Развитие туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:20, отчет по практике

Краткое описание

Туризм является одним из приоритетных секторов экономики Республики Карелия. Реализация государственной республиканской политики в области развития туризма на основании применения мирового прогрессивного опыта, новых организационных форм и новых технологий (ИКТ, Интернет и т.д.) позволит постепенно изменить специализацию экономики республики на внешних рынках с производственно-сырьевой на развитие сферы высококачественных услуг, позволит создать условия для постепенного перехода к постиндустриальной модели развития Республики Карелия.

Оглавление

1. анализ состояния и тенденций развития туризма
в республике карелия
1.1. Объем и направленность туристских потоков
1.2. Развитие центров туристской активности в республике
1.3. Развитие туристской инфраструктуры
1.4. Доходы от туризма и инвестиции
2. SWOT-анализ развития туризма в Республике Карелия
3. Оценка конкурентных преимуществ и потенциал
и проблемы развития туризма в республике карелия
4. маркетинговый анализ туризма
4.1. Сегментация туристского рынка
4.2. Позиционирование и инвестиционные приоритеты развития
различных видов туризма для Республики Карелия
5. Стратегические цели, направления и мероприятия
по развитию туризма в рк. порядок реализации стратегии.
7. Мониторинг и индикаторы оценки реализации стратегии
8. Организационная схема реализации стратегии
и государственного регулирования развития
туризма в Республике Карелия

Файлы: 1 файл

Стратегия развития туризма в РК-2020.doc

— 972.00 Кб (Скачать)

 

Табл. 12 Результаты оценки инфраструктурного обеспечения

 

Факторы

Оценки экспертов

Сумма баллов

Средний балл

1

2

3

4

5

1. Средства размещения туристов:

    достаточность и состояние

2

2

2

1

3

10

2

2,1

    качество услуг

2

2

3

1

3

11

2,2

2. Сфера общественного питания:

    уровень развития и состояние

3

2

2

1

3

11

2,2

2,2

    качество и ассортимент услуг

2

2

3

1

3

11

2,2

3. Сфера торгового обслуживания:

    уровень развития и состояние

2

3

3

1

4

13

2,6

2,7

    качество услуг и ассортимент

2

3

4

1

4

14

2,8

4. Транспортное обслуживание:

    состояние и развитие транспорта

4

3

3

1

3

14

2,8

2,6

    качество транспортных услуг

3

3

3

1

2

12

2,4

5. Дополнительные платные услуги (аттракции, развлекат. учреждения, прокат оборудования, расчетно-кассовые услуги, бытовые услуги):

    уровень развития и доступность

3

2

2

1

3

11

2,2

2,3

    качество услуг

2

2

3

1

4

12

2,4

5. Санаторно-курортные и профилакторные услуги:

    уровень развития и доступность

3

3

3

2

4

15

3

2,8

    качество услуг

2

3

3

1

4

13

2,6

 

147

2,5

 

Таким образом, на основании мнений экспертов факторы конкурентоспособности туризма в Республике Карелия с точки зрения удовлетворения требований международным стандартам организации деятельности и качества обслуживания в этой сфере характеризуются следующими итоговыми средними баллами:

1. Факторные условия – 3,0 балла (уровень средний). Преимущества, существующие по количеству и разнообразию туристского показа, наличию трудовых ресурсов и инвестиционному потенциалу туризма сводятся на «нет» такими факторами как доступность и неудовлетворительное техническое состояние объектов показа, уровень квалификации трудовых ресурсов и низкая фондовооруженность турфирм.

2. Конъюнктурные факторы – 3,5 балла (уровень немногим выше среднего). На внешних рынках в целом складывается благоприятная конъюнктура. Спрос на карельские турпродукты со стороны российских и зарубежных туристов имеет устойчивую тенденцию к росту, в том числе и за счет сокращения зарубежных рынков. Но при этом карельские турпродукты и турфирмы в недостаточной степени включаются в контрактные отношения с внешними субъектами и во внешние корпоративные сети, чем ограничивают доступ на внешние рынки.

