Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:20, отчет по практике
Туризм является одним из приоритетных секторов экономики Республики Карелия. Реализация государственной республиканской политики в области развития туризма на основании применения мирового прогрессивного опыта, новых организационных форм и новых технологий (ИКТ, Интернет и т.д.) позволит постепенно изменить специализацию экономики республики на внешних рынках с производственно-сырьевой на развитие сферы высококачественных услуг, позволит создать условия для постепенного перехода к постиндустриальной модели развития Республики Карелия.
1. анализ состояния и тенденций развития туризма
в республике карелия
1.1. Объем и направленность туристских потоков
1.2. Развитие центров туристской активности в республике
1.3. Развитие туристской инфраструктуры
1.4. Доходы от туризма и инвестиции
2. SWOT-анализ развития туризма в Республике Карелия
3. Оценка конкурентных преимуществ и потенциал
и проблемы развития туризма в республике карелия
4. маркетинговый анализ туризма
4.1. Сегментация туристского рынка
4.2. Позиционирование и инвестиционные приоритеты развития
различных видов туризма для Республики Карелия
5. Стратегические цели, направления и мероприятия
по развитию туризма в рк. порядок реализации стратегии.
7. Мониторинг и индикаторы оценки реализации стратегии
8. Организационная схема реализации стратегии
и государственного регулирования развития
туризма в Республике Карелия
Стратегии и внутренняя конкуренция. Оценивается согласованность территориальной и корпоративных стратегий, наличие и эффективность стратегических документов в регионе по развитию туризма, а также масштабы и уровень внутренней конкуренции в сфере туризма в регионе. Здесь же дается оценка включенности хозяйствующих субъектов в сфере туризма и туристских проектов в международные и межрегиональные сети. оценка включает в себя следующие элементы:
наличие и характеристики системы стратегического управления развитием туризма в регионе и согласованность отдельных стратегических документов;
эффективность мер государственной региональной и инвестиционной политики в области развития туризма и туристской инфраструктуры;
наличие и деятельность организационных и общественных структур в сфере принятия решений и согласования интересов в сфере туризма (советов, ассоциаций, частно-государственных партнерств, фондов и др.);
согласованность региональной и корпоративных стратегий в сфере туризма;
уровень внутренней конкуренции на туристском рынке республики;
встроенность во внешние корпоративные сети, зависимость от внешних корпоративных и региональных стратегий и решений.
Краткая характеристика стратегий в области развития туризма и внутренней конкуренции в Республике Карелия представлена в таблице 7.
Табл. 7 Характеристика стратегий развития туризма и внутренней конкуренции
Факторы | Характеристика |
---|---|
Характеристика системы стратегического управления развитием туризма | В республике разработана целостная система стратегического управления развитием туризма в состав которой входят: Концепция «Возрождение Карелии», Стратегия развития РК до 2020 г., Территориальная схема развития РК до 2025 г., Стратегия развития туризма до 2020 г. и Стратегия развития опорных туристских центров, Комплект документов в составе Заявки на создание ОЭЗ, республиканские целевые программы развития туризма (2003-2006 и 2007-2010 гг.), муниципальные стратегии и программы развития туризма, система ТЭО, документации инвестиционных проектов по развитию локальных туристских комплексов. Вся эта система документов позволяет поэтапно реализовать стратегические приоритеты в сфере туризма с выходом на конкретные инвестиционные проекты. |
Эффективность мер региональной | В Республике Карелия на протяжении ряда последних лет наблюдается рост внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма. В 2005 году по оценке Министерства экономического развития РК в туристскую отрасль привлечено 440 млн. руб. частных инвестиций, что на 10% превышает уровень 2004 года. Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма в номинальном выражении с 2000 по 2005 годы вырос более чем в 4 раза. В настоящий момент готовится нормативно-правовое обоснование создания региональной сервисной зоны туристско-рекреационного типа, которая будет реализована за счет средств бюджета РК и внебюджетных инвестиций. На реализацию республиканских программ развития туризма с 2000 года направлено 6,7 млн. рублей бюджетных средств. В 2004 году совокупный доход от туризма в Республике Карелия составил 2,67 млрд. руб., что на 450 млн. руб. больше чем в 2003 году и на 1118 млн. руб., чем в 2000 году. В 2005 году прирост совокупного валового дохода от всех видов въездного туризма составил 8,2% (2,89 млрд. руб. в 2005 году). |
