Задача
изменения сальдо в туристском обмене
из отрицательного в положительное
потребует принятия целого ряда мер
на всех уровнях -федеральном, региональном,
муниципальном.
На
федеральном уровне необходимо отказаться
от чисто фискального подхода
к индустрии туризма.
Основными
факторами, сдерживающими рост внутреннего
и въездного туристских потоков,
являются:40
- слабо развитая,
а в ряде регионов отсутствующая инженерная
инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения,
водоснабжения, транспортные сети, очистные
сооружения, причалы, пристани, дноуглубление
и берегоукрепление), что является препятствием
для привлечения частных инвестиций в
туристскую сферу;
- низкий уровень
развития туристской инфраструктуры (недостаточность,
а в ряде регионов отсутствие средств
размещения туристского класса и объектов
досуга, неудовлетворительное состояние
многих туристских объектов показа, отсутствие
качественной придорожной инфраструктуры
практически на всех автомагистралях
страны);
- отсутствие
доступных инвесторам долгосрочных кредитных
инструментов (например, проектное финансирование)
с процентными ставками, позволяющими
окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного
комплекса в приемлемые для инвесторов
сроки;
- невысокое
качество обслуживания во всех секторах
туристской индустрии вследствие недостатка
профессиональных кадров;
- недостаточное
продвижение России как привлекательного
направления для туристов, обусловленное
низким уровнем бюджетного финансирования.
Недостаточная
государственная поддержка сферы
туризма в ближайшие годы в
России может привести к:
- дальнейшему
снижению конкурентоспособности отечественного
туристского продукта на мировом и внутреннем
туристских рынках (в том числе по причине
износа объектов туристской инфраструктуры
и продолжающегося снижения качества
предоставляемых туристских услуг);
- снижению
внутренних и въездных туристских потоков,
что повлечет за собой сокращение налоговых
и иных поступлений в бюджетную систему
России;
- снижению
уровня занятости населения в сфере туризма
и смежных отраслях, уменьшению доходов
населения и повышению социальной напряженности;
- увеличению
выездного турпотока и ухудшению платежного
баланса страны.
Вероятными
последствиями отказа от использования
программно-целевого метода могут стать:
- разрозненные
действия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, снижение их
ответственности и появление бессистемности
в решении стоящих перед государством
задач в этой области;
- распыление
бюджетных средств, незначительное привлечение
средств внебюджетных источников для
решения проблем в сфере туризма.
В
этом случае государственная политика
развития туристско-рекреационного комплекса
страны может свестись преимущественно
к совершенствованию нормативно-правовых
основ его функционирования, что обеспечит
лишь локальную результативность в части
создания предпосылок для более полного
использования имеющихся туристско-рекреационных
ресурсов.
В
третьей главе мы рассмотрели
возможности развития туризма в
Тамбовской области, а также дали
некоторые практические рекомендации
по усовершенствованию рынка туристических
услуг.
В
Тамбовской области есть все возможности
для развития туризма во всех его формах.
Эффективное использование имеющегося
потенциала и получение необходимой региональной
поддержки для развития туризма приведет
к оживлению туристического рынка, укреплению
его материальной базы и сокращению дефицита
квалифицированных кадров.
Современная
туристическая индустрия является
одной из динамично развивающихся
отраслей мирового хозяйства. Наряду с
важнейшими факторами развития отрасли
являются природно-рекреационный и историко-культурный
туризм. Наличие богатого культурного
и природного потенциалов позволяет странам
и регионам, даже не относящимся к числу
наиболее экономически развитых, завоевывать
серьезные позиции на мировом туристическом
рынке при обязательном условии – проведении
активной государственной политики в
области развития туризма. Основными направлениями
этой политики являются – защита прав
путешествующих, интересов производителей
отечественного туристического продукта
и всемерная поддержка внутреннего и въездного
туризма. Формы такой поддержки варьируются
от прямых инвестиций, направленных на
формирование туристической инфраструктуры,
расходов на подготовку кадров и рекламно-информационное
обеспечение продвижения национального
туристического продукта на мировом рынке
до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих
приток инвестиций, развитие внутреннего
и въездного туризма.
