Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
 изучены основные теоретические аспекты туризма;
 раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Файлы: 1 файл

Diplom_Turizm_v_Kazakhstane (1).doc

— 1.37 Мб (Скачать)

Туроператорская деятельность - это  деятельность юридических лиц, имеющих  лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам.

Турагентская деятельность - это  деятельность физических или юридических  лиц, имеющих лицензию на данный вид  деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного  туроператором [7].

Отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристического продукта, еще и формируют этот продукт.

Возможности использования термина  «туристская деятельность» четко  определены данным Законом следующей  дефиницией: туристская деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Анализ приведенных  выше официальных определений позволяет  сделать вполне однозначные выводы:

  • туристская деятельность - это предпринимательская деятельность;
  • организация путешествий не является (по определению) продуктом деятельности турагентов и туроператоров, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт; из этого следует, что организация путешествий это иная деятельность, т. е. не деятельность турагентов и туроператоров.

Система туризма - это система  взаимодействия субъекта и объекта туристической деятельности, находящаяся в специфическом системном отношении с комплексом экономических, политических, социальных, технологических, экологических компонентов и связанная с использованием человеком его свободного времени для получения конкретного для каждого из элементов результата.

Из приведенного выше определения, следует, что туризм как система  включает две подсистемы: субъект  туристической деятельности (туристы) и объект туристической деятельности (туристические ресурсы, туристическая инфраструктура, туристические предприятия). Познание природы и функций разных элементов системы, а также существующих связей между ними позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования.

Например, в рамках нормативно-правового аспекта субъективно-объективная сторона туристической деятельности определена следующим образом.

К субъектам туристской деятельности относятся:

  1. туристские операторы (туроператоры);
  2. туристские агенты (турагенты);
  3. гиды (гиды-переводчики), инструкторы туризма, экскурсоводы;
  4. туристы и их объединения;
  5. экскурсанты;
  6. иные объединения в области туристской деятельности;
  7. государственные органы, регулирующие общественные отношения в области туристской деятельности.

Объекты туристской деятельности - природные объекты и природно-климатические  зоны, достопримечательности, исторические и социально-культурные объекты  показа и иные объекты, способные  удовлетворить потребности туриста во время путешествия [7].

Экономико-маркетинговый  аспект исследования дает возможность  рассматривать туристическую систему  как рыночную, в основе которой  лежат спрос и предложение  на туристическом рынке.

Туристический рынок –  это сфера реализации туристического продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта. Рынок - своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного объекта (туроператоров, туристических агентств) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристическом продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его.

Туристский рынок –  это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов:

  1. туристского спроса;
  2. предложения туристского продукта;
  3. цены;
  4. конкуренции.

Сущность туристического рынка выражаются в его функциях, которые отражают форму проявления туристической деятельности и ее назначение в обществе. Туристический  рынок выполняет функции, схематично изображенные на рисунке 1.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Функции туристического рынка

 

Примечание: составлено по источнику [9] Руденко П.П. «Туристический рынок и туристическая деятельность».

 

Согласно рисунку 3, все  функции туристического рынка связаны между собой.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции деньги обмениваются на туристический продукт. Завершение этого обмена означает законченность  акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристическом продукте. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристической индустрии.

Функция организации - процесс  доведения туристического продукта до потребителя проявляется через создание сети туристических агентств, туристических операторов по его реализации.

Турист, реализуя денежные средства в обмен на туристический  продукт, удовлетворяет свои потребности  в материальных и духовных благах. Работники туристической фирмы при продаже туристического продукта получают денежные средства за свой труд, тем самым у них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристического продукта, росту производительности труда работников туристической индустрии.

Современный туристский рынок  достаточно развит. Как и  любой  другой рынок, туристский рынок развился от рынка продавца (когда производитель  решает, какой продукт , в каком  количестве производить и где  продавать) до рынка покупателя (когда покупатель определяет: что, в каком объеме и по какой цене выпускать производителю) [9].

Туристский рынок обладает рядом специфических особенностей. Если в цену товара на мировом рынке  входят экспортные расходы, то в цену на туристские услуги – расходы туристов на транспорт. Именно в этом главное отличие туристского рынка от традиционного товарного и других рынков. Транспортные расходы туристов, наряду с платой за другие туристские услуги, определяют стоимость путешествия и входят в общую цену туристских услуг.

На туристский рынок  существенное влияние оказывает  подвижность туристов, зависящая  от политических, социально-экономических, природно-географических и других факторов. На него также влияют туристско-рекреационные  ресурсы, объем услуг, которые предоставляются, качество обслуживания, проведение различных культурно-массовых мероприятий, расположение объектов туристской инфраструктуры, транспортные условия, сезон, погода, мода и т.д.

