Развитие внутреннего туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование проблем и тенденций развития внутреннего туризма в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты внутреннего туризма в России и тенденции его развития
2. Проанализировать развитие внутреннего туризма в России
3. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего туризма на примере Тамбовской области

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты внутреннего туризма в России и
тенденции его развития
1.1. Понятие туризма и исторические этапы его развития 6
1.2. Формирование внутреннего туризма в России 26
Правовые аспекты регулирования туризма 31
Выводы по главе 45
2. Анализ развития внутреннего туризма в России
2.1. Характеристика регионов по внутреннему туризму 46
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма 51
Выводы по главе 59
3. Совершенствование внутреннего туризма на примере
Тамбовской области
3.1. Характеристика области 60
3.2. Анализ развития туризма в Тамбовской области 67
Разработка предложений по развитию внутреннего туризма
в Тамбовской области 76
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 88

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 707.00 Кб (Скачать)

      Задача  изменения сальдо в туристском обмене из отрицательного в положительное  потребует принятия целого ряда мер  на всех уровнях -федеральном, региональном, муниципальном.

      На  федеральном уровне необходимо отказаться от чисто фискального подхода  к индустрии туризма.

      Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего  и въездного туристских потоков, являются:40

  • слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
  • низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);
  • отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
  • недостаточное продвижение России как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования.

     Недостаточная государственная поддержка сферы  туризма в ближайшие годы в  России может привести к:

  • дальнейшему снижению конкурентоспособности отечественного туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и продолжающегося снижения качества предоставляемых туристских услуг);
  • снижению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение налоговых и иных поступлений в бюджетную систему России;
  • снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности;
  • увеличению выездного турпотока и ухудшению платежного баланса страны.

     Вероятными  последствиями отказа от использования  программно-целевого метода могут стать:

  • разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в этой области;
  • распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.

      В этом случае государственная политика развития туристско-рекреационного комплекса страны может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов.

      В третьей главе мы рассмотрели  возможности развития туризма в  Тамбовской области, а также дали некоторые практические рекомендации по усовершенствованию рынка туристических  услуг.

      В Тамбовской области есть все возможности для развития туризма во всех его формах. Эффективное использование имеющегося потенциала и получение необходимой региональной поддержки для развития туризма приведет к оживлению туристического рынка, укреплению его материальной базы и сокращению дефицита квалифицированных кадров.

      Современная туристическая индустрия является одной из динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Наряду с важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный туризм. Наличие богатого культурного и природного потенциалов позволяет странам и регионам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии – проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются – защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направленных на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.

      Тамбов  и многие другие города области обладают необходимыми предпосылками для  разработки и реализации политики развития городского туризма, которая возможно станет одной из первых в России.

      Таким образом, стратегия городского туризма  предусматривает тесное взаимодействие между:

  • муниципальной политикой, главным инструментом которой будет являться создание большого туристического городского офиса (дома туризма);
  • предприятиями и др. администрациями;
  • населением.

      По  прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет  внутренний туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. 
 

      Список  литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ, 1994, №32.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ, 1996, №5.
  4. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50644-2009 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 773-ст)
  6. Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. N 1230-р 
    "О Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)"
  7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года
  8. Областная целевая программа «Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2012 годы»
  9. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект Пресс, 2009.
  10. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И –СПб.: Невский фонд, 2009.
  11. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М., 2005.
  12. Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (постатейный). - "Юстицинформ", 2008 г.
  13. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  14. Дурович А.П. Реклама в туризме. - Минск: БГЭУ, 2008.
  15. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: изд. «Финансы и статистика», 2006г.
  16. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  17. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Минск: БГЭУ, 2009.
  18. Правовые основы туристской деятельности в Российской Федерации (Ю.А. Романова, "Гражданин и право", N 3, март 2010 г.)
  19. Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. - М.: ПРИОР, 2009.
  20. Ревинский И.А., Романова Л.С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествие. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
  21. Розанова Т.П. Российский туризм в условиях рынка. - М.: РЭА, 2009.
  22. Юдина А.Б., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". - ООО "Новая правовая культура", 2008 г.
  23. Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетия // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2011. - № 5.
  24. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М., 2009.
 
 
 
 

            Интернет-ресурсы 

      25. Инвестиционный паспорт Тамбовской области. Адрес в интернет- http://www.invest-tambovregion.ru

      26. Администрация Тамбовской области. Адрес в интернет- http://www.tambov.gov.ru/

  1. Свиридова Е. Современное состояние и перспективы развития российского туризма. Адрес в интернет -   www.leisure-moscow.ru/RU/about/reviews/

Информация о работе Развитие внутреннего туризма в России