3. Стратегии и внутренняя конкуренция – 3,7 балла (уровень выше среднего). В целом ситуация с системой стратегического управления развитием туризма и с согласованием региональной и корпоративных стратегий в республике благоприятная. Развитие туризма входит в число приоритетных региональных проектов, к тому же относится к наиболее проработанным на сегодняшний день проектам. Это касается в частности наличия уже подготовленных к реализации инвестиционных проектов и активной работы с хозяйствующими субъектами по их реализации.

4. Развитие инфраструктуры и вспомогательных отраслей – 2,5 балла (уровень ниже среднего). В рамках данной группы факторов складывается наиболее неблагоприятная ситуация в республике. Основная масса объектов туристской и вспомогательной инфраструктуры не удовлетворяет требованиям международных стандартов (прежде всего стандартов, касающихся качества предоставляемых услуг). Поэтому на практическом уровне повышение конкурентоспособности карельских турпродуктов будет заключаться в кардинальном повышении качества услуг и развитии туристской инфраструктуры.

На основании оценки факторов конкурентоспособности выделены сильные и слабые конкурентные позиции развития туризма в Республике Карелия (табл. 13).

 

Табл. 13 Сильные и слабые конкурентные позиции развития туризма в РК

 

Сильные конкурентные позиции

Слабые конкурентные позиции

    Благоприятная конъюнктура и значительный потенциал внешних рынков, высокий интерес туристов к Республике Карелия и устойчивый спрос на карельские турпродукты

    Наличие системы стратегического управления развитием туризма, высокая эффективность мер государственной региональной и инвестиционной политики в сфере туризма

    Согласованность региональной стратегии развития туризма в республики и стратегий ряда крупных корпоративных структур

    Большое количество и разнообразие объектов туристского показа и туристско-рекреационных ресурсов

    Недостаток квалифицированных трудовых ресурсов в сфере туризма и недостаточно высокое качество подготовки специалистов для туристского сектора

    Низкая доступность и неудовлетворительное техническое и эстетическое состояние основной массы наиболее важных объектов туристского показа в республике, что приводит к сезонному режиму функционирования многих объектов

    Низкая степень фондовооруженности карельских туристских компаний

    Низкий уровень развития туристской и вспомогательной инфрастуктуры в сочетании с низкой степенью удовлетворения требований международных отраслевых стандартов в туризме

    Недостаточная эффективность используемых маркетинговых инструментов и отсутствие сильных и конкурентоспособных карельских туристских брендов, отсутствие системы их поддержки и продвижения с использованием распределительных каналов международных и межрегиональных корпоративных сетей

 

Исходя из вышеперечисленных конкурентных позиций по отношению к ним применяются различные виды стратегий:

       для сильных конкурентных позиций – стратегия усиление конкурентного преимущества и создание на его основе дополнительных ценностей и продуктов для потребителей;

       для слабых конкурентных позиций – стратегии повышения конкурентоспособности и наращивания конкурентных преимуществ.

Слабые конкурентные позиции развития туризма в Республике Карелия, отраженные в табл. 13 необходимо усиливать за счет последовательной реализации соответствующих мероприятий. Для решения этих проблем должен быть использован программно-целевой метод. Комплекс наиболее общих мероприятий, которые необходимо включить и детализировать в Республиканских целевых программах развития туризма на 2007-2010 и 2011-2014 гг. представлен в табл. 14.

