Развитие внутреннего туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития
2. Проанализировать развитие внутреннего туризма в России
3. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и
тенденции его развития
1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2. Формирование внутреннего туризма в России 26
Правовые аспекты регулирования туризма 31
Выводы по главе 45
2. Анализ развития внутреннего туризма в России
2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму 46
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма 51
Выводы по главе 59
3. Совершенствование внутреннего туризма на примере
Тамбовской области
3.1. Характеристика области 60
3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области 67
Разработка предложений по развитию внутреннего туризма
в Тамбовской области 76
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 88

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 707.00 Кб (Скачать)

            3. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест.

            4. Обеспечение комфортных  условий пребывания туристов.

            5. Рост национального  достоинства, как следствие гостеприимства  и обращения к культурно-историческому  наследию.

      В качестве основных задач Программы  выступают:38

            1. Определение основных  направлений деятельности администрации  Тамбовской области по управлению  туристскими ресурсами и туристской  индустрией региона.

            2. Формирование нормативно-правовой  базы туристской отрасли.

            3. Развитие предпринимательства  в сфере  туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства.

            4. Стимулирование  развития материальной базы туристской  отрасли путем привлечения российских  и иностранных инвестиций для  реконструкции действующих и  создания новых туристских объектов  и средств размещения.

            5. Развитие инфраструктуры  туризма, необходимое для повышения  конкурентоспособности Тамбовской  области на международном и  внутреннем туристских рынках, что,  в свою очередь, скажется на  развитии социальной инфраструктуры  области.

            6. Создание условий для развития туристских зон на территории области и в соседних регионах России на основе соглашений в области туризма.

            Новое строительство  и реконструкция действующих  туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городах и районах области, часто посещаемых туристами.

            7. Развитие событийного  туризма, опирающегося на привлечение  массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни области. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, областные и городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, «знаковых» событий года  и своевременное информирование о них.

            8. Возрождение в  Тамбовской области социального  туризма. Подъем внутреннего туризма  в области и на этой основе  – подъем жизненного уровня  населения, гармонизация социальной  и общественной жизни, возрождение  интереса к родной стране, родному  краю, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды.

            9. Превращение области  в современный  международный  центр деловой активности, привлечение  бизнес-туристов из-за рубежа  и других регионов России, поскольку  бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современной жизни города и области.

          10. Проведение активной рекламно-информационной деятельности направленной на формирование имиджа Тамбовской области как благоприятной туристической зоны и продвижение регионального туристского продукта на российском и международном туристских рынках.

      Программу предлагается реализовать в два  этапа.

      Определение стратегии развития въездного туризма  требует выбора соответствующих программ

      Анализ  показал, что Тамбовская область  в настоящее время не входит в  число регионов с традиционно  сильно развитым туристическим сектором. Вместе с тем, она обладает многими  перспективными потенциалами развития туризма. Здесь, стратегической задачей является «перетягивание» туристических потоков путем создания новых востребованных турпродуктов, обеспечения условий для появления новых туристических направлений. Существующий латентный туристический спрос на новые направления, особенно 2-3 дневные,  позволяет создавать новые рынки и открывает новые возможности для развития туризма в Тамбовской области.

      Переход к устойчивому развитию туризма  требует развития обоих существующих направлений туризма в Тамбовской области: городского и сельского  туризма.

      Стратегия заключается в объединении этих двух направлений в единой программе  развития туризма Тамбовской области, где ныне более развитый городской  туризм даст толчок для развития сельского  туризма.

      Областная целевая программа «Развитие  туризма в Тамбовской области на 2008-2010 годы» показал, что в настоящее время область обладает многими перспективными потенциалами развития туризма.  
Здесь, стратегической задачей являются пути создания новых востребованных турпродуктов, обеспечения условий для появления новых туристических направлений. Существующий латентный туристический спрос на новые направления, позволяющие создавать новые рынки и открывающиеся новые возможности для развития туризма в области.

      Религиозный и паломнический туризм - широко распространенный в мировой туристской практике для области с ее комплексами монастырей, церквей и храмов и других исторических ценностей, способствующий их возрождению. Развитию религиозного туризма способствует не только наличие большого количества православных святынь на территории области (икона Владимирской Божьей Матери, рака с мощами святителя Питирима Тамбовского, ансамбли монастырей, церкви с уникальными фарфоровым и керамическим иконостасами, множество мироточащих икон, святых источников и т.д.), но и святыни православия, находящиеся натерритории соседних областей.

      Культурно-познавательный туризм, основанный на неослабевающем интересе к малым историческим городам России (область это - музей-усадьба С.В.Рахманинова с ежегодными международными музыкальными фестивалями, научный культурно-просветительский ноосферный центр им. В.И. Вернадского, Мичуринский наукоград и т.д.). Используются объекты исторического наследия при формировании турпрограмм.  
Маршруты выходного дня. Возрождение и развитие этого вида туризма в сочетании с популяризацией старинных обрядов, праздников, быта и культуры русского народа. Особенно удачно этот вид туризма развивается на самостоятельных объектах, строительство которых предусматривается в Программе (строительство туристских деревень, культурно-развлекательных центров и т.д.). 

      Этнографический туризм, основанный на интересах потенциальных потребителей к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. 

      Событийный  туризм, опирающийся на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием культурной или спортивной жизни городов и районов области. Это прежде всего крупные знаковые мероприятия в культурной, научной, спортивной жизни области, новые праздничные программы, конференции, круглые столы, привлекающие большое количество участников и гостей из России и зарубежных стран, также фестивали, конкурсы, ключевые события года, городские праздники и т.д. 

      Сельский (экотуризм), развивающийся в полузабытых ныне деревнях, располагаемых в пределах экологически чистых территорий. Подразумевает пребывание туристов в условиях деревенского быта. Это мелкомасштабным тип туристского развития и заключается в обеспечении отдыха небольших групп туристов, приезжающих в традиционные, чаще всего удаленные деревни и живущих в постройках, которыми владеют и управляют местные деревенские жители.

      Этнический  туризм тоже служит фактором развития, учитывая прошлое нашей страны, когда  многим людям пришлось эмигрировать и теперь люди едут в места, где  когда то жили их предки.

      Социальный, самодеятельный (спортивно-оздоровительный), детско-юношеский туризм - это самостоятельная, социально-ориентированная сфера деятельности общества, которая является эффективным средством физического оздоровления, активного отдыха, нравственного и патриотического воспитания и развития человека, основанное на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой и обычаями региона. Решает множество социальных задач, дает дополнительные навыки, решает вопросы по отвлечению молодежи от наркомании и влияния улицы, физической подготовки допризывной молодежи, реабилитации инвалидов, развиваться как спорт и т.д. 

      Деловой и познавательно-деловой туризм, рассчитан на бизнесменов и иных специалистов, приезжающих не только в область, но и в города, находящиеся рядом, и сочетающих возможности расширения деловых контактов с отдыхом и знакомством с жизнью местного населения. Поскольку их основной интерес стимулируется потребностью в отдыхе и развлечениях, то у этой категории туристов наибольшей популярностью пользуется фольклорно-песенный, танцевальный элемент и наиболее престижные предметы народных промыслов в качестве сувениров. 

      Научный и учебный туризм, предполагает обучение русскому языку, реставрации памятников, проведение археологических экспедиций, а также другие разновидности специализированного туризма.39 

      Выводы  по главе 

      В данной главе мы рассмотрели возможности  развития туризма в Тамбовской области, а также дали некоторые практические рекомендации по усовершенствованию рынка  туристических услуг.

      В Тамбовской области есть все возможности  для развития туризма во всех его  формах. Эффективное использование  имеющегося потенциала и получение  необходимой региональной поддержки  для развития туризма приведет к  оживлению туристического рынка, укреплению его материальной базы и сокращению дефицита квалифицированных кадров.

      Тамбов  и многие другие города области обладают необходимыми предпосылками для  разработки и реализации политики развития городского туризма, которая возможно станет одной из первых в России.

      Таким образом, стратегия городского туризма  предусматривает тесное взаимодействие между:

  • муниципальной политикой, главным инструментом которой будет являться создание большого туристического городского офиса (дома туризма);
  • предприятиями и др. администрациями;
  • населением.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Внутренний  туризм - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации

      Туризм  – мощная мировая индустрия, в  которой задействованы огромные массы работников, основных средств, это категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики. А осуществляют и организовывают обслуживание туристов предприятия индустрии туризма – турфирмы при взаимодействии с гостиничными предприятиями и предприятиями общественного питания.

      Оборотный капитал предприятия в сфере  туризма имеет особые характерные  черты. Обусловлено это тем, что  турист в настоящее время имеет  определенный вкус, предпочтения и  интересы. Предприятия должны мгновенно  улавливать настроения туристов, так  как прибыль зависит от качества предлагаемых услуг и интересных предложений, т.е. предприятие должно быть конкурентоспособным. В туризме процессы производства, реализации и организации потребления турпродукта соединены в единый производственно-обслуживающий процесс.

      Значение  туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства, таких как  строительство, торговля, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых  услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны.

      Данный  бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности.

      Несмотря  на продолжающийся туристский бум в  России, влияние туризма на экономику  страны пока незначительно, так как  государство, в свою очередь, характеризуется отсутствием реальных инвестиций в данную область экономики, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. В рамках страны туризм способствует стабильному положению национальной экономики. Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире. Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию.

      Неразвитость  внутреннего туризма автоматически  ведет к ограничению возможности  приема зарубежных гостей. Ведь средства размещения, туристская инфраструктура и для отечественных путешественников и для зарубежных - едина. Это в прошлые годы существовала специальная организация для приема иностранцев, их принимали в гостиницах повышенной комфортности, куда отечественных туристов редко когда пускали. Теперь же, если негде отдыхать нашим гражданам, то и зарубежных гостей принять негде.

      Взаимосвязь въездного и внутреннего туризма  очевидна. Власти, наконец, должны уяснить  эту простую истину, что иностранные гости идут вслед за отечественными. И все в той же пропорции: за четырьмя отечественными следует один зарубежный гость.

Информация о работе Развитие внутреннего туризма в России