Тамбов
и многие другие города области обладают
необходимыми предпосылками для
разработки и реализации политики развития
городского туризма, которая возможно
станет одной из первых в России.
Таким
образом, стратегия городского туризма
предусматривает тесное взаимодействие
между:
- муниципальной
политикой, главным инструментом которой
будет являться создание большого туристического
городского офиса (дома туризма);
- предприятиями
и др. администрациями;
- населением.
По
прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет
внутренний туризм мог бы оказать значительное
позитивное влияние на экономику страны
и ее крупных городов. Таким образом, туризм,
являясь выгодной отраслью экономики,
может стать при соответствующих условиях
важнейшей статьей валового национального
дохода России.
Список
литературы
- Конституция
Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008
№7-ФКЗ)
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред.
от 06.04.2011) // СЗ РФ, 1994, №32.
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред.
от 06.04.2011) // СЗ РФ, 1996, №5.
- Федеральный
закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах
туристской деятельности в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Национальный
стандарт РФ ГОСТ Р 50644-2009 "Туристские
услуги. Требования по обеспечению безопасности
туристов" (утв. и введен в действие
приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 15 декабря
2009 г. N 773-ст)
- Распоряжение
Правительства РФ от 19 июля 2010 г. N 1230-р
"О Концепции федеральной целевой программы
"Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011-2016
годы)"
- Стратегия
развития туризма в Российской Федерации
на период до 2015 года
- Областная
целевая программа
«Развитие туризма в Тамбовской области
на 2008-2012 годы»
- Александрова
А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект
Пресс, 2009.
- Биржаков
М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка.
Состояние и проблемы туризма в Российской
Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова
В.И –СПб.: Невский фонд, 2009.
- Боголюбов
В.С., Орловская В.П. Экономика туризма.
М., 2005.
- Викулова
О.Н. Комментарий к Федеральному закону
"Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации" (постатейный).
- "Юстицинформ", 2008 г.
- Гуляев В.Г.
Туризм: экономика и социальное развитие.
– М.: Финансы и статистика, 2003.
- Дурович
А.П. Реклама в туризме. - Минск: БГЭУ, 2008.
- Жукова М.А.
Индустрия туризма: менеджмент организации.
М.: изд. «Финансы и статистика», 2006г.
- Квартальнов
В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика,
2003.
- Кабушкин
Н.И. Менеджмент туризма. - Минск: БГЭУ,
2009.
- Правовые
основы туристской деятельности в Российской
Федерации (Ю.А. Романова, "Гражданин
и право", N 3, март 2010 г.)
- Пузакова
Е.П. Международный туристический бизнес.
- М.: ПРИОР, 2009.
- Ревинский
И.А., Романова Л.С. Поведение фирмы на рынке
услуг. Туризм и путешествие. - Новосибирск:
Сиб. унив. изд-во, 2009.
- Розанова
Т.П. Российский туризм в условиях рынка.
- М.: РЭА, 2009.
- Юдина А.Б.,
Батяев А.А. Комментарий к Федеральному
закону от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах
туристской деятельности в Российской
Федерации". - ООО "Новая правовая
культура", 2008 г.
- Янкевич
В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже
тысячелетия // Туризм: практика, проблемы,
перспективы. - 2011. - № 5.
- Яковлев
Г.А. Экономика и статистика туризма. М.,
2009.
Интернет-ресурсы
25.
Инвестиционный паспорт Тамбовской области.
Адрес в интернет- http://www.invest-tambovregion.ru
26.
Администрация Тамбовской области. Адрес
в интернет- http://www.tambov.gov.ru/
- Свиридова
Е. Современное состояние и перспективы
развития российского туризма. Адрес в
интернет - www.leisure-moscow.ru/RU/about/reviews/