Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
 изучены основные теоретические аспекты туризма;
 раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Файлы: 1 файл

Diplom_Turizm_v_Kazakhstane (1).doc

— 1.37 Мб (Скачать)
  1. Подверженность сезонным колебаниям. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги, варьирование различными видами туризма (диверсификация предложения).
  2. Значительная статичность, привязанность к определенному месту (турбазе, аэропорту, так как их невозможно перенести в другое место).
  3. Несовпадение во времени факта продажи туруслуги и ее потребления. Покупка товаров (услуг) туризма производится за недели или за месяцы до начала их потребления. В этом случае большую роль играет рекламная печатная продукция, предоставляющая наглядную информацию а покупаемом турпродукте и позволяющая создать ощущение выгод, которые могут быть извлечены из его потребления в будущем. Большое значение на стадии продажи турпродукта придается степени достоверности информации, а также надежности продукта (соответствию качества продукта его цене).
  4. Территориальная разобщенность потребителя и производителя на туристском рынке. Важны мероприятия по информированию и рекламе на более широком (международном) уровне.
  5. Покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

Свои специфические  особенности имеют также производители и потребители туристских услуг. Спрос на туристические услуги отличается значительной эластичностью в зависимости от конъюнктуры, дохода, уровня образования, рекламы, цены. Оценка качества туристических услуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителя оказывают внешние факторы или лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (местные жители, другие отдыхающие, участники туристической группы, члены семьи).

Туристский маркетинг  адресован не только «конечным потребителям» - туристам, но и промежуточным инстанциям - турагентствам, партнерам, общественным туристским объединениям, государственным органам по регулированию туризма.

К особенностям производителей туристических услуг можно отнести такие отличительные свойства, как взаимодополняемость, взаимодействие друг с другом. Эта связь особенно видима в долгосрочной перспективе, отражающей композитный характер туристического продукта: рентабельность транспортных компаний зависит от загрузки и качества средств размещения, а их выживаемость на рынке определяется качеством достопримечательностей и степенью посещаемости данного направления.

В коротком периоде в  разработке своих маркетинговых  программ различные поставщики туристических  услуг не учитывают интересы друг друга. Практика показывает преобладание в разработке маркетинговых стратегий именно такой краткосрочной ориентации.

Производители в туризме - это значительное количество независимых  и различных по профилю и специализации  тур-предприятий (туроператор, турагентство, гостиница, ресторан, турбюро) с различными целями.

В туризме различают  несколько уровней маркетинга: предприятий, общественных организаций и государственных  органов.

Таким образом, с концепции  маркетинга, туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры, поэтому для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций сферы туризма.

Любая система деятельности подразделяется на две подсистемы: подсистему, занимающуюся переработкой поступающей в ее распоряжение ресурсов в товары и услуги, и подсистему управления, в задачу которой входит руководство и контроль за деятельностью первой подсистемы. В литературе и практике вторую подсистему называют управляющей системой или системой менеджмента. Понятие "менеджмент" (от английского management) часто ассоциируют с термином "управление".

Эффективный менеджмент все  активнее становится главным ресурсом индустриально развитых стран и  самым необходим ресурсом развивающихся стран, ибо современное общество не может функционировать без управляющей системы и менеджеров. Экономическое положение отдельного предприятия (фирмы) и состояние экономики в целом определяют в конечном итоге три основных фактора: уровень техники и технологии; качество рабочей силы; организация и управление производством (менеджмент). Последний фактор имеет системообразующий характер, поскольку, как показывают специальные исследования, состояние менеджмента влияет и на уровень техники и технологии, и на качество рабочей силы с ее высокой мотивацией к труду. Современный менеджмент - это особая сфера экономических отношений, имеющая собственную логику развития.

Сложилось много определений  понятия «управление туризмом», используемых учеными и практиками. Менеджмент в туризме представляется как сложная система взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для преодоления бесчисленных и различных по своей величине проблем, сложностей и неопределенностей, которые присущи туристской деятельности. Процесс роста любой отрасли экономики зависит от ряда взаимодействующих усилий. Одним из основных звеньев роста туристического бизнеса является государственная политика туризма.

Стадия развития туристской экономики - будь то развитие частного предпринимательства в туризме или развитие социального туризма - второй фактор. Третьим фактором, пока еще непризнанным, является влияние управленческих действий на туристские компании, чьи ежегодные показатели в большой мере затрагивают продвижение туристского продукта. В совокупности такая политика управления не только важна: эти усилия могут явиться решающими в процессе роста экономики страны в целом и туризма в частности.

Известно, что эффективная  направленность менеджмента может  обеспечить развитие туристской компании быстрее, нежели рост общей экономики, или туристского сектора, или даже производства товаров и услуг, связанных с обеспечением туризма. Более того, управление, в основу которого положено увеличение роста, может вызвать развитие целых новых отраслей, например производство транспортных средств доставки. Возросшая деятельность как туристского сектора, так и промышленного, укрепляя друг друга, взаимодействуя между собой, развивают и усиливают экономику страны в целом. Опыт показывает, что любая дискуссия по поводу управленческих альтернатив увеличения роста национальной экономики должна рассматриваться с позиций:

  • какой стратегический рост наиболее приемлем для управления туристской компанией;
  • какая программа управления может быть принята для новой сферы деятельности туристской компании.

Туристические агентства, успешно конкурирующие в сфере  туризма, руководствуются тремя  стратегическими методами в управлении, применяемыми как отдельно, так и  в сочетании:

  • развитие действующего продукта по сложившимся направлениям туризма;
  • расширение географии поездок и продаж за счет новых районов туристского назначения;
  • введение встречных сфер туристской деятельности, в том числе через создание новых компаний.

В целом управление туристической фирмой успешно при условии постоянного соблюдения следующих пяти практических действий:

  1. Установление цели развития.
  2. Приспособление своей стратегии к изменениям в экономике и условиям бизнеса.
  3. Сохранение приоритетных направлений и развитие новых форм деятельности, опережающих конкуренцию.
  4. Оценка альтернативы новой деятельности, основанная более на фактах, нежели на личном мнении.
  5. Быстрый отказ от теряющего рынок продукта или бизнеса и направление усилий и капиталов в лучшее употребление.

В конечном итоге успех выполнения стратегии туристской фирмы является личной предприимчивостью, строго обусловленной темпераментом и способностями руководства, несущего ответственность, лучше или хуже, за поддержание своего управленческого принципа.

Обобщая складывающуюся практику управления туризмом и выявляя ее основополагающие принципы, приемлемые в определенной мере для всех секторов туризма, можно выработать рекомендации по существенным вопросам менеджмента туризма. К ним относятся:

  • формирование акционерной стратегии туризма, в процессе которого раскрываются три стратегии успешного роста, единства как принципа корпорации: содержание "тихой революции" в управлении туризмом, характер управления менеджерами и суть ведущего принципа организационного исполнения;
  • организация эффективности управления через механизмы взаимодействия и сотрудничества, оценку современного состояния всемирного туристского бизнеса, новых инвестиционных концепций;
  • стремление к повышению доходности через планирование прибыли для жизнеспособности фирмы;
  • управление возможностями исполнительского мастерства через раскрытие следующих понятий и суждений: менеджер как специалист туристской организации, борьба за талантливого исполнителя, карьера и совершенствование управленческих навыков, мотивация будущих исполнителей и окружающее воздействие, требующее определенного восполнения затрат;
  • рынок и рыночная стратегия, где актуальны: управление обращаемостью туристского продукта, способы эффективного планирования турпродукта, формирование каналов продаж и физическая продажа как забытая граница дохода;
  • создание технологического бума через воздействие технологии на процесс управления, стратегию технологических основ бизнеса, воспитание преуспевающего новатора, исследование партнеров всемирного бизнеса в туризме и перспектив управления проектами;
  • наука управлять и компьютеризация, где важно осознать нераскрытые преимущества компьютерного потенциала, риск капиталовложений в гостеприимство и туризм, деловую логистику как возможность для достижения большей прибыльности и информативности управления.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены все  аспекты туризма как вида деятельности с позиций права, маркетинга и  менеджмента. Применение системного подхода  к рассмотрению такого социально-экономического явления как туризм дает возможность определить основные проблемы, затрудняющие развитие данной системы, а также позволяет установить приоритетные направления развития туристической системы для достижения максимальной выгоды каждого ее элемента.

 

1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости

 

 

Исходя из анализа туристской политики государств, исследований Всемирной  Туристской Организации (ВТО) и специализированных международных организаций по туризму, туризм понимается как деятельность непосредственно влияющая на социальную, культурную и экономическую жизнь государства [11, с.215].

Историческими предпосылками  развития туризма в Казахстане является становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования, которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

В советский период в  Казахстане, в основном развивался внутренний туризм. Доля международного туризма была не значительной. Следует  отметить что, туризм в Советском  Союзе представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. При этом прибыль получаемая Казахским республиканским советом по туризму и экскурсиям ежегодно возрастала вплоть до 80-ых годов прошлого века.

С началом государственной  независимости Республике Казахстан  туристская отрасль не получила принципиальных структурных и содержательных изменений. Не уделялось внимания комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. К тому же, на положении дел в сфере туризма особенно отрицательно сказалась систематическая реорганизация органов государственного управления, отвечавших за развитие туризма и сокращение финансирования на их содержание. Фактором, тормозящим развитие отрасли, являлось непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет [12].

В период с 2005-2007 годы, были приняты кардинальные меры для формирования эффективной индустрии туризма  Республики Казахстан. Целями реформирования туристской отрасли является:

  • превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный туристский продукт для международного туристского рынка;
  • развитие туристской инфраструктуры;
  • сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов;
  • обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах;
  • повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма;
  • развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие  задачи:

  • активизация государственной политики в области туризма;
  • совершенствование системы регулирования туристской деятельностью;
  • дальнейшее развитие правовых, организационных и экономических основ индустрии туризма;
  • защита туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
  • обеспечение безопасности туристов;
  • формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского рынка;
  • совершенствование с<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443

Информация о работе Туризм в Казахстане: состояние и перспективы развития