Конъюнктуру на мировом  туристском рынке определяет спрос  на туристские услуги, который отличается большой нестабильностью во времени и пространстве. Создание туристских услуг ограничено определенным туристским районом. Но, несмотря на это, их реализация в значительной мере связана не с местным рынком, а выступает как составная часть общегосударственного или мирового туристского рынка; отсюда и ценообразование определяется конъюнктурой этих рынков.

Спрос на услуги, предоставляемые  «объектом туристической деятельности», находится в прямой зависимости, от имеющихся туристических ресурсов, а также туристической инфраструктуры. Туристические предприятия, соответственно, не могут выступать на рынке в качестве продавцов туристических услуг без наличия туристических ресурсов и инфраструктуры. Последние же выводятся на рынок в виде туристического продукта при помощи туристических посредников, коими являются туристические предприятия [6, с.21].

Таким образом, взаимодействие системы данных элементов способствует удовлетворению людей в различных  видах туристических услуг, получению  прибыли туристическими предприятиями, тем самым обусловливая развитие предпринимательской деятельности в области туризма.

Туристы, расходуя денежные средства на услуги учреждений размещения и питания, транспортных организаций, оплачивая посещение музеев и  театров, способствуют дальнейшему развитию инфраструктуры туризма и туристских ресурсов. Более высокий уровень последних приведет к увеличению туристского спроса.

Туристическая система  не может существовать в виде обособленного  явления. Она предстает как единое целое во взаимодействии с окружающими ее макросредами: политической, экономической, экологической, технологической и др. Чтобы иметь право на существование, выжить и сохранить эффективность, туристическая система вынуждена приспосабливаться к изменениям во внешней среде, т.е. она должна быть открытого типа.

Увеличение туристского  спроса влечет за собой рост капитальных  вложений в инфраструктурные подразделения  и увеличение реального объема производства услуг и товаров туристского  потребления, что является верными признаками активизации экономической деятельности. Импульс роста, начало которому положил туризм, передается по цепочке другим отраслям экономики. В них активизируется инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, как следствие, увеличиваются источники доходов - заработная плата, рента, прибыль. Часть полученных доходов, которая также имеет тенденцию роста, поступает государству в форме налогов. Кроме того, государственная казна пополняется за счет импортных таможенных пошлин. Собранные таким образом средства вновь могут быть направлены на финансирование туристских проектов, оказание материальной помощи при организации отдыха социально уязвимых групп населения, на развитие системы профессиональной подготовки туристических кадров, развития технологий [10, с.29].

Таким образом, принимая во внимание рассмотренную выше концепцию, мы видим систему туризма как  взаимодействие экономической, политической, технологической, экологической и  социальной макросред, возникающее при осуществлении путешествия. Турист - главный субъект в каждой из представленных макросред. Он вступает в непосредственный контакт с объектом туристской деятельности, выдвигаемой каждой макросредой самостоятельно .

Маркетинг - это деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Существует множество определений маркетинга как процесса направления потока товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи и послепродажного обслуживания. Таким образом, маркетинг представляет собой полный процесс движения продуктов и услуг от производителя к потребителю. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене. Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.

Эта деятельность помогает продвигать товары или услуги от производителя  к потребителю с целью получения  максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.

Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.

Туристский продукт - это  совокупность вещественных (физических товаров) и невещественных (в форме  услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в  период его путешествия. Турпродукт состоит из трех частей: тура (туристская поездка по определенному маршруту); туристско-экскурсионных услуг (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к цели путешествия) и товаров - предметов потребления.

Формирование туристского продукта складывается из услуг множества предприятий, которые непосредственно связаны с обслуживанием людей на отдыхе и в путешествии. К ним относятся транспортные компании, предприятия питания, гостиницы, экскурсионно-познавательные организации, азартные заведения, спортивные и курортные организации и т. д.

Процесс продвижения туристских услуг до конечного потребителя - процесс не прямой, часто не предусматривающий  их непосредственной связи. В процессе продвижения туристские услуги комплектуются в так называемый туристский продукт (через туроператора) и через систему дистрибьюции (через турагентства) доводятся до потребителя. В схематическом виде это представлено на рисунке 2.

 

Поставщики  услуг


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребители

 

Рисунок 2 - Схема продвижения туристских услуг от поставщиков услуг к потребителям

 

Примечание: составлено по источнику [6]: Квартальнов В.В. «Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности».

Туристские услуги имеют 7 отличительных характеристик:

Неспособность к хранению. Места в отеле или на самолете в случае отсутствия на них спроса в данный момент не могут быть складированы с целью их продажи в будущем. Следовательно, менеджерам необходимо приложить усилия к стимулированию спроса на эти услуги в данном краткосрочном периоде.

Неосязаемость услуг. Для  оценки турпродукта нет мерных величин: невозможно иметь представление  о качестве продукта до его покупки  и потребления. В связи с этим особую значимость для потребителей при покупке имеет имидж фирмы  на рынке, престижность ее товаров (услуг).

Информация о работе Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития