Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 03:08, доклад
Знакомство с маркетингом в нашей стране состоялось с большим опозданием. Первые труды по маркетингу, в том числе переводной сборник “Маркетинг”, начали издаваться в бывшем СССР лишь во второй половине 70-х годов. При этом, отдавая должное положительным результатам маркетинговой деятельности на Западе, отечественные экономисты подчеркивали апологетический характер этой науки
Развитие маркетинга в России
Знакомство с маркетингом в нашей стране состоялось с большим опозданием. Первые труды по маркетингу, в том числе переводной сборник “Маркетинг”, начали издаваться в бывшем СССР лишь во второй половине 70-х годов. При этом, отдавая должное положительным результатам маркетинговой деятельности на Западе, отечественные экономисты подчеркивали апологетический характер этой науки. Так, в предисловии к сборнику “Маркетинг” отмечалось: “Конечно, речь идет не об использовании принципов буржуазного маркетинга, которые полностью неприемлемы для социалистических предприятий ввиду коренного различия капиталистических и социалистических производственных отношений...”. Названия ряда статей и работ по маркетингу того периода отражали отношение к этой науке, например: “В паутине маркетинга” и т.д. При этом маркетинг определялся как форма активного сбыта, навязывания товаров и услуг потребителям.
Однако нельзя не признать, что в этот же период некоторые крупные экономисты в нашей стране подробно изучали зарубежный опыт маркетинговой деятельности, прекрасно понимая ее сущность и преимущества. Их интерес к маркетингу носил в основном теоретический характер, поскольку были очевидны причины, ограничивающие использование маркетинга в отечественной практике:
· наличие государственной монополии;
· отсутствие конкуренции;
· преобладание дефицита, т.е. “рынка производителя”.
Во второй половине 80-х годов начали формироваться предпосылки для использования маркетинга, к основным из которых можно отнести разрушение государственной монополии; изменение отношений собственности; появление проблем со сбытом в отдельных отраслях и на некоторых предприятиях, что побудило производителя “увидеть, заметить” потребителя.
Однако, как и в прошлые годы, интерес к маркетингу прежде всего проявляют те организации и предприятия, которые оперируют на внешнем рынке, т.е. приоритетом пользуется модель международного маркетинга. Нельзя не согласиться с тем, что “...в нашем общественном сознании все-таки до сих пор понятие “маркетинг” прочно связано с внешнеторговой деятельностью. Более того, появившиеся консультационные подразделения предлагают помощь в разработке маркетинговых программ для предприятий, получивших право самостоятельного осуществления внешнеэкономических операций...”. Для отечественных структур маркетинг пока еще остается излишней роскошью.
К настоящему времени в нашей стране, несмотря на заметное движение вперед, все еще не сформирована экономическая среда для маркетинговой деятельности как комплексной управленческой системы, как философии бизнеса. В этой связи, видимо, правомерно выделить некоторые основные особенности маркетинга в России:
· опережающие темпы развития теории, а не практики маркетинга;
· преимущественное внимание к отдельным моделям маркетинга: к международному маркетингу, а также к маркетингу средств производства (поскольку важнейшей задачей отечественной внешней торговли являлось развитие экспорта машин и оборудования;
· использование на практике лишь отдельных функций маркетинга;
· ограниченность достоверной сопоставимой информации, необходимой для развития отечественного маркетинга;
· недостаточно развитая инфраструктура;
· относительно низкий уровень культуры в использовании маркетинга.
Состояние маркетинга на российских предприятиях. Практика развития маркетинга на российских предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преимущественно как торгово-сбытовую или даже рекламную деятельность.
В дальнейшем приходит осознание того, что маркетинг - это не улучшение работы какого-либо “традиционного” подразделения предприятия (сбытового, производственного и т.п.), а выполнение принципиально новой функции по взаимодействию с рынком, когда на требования потребителей ориентируется вся деятельность предприятия.
По мере развития рыночных отношений маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка.
Выявляется структура приоритетов маркетинговой деятельности российских предприятий:
1) усиление конкурентных
позиций предприятий (оценка сильных
и слабых сторон предприятия,
формирование новых дилерско-
2) получение рыночной информации о спросе, конъюнктуре, конкурентах;
3) перспективная деятельность
предприятия на рынке (изучение
поведения потребителей, сегментация
рынка и позиционирование
Из-за отсутствия необходимого количества специалистов выполнение маркетинговых функций предприятия зачастую сосредоточено на уровне высшего руководства. Эти функции выполняются также работниками отделов сбыта, плановых, производственных отделов и другими подразделениями. Специализированные службы маркетинга только начинают формироваться, и востребованность в них на практике неуклонно возрастает.
Факторы, определяющие развитие российского маркетинга. Становление и развитие маркетинга на российских предприятиях определяются рядом факторов.
1) условия формирования
отечественного рынка. Период, когда
прибыль могла быть получена
в основном за счет дефицита,
инфляции, разницы валютных курсов,
высоких ставок банковских
2) поведение российского
потребителя. Как показывает опыт,
оно “нестандартно” по
3) характер развивающихся
деловых отношений. Традиционная
привычка к некоему
4) в российских условиях
не все маркетинговые
Развитие маркетинга в России осложняется тем, что эта сфера деятельности требует значительных инвестиций на обучение, исследования, реорганизацию производственной и сбытовой функций. Однако в условиях обостряющейся конкуренции им будут овладевать и заниматься все, кто стремится обеспечить фирме, предприятию долгосрочный успех.