 

 

 

 

 

 

Табл. 14 Основные мероприятия по усилению слабых конкурентных позиций
в развитии туризма в РК

 

Проблемы
(слабые конкурентные позиции)

Основные мероприятия

Недостаток квалифицированных трудовых ресурсов в сфере туризма

    переподготовка кадров и повышение квалификации с участием привлеченных специалистов

    реализация тренинговых программ без отрыва персонала от производственной деятельности

    внедрение системы корпоративных заказов на подготовку специалистов

    зарубежные стажировки специалистов в сфере туризма и преподавательских кадров в рамках международных проектов и корпоративных обменов

    совершенствование учебных процессов по подготовке кадров (ориентация на потребности рынка труда)

Низкая доступность и неудовлетворительное техническое и эстетическое состояние объектов туристского показа, сезонность их функционирования

    разработка туров, не связанных с традиционными объектами показа и задействующими неиспользуемый потенциал

    координация усилий министерств и ведомств по содержанию и реставрации объектов туристского показа

    привлечение бизнеса в решение проблемы сохранности памятников истории и культуры

    передача объектов показа в аренду эксплуатирующим их хозяйствующим субъектам с вменением обязанностей по содержанию, реконструкции и обустройству объектов

    развитие инфраструктуры доступа к объектам показа за счет их включения в состав комплексных туров, комплексные инвестиционные проекты

Низкая степень фондовооруженности карельских туристских компаний

    развитие лизинга в сфере туризма (привлечение крупных лизинговых компаний)

    использование льготного налогообложения туристских компаний, инвестирующих в ОПФ в части местных и региональных налогов

    создание региональных амортизационных фондов

Низкий уровень развития туристской и вспомогательной инфрастуктуры в сочетании с низким качеством услуг

    стимулирование конкуренции, в том числе через привлечение внешних компаний, предоставляющих сертифицированные услуги

    активизация государственных инвестиций в инфраструктуру, в том числе за счет создания локальных туристских комплексов и развития сопутствующей инфраструктуры (дорожной сети, коммуникаций, энергетической, социальной инфраструктуры)

    стимулирование и поддержка развития малого бизнеса в сфере туризма

    использование системы конкурсных отборов при реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма

Неэффективность маркетинга и отсутствие сильных карельских туристских брендов, отсутствие системы их продвижения с использованием каналов внешних корпоративных сетей

    активизация маркетинговой деятельности республиканского туристского информационного центра

    развитие «электронного туризма», прежде всего internet-маркетинга, развитие системы электронных магазинов по продаже туров, электронных систем бронирования

    развитие франчайзинга на базе карельских туроператоров

    развитие контрактной специализации карельских турфирм с крупными корпорациями для возможности использования корпоративных каналов продвижения и реализации услуг

    создание и продвижение туристских брендов на базе уникальных карельских турпродуктов, формирование на их основе «зонтичных» и поддерживающих брендов

 

Выделенные в табл. 13 сильные конкурентные позиции развития туризма в Республике Карелия должны быть заложены в основу стратегии повышения конкурентоспособности карельских турпродуктов и на их основе с использованием стратегии дифференциации создаются дополнительные ценности и дополнительные продукты (услуги) для посетителей республики. В частности, предложены направления усиления этих конкурентных преимуществ туризма в республике, в соответствии с которыми определены «точки дифференциации», которые сами по себе являются источником новых создаваемых конкурентных преимуществ.

Использование «точек дифференциации» позволяет создать комплексные (пакетные) туры, объединяемые общей тематикой и развивающиеся под общим «зонтичным» брендом. Кроме того, их реализация позволяет значительно расширить ассортимент предлагаемых турпродуктов и отдельных видов услуг, закрепить свои позиции на рынке. Точки дифференциации являются источником создания конкурентных преимуществ, позволяют создавать дополнительные ценности для потребителя, отличающие данный турпродукт от конкурентов.

Одновременно с выявлением возможных точек дифференциации на основании результатов оценки конкурентоспособности определены также направления и мероприятия по усилению существующих конкурентных преимуществ. В результате схема повышения конкурентоспособности туризма в Республике Карелия включает в себя (рис. 7):

  1. стратегии усиления конкурентных преимуществ;
  2. стратегии дифференциации (новые продукты и услуги, созданные на основе имеющихся конкурентных преимуществ);
  3. стратегии экспансии (стратегии маркетинга).

