социально-экономическая значимость туризма определяется тем, что современный туризм, в целом, оказывает три положительных эффекта на экономику государства:
- во-первых, обеспечивает
приток иностранной валюты и
оказывает положительное
- во-вторых, помогает увеличить занятость населения. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики;
- в-третьих, способствует развитию инфраструктуры страны. Туризм активно воздействует на экономику целых районов страны. Создание и функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано с развитием дорожного транспорта, торгового, коммунально-бытового, культурного, медицинского обслуживания. Таким образом, индустрия туризма обладает более сильным эффектом мультипликатора, чем большинство других экономических секторов.
Необходимо также отметить существенный мультипликативный эффект развития туризма, его воздействие на сопряженные с ним отрасли экономики, такие как транспорт, связь, строительство, торговлю, пищевую, легкую промышленность и др.
Подчеркивая значение туризма как отрасли рыночной экономики, нельзя недооценивать его социальную сторону, возрастающую роль в развитии человека, его личности, формировании уровня и качества жизни. Кроме его хорошо известных экономических аспектов он пробрел культурный и духовный аспекты, которые должны быть поддержаны и защищены от негативных последствий, обусловленных экономическими факторами».
Туризм - деятельность, непосредственно
связанная с отдыхом, досугом, спортом
и общением с культурой и природой,
которая должна планироваться и
практиковаться как средство индивидуального
и коллективного совершенствова
Социокультурная эффективность туризма выражается в снижении межнациональных порогов в результате лучшего восприятия других культур. Следствием туризма является процесс окультуризации, который выражается в адаптации человека к новой культуре, предполагающей иной образ мышления, иные нормы поведения, манеры общения, традиции и устои. Контакт туристов из различных государств мира делает возможным создание тесных связей и взаимного обогащения национальных культур. Туризм оказывает воздействие на интересы, мировоззрение и образ жизни населения принимающей стороны, вызывая так называемый демонстративный эффект, приводящий к росту потребностей у иностранных посетителей, и у местных жителей. Страна, принимающая туристов, ощущает конкуренцию в самых разных областях обслуживания туристов и вынуждена при предложении туристических услуг реагировать на возрастающие запросы клиентов, превращая тем самым туристическую индустрию в один из факторов общественного прогресса. Таким образом формируются повышенные стандарты потребления у жителей принимающей стороны, и у приезжающих туристов.
Рассматривая туризм в социально-экономическом плане, необходимо отметить его влияние на экологию. Зачастую туризм влечет за собой негативные последствия по отношению к окружающей среде. Но нельзя отрицать и его положительного воздействия: проводятся мероприятия по реставрации исторических памятников, созданию национальных парков и заповедников, защите берегов и рифов, сохранению лесов и т.д.
Таким образом, туризм - явление сложное, многоуровневое, оно характеризуется наличием большого количества дефиниций. Одни из них носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач, как, например, определение туризма в целях статистики. Другие, концептуальные или сущностные определения, охватывают предмет в целом, раскрывая внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но разнородных явлений. Именно поэтому туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. И, тем не менее, с развитием научного знания он предстает как системный объект изучения.
Рассматривая туристическую
Информация о работе Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития