Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа
Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития
2. Проанализировать развитие внутреннего туризма в России
3. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области
Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и
тенденции его развития
1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2. Формирование внутреннего туризма в России 26
Правовые аспекты регулирования туризма 31
Выводы по главе 45
2. Анализ развития внутреннего туризма в России
2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму 46
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма 51
Выводы по главе 59
3. Совершенствование внутреннего туризма на примере
Тамбовской области
3.1. Характеристика области 60
3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области 67
Разработка предложений по развитию внутреннего туризма
в Тамбовской области 76
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 88
Не стоит упускать из виду и действие международных норм. Так, нормы национального законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми нормами, регулирующими вопросы миграционной политики, въезда и выезда субъектов, а также вопросы правового положения иностранных граждан. В связи с этим как законодатель, так и государство должны обеспечивать соответствующее равновесие интересов всех заинтересованных субъектов. Об актуальности данного направления свидетельствуют ежегодно проводимые научно-практические конференции в области туризма. Но результат таких конференций пока отражается лишь в программах и концепциях развития туризма в России.
Перечень законодательных актов в сфере туристской деятельности велик и, казалось бы, должен регулировать как общие, так и детальные положения, однако до сих пор нет ясности в терминологии, отмечаются некоторые законодательные противоречия, на которые просто нельзя не обратить должного внимания. Например, не урегулирован вопрос соотношения понятий "туристический" и "туристский". К примеру, Гражданский кодекс РФ употребляет термин "туристические" услуги, а Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и стандарты в области туризма делают акцент на использование термина "туристские", правовая природа договора на оказание туристских услуг остается не до конца выясненной и спорной в цивилистической доктрине.
Конституция РФ, являясь базой всего законодательства в области туризма и актом, обладающим высшей юридической силой, которому должны соответствовать все принимаемые нормативно-правовые акты, не содержит в своем контексте термин "туризм", она формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования. Поэтому из конституционных положений возможно извлечь лишь толкование предоставляемых прав и гарантий и привести их во взаимодействие с туристской деятельностью. Так, основными из них являются:17
-
свободная экономическая
-
обеспечение покровительства и
защиты государством своих
- качество окружающей среды и информация о ее состоянии как неотъемлемое условие самого туризма.
Как известно, туристская деятельность всецело посвящена сфере услуг. Поскольку такая деятельность заключается в оказании соответствующих услуг гражданам на договорной основе, поэтому на нее распространяются действие общих и специальных норм гражданского законодательства. Услуги рассматриваются в Гражданском кодексе РФ как один из объектов гражданских правоотношений. Туристические услуги конкретно названы в числе иных, предусмотренных положениями института возмездного оказания услуг.
Для
сферы туризма нужен был
Формирование законодательной базы о туристской деятельности было начато с принятия Указа Президента РФ от 24 апреля 1994 г. "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма", где впервые была поставлена задача перед государством о поддержке развития туризма. Следующим этапом формирования становится одобрение Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации". Концепция определила включение туристской деятельности в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики и создание нормативно-правовой базы развития туризма, с упором на мировой опыт и правоприменительную практику. С учетом этой Концепции была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации". Указанная программа положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определив основные направления туристской отрасли в России. Перечисленные акты были положены в основу ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Впервые туристскую деятельность регулирует правовой акт, который образует стержень правовой системы туристской отрасли - Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туризме). Названный Закон определяет принципы государственной политики, регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Как и любой нормативный акт, Закон о туризме имеет свой понятийный аппарат, в содержание которого входят основные понятия и термины, позволяющие адекватно толковать данную область. Но дело в том, что ряд дефиниций, применяемых в сфере туризма, в юридической литературе не имеет целостного подхода.
Закон о туризме дает легальное определение понятию "туризм" и определяет его как временный выезд или путешествие граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или за рубежом.
Таким образом, можно выделить следующие признаки, характеризующие понятие "туризм":18
- наличие особого субъекта, совершающего выезд или путешествие;
-
временный выезд или
- соответствующие цели выезда или путешествия в зависимости от вида туризма;
- наличие свободного времени;
- запрет на осуществление любой деятельности, связанной с получением доходов во время выездов или путешествий.
Необходимо
отметить, что такое понятие неоднозначно
толкуется исследователями-
Понятие туристской деятельности по-разному раскрывается в юридической литературе и может подразумевать либо деятельность государства по содействию в реализации основных конституционных прав граждан на отдых, либо деятельность туристских организаций по предоставлению своих услуг, либо непосредственно деятельность по определению своего досуга самими туристами.
Закон о туризме определяет туристскую деятельность как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.
Туроператорская деятельность определена как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, которая осуществляется туроператором. А турагентская деятельность, направленная на продвижение и реализацию туристского продукта, осуществляется турагентом.
Вообще, понятие "деятельность" подразумевает общественную практику людей, которая зависит в первую очередь от их образа жизни и многообразия действий. Таким образом, можно допустить, что туристская деятельность предполагает осуществление профессиональной практики, направленной на оказание туристских услуг или организацию каких-либо выездов или путешествий. Туристскую деятельность регулирует гражданское законодательство как вид предпринимательской деятельности. Во-первых, она является самостоятельной; во-вторых, осуществляется на свой риск; в-третьих, направлена на получение прибыли; в-четвертых, подразумевает оказание услуг и, в-пятых, осуществляется специальным субъектом. И все эти признаки подпадают под действие ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предъявляющей требования к предпринимательской деятельности.
Закон о туризме регулирует правовое положение основных субъектов туристской деятельности.
Во-первых,
определяет он как лиц, совершающих
поездки в нашей стране или
за рубежом в лечебно-
Во-вторых, Закон регулирует функционирование туристской индустрии, представленной совокупностью гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, общественного питания, средств развлечения, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также операторов туристских информационных систем и организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. В данном случае речь идет о такой категории исполнителей услуг, на плечи которых ложится практически весь объем работы по обеспечению качества туристской услуги (питание, экскурсии, перевозка, гостиница и пр.).
В-третьих, Закон регулирует деятельность туроператоров и турагентов. Главное отличие турагентов от туроператоров в том, что первые не формируют туристские продукты, а занимаются лишь их продвижением и реализацией.
В-четвертых, закон регулирует практику экскурсоводов (гидов), являющихся профессионально подготовленными лицами. Они осуществляют деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране или месте временного пребывания. Гиды-переводчики, являющиеся профессионально подготовленными лицами, свободно владеют иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа. Инструкторы-проводники являются профессионально подготовленными лицами, сопровождающими туристов и обеспечивающими их безопасность при прохождении туристских маршрутов.
Основу
всего туризма и туристской деятельности
составляют природные, исторические, социально-культурные
объекты, которые включают объекты
туристского показа, а также объекты,
способные удовлетворить
В настоящее время можно выделить следующие тенденции состояния правового регулирования сферы туризма:19