Реализация конкурентной стратегии в рамках вышеописанных мероприятий направлена на повышение конкурентоспособности туризма в Республике Карелия за счет маркетинговых инструментов, а также за счет активизации республиканской инвестиционной политики. На сегодняшний день в сфере туризма в республике полный комплекс стратегических документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Порядок и нНаправления и мероприятия усиления конкурентных преимуществ
в туризме Республики реализации стратегии
повышения конкурентоспосо
бности туризма в РККарелия

 

Эффективность мер по развитию туризма, предложенных в рамках этих документов, зависит от их реализации на практическом уровне в рамках таких ключевых направлений, как разработка ТЭО и инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры и создания новых турпродуктов, поиск и привлечение инвесторов для их реализации, маркетинговое обеспечение развития туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. маркетинговый анализ туризма

 

Поскольку туризм является сектором экономики, предполагающим усиление и продвижение уникальных качеств и факторов территории на внешних рынках, и ориентированным на удовлетворение потребностей субъектов внешнего рынка, его следует рассматривать как существенный элемент внешнеэкономического потенциала региона. При этом следует разделять стратегии создания, развития и продвижения турпродуктов в зависимости от их ориентированности на конкретные целевые рынки.

Таким образом, необходимым условием создания высокорентабельных турпродуктов и их эффективного продвижения является сегментация потребительского рынка и позиционирование отдельных видов туризма и турпродуктов в соответствии с особенностями выделяемых рыночных ниш.

Сегментации рынка туристских услуг с выделением наиболее привлекательных и перспективных для карельских турпродуктов рыночных ниш проведена в ходе маркетингового анализа. На основе результатов маркетингового анализа проведено позиционирование основных видов туризма, перспективных для Республики Карелия.

Маркетинговый анализ проведен по типовой схеме, широко используемой как отечественными, так и зарубежными компаниями и специалистами в сфере маркетинга. Методическими основами анализа являются Теория жизненного цикла продукции и матрица консультационной компании Boston Consulting Group («доля рынка – темп роста рынка»).

 

4.1. Сегментация туристского рынка

 

При проведении сегментации туристского рынка за основу взяты тенденции, факторы и предпосылки развития международного туризма, тенденции развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации, на Северо-Западе России и тенденции развития въездного туризма в Республике Карелия.

 

Тенденции развития международного туризма. В настоящее время туризм представляет собой индустрию, занимающую до 10% мирового валового продукта, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, привлечены крупные капиталы. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1995 г. в мире было зарегистрировано 576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. USD. Годовые поступления средств от международного туризма начали возрастать в 80-х гг. и растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире, но это связано не столько с инфляционными процессами, происходящими в мире, сколько с повышением эффективности отрасли. Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд). В последние годы динамично развивается азиатский рынок, и особенно Китай, который, по оценкам специалистов будет играть весьма заметную роль в увеличении международных туристских потоков. ВТО (Всемирная туристская организация) в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющиеся в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария). По прогнозам к 2010 г. количество поездок составит 937 млн., а поступления от туризма 1,1 трлн. USD. К 2020 г. количество международных туристских прибытий превысит 1,56 млрд., из которых 1,2 млрд. прибытий будет приходиться на туристов, путешествующих в пределах данного региона, а 0,4 млрд. – на туристов, совершающих дальние поездки. Суммарные показатели прибытий по регионам указывают на то, что к 2020 г. тремя ведущими принимающими регионами будут Европа (717 млн. туристов), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (397 млн. туристов), за которыми следуют Северная и Южная Америка, Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В соответствии с прогнозами, в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, Южной Азии, странах ближнего Востока и Африки темпы роста составят более 5% в год при среднемировом показателе в 4,1%. Число путешествий на дальние расстояния будет расти более высокими темпами, чем внутрирегиональные поездки: на 5,4% и 3,8% в год соответственно.

Информация о работе Развитие туризма в России