Деятельность организационных и общественных структур согласования интересов | В Республике Карелия осуществляют деятельность Республиканский координационный совет по развитию туризма в состав которого входят представители органов государственной власти, руководители туристских компаний, ученые, внешние консультанты и специалисты. Решения Координационного совета имеют рекомендательное решение и позволяют увязывать республиканские и корпоративные интересы в решении отдельных вопросов развития туризма в Карелии. |
Внутренняя конкуренция и встроенность во внешние корпоративные сети | В настоящее время в Республике Карелия осуществляют деятельность более 150 туристских компаний. В основном это субъекты малого бизнеса. Среди крупных туристских компаний, работающих в Карелии, можно назвать только ВАО «Интурист». Активов и возможностей малых субъектов туристского бизнеса явно недостаточно для наиболее полного освоения туристского потенциала республики и для реализации масштабных инфраструктурных проектов в туризме. В качестве одного из ключевых инвестиционных партнеров можно в Карелии рассматривать лишь ВАО «Интурист» и туристские подразделения крупных мультиотраслевых компаний (Турхолдинг «Карелия»). Привлечение инвестиций со стороны субъектов малого туристского бизнеса предполагает его включение в международные и российские корпоративные сети, что сегодня крайне недостаточно развито. |
Инфраструктурное обеспечение. Дается оценка уровню развития туристской и вспомогательной инфраструктуры в Республике Карелия, качества предоставляемых услуг и наличия единых инфраструктурных туристских комплексов, предоставляющих полный комплекс услуг. В качестве основных элементов инфраструктурного обеспечения развития туризма в республике рассматриваются:
средства размещения туристов, мощность номерного фонда, состояние и качество предоставляемых услуг;
предприятия сферы общественного питания, уровень их развития, виды предприятий, уровень и качество обслуживания;
сфера торгового обслуживания туристов, формы торгового обслуживания (в том числе уровень развития современных форм торговых предприятий), качество и ассортимент предоставляемых услуг;
транспортное обслуживание туристов и трансферт, уровень развития транспортной инфраструктуры и ее состояние, наличие специализированных предприятий и подвижной состав, качество предоставляемых услуг;
дополнительные платные услуги для посетителей, включающие аттракции, досуговые и развлекательные учреждения, прокат оборудования и транспортных средств, обеспечение расчетно-кассового и страхового обслуживания, бытовые услуги, качество и доступность предоставляемых услуг;
санаторно-курортные и профилакторные услуги, наличие и состояние бальнеологических ресурсов, мощность санаторно-курортных учреждений, их доступность, качество оказываемых услуг.
Краткая характеристика элементов инфраструктурного обеспечения развития туризма в Республике Карелия приводится в таблице 8.
Табл. 8 Характеристика инфраструктурного обеспечения туризма в РК
Факторы | Характеристика |
---|---|
Средства размещения туристов | В гостиницах на территории республики насчитывается 1276 номеров (комнат). Единовременная вместимость гостиничных средств составляет 2378 мест По данным Карелиястата за период с 1996 г. по 2004 г. сократилось количество гостиничных предприятий с 88 до 45. Однако в ближайшие годы (2007-2008 гг.) будет введено в эксплуатацию более 500 мест в новых строящихся гостиницах. В республике существуют проблемы с сертифицированными по международным стандартам средствами размещения. Сертификацию прошли только несколько гостиниц. |
Сфера общественного питания | Сфера общественного питания в республике представлена различными типами предприятий – столовые, кафе (с обслуживанием и fast-foods), бары, рестораны. Общий годовой оборот общественного питания составляет более 860 млн. рублей. В сфере общественного питания занято более 3,8 тыс. чел. Как правило, для туристский привлекательности особое значение имеют объекты общественного питания при средствах размещения, а также предприятия, предоставляющие элитные и дополнительные услуги (рестораны, кафе). Они размещены, преимущественно, в г. Петрозаводске (более 400 предприятий общественного питания) и в районных центрах. |
Сфера торгового обслуживания | Торговое обслуживание в Республике Карелия осуществляют более 1,5 тыс. предприятий разных форм собственности и разных форм организации – в основном это магазины (включая, магазины самообслуживания). Оборот розничной торговли (за 2005 г.) составил более 28 млрд. рублей и вырос к 2004 г. на 12%. Из него 60% приходится на продовольственные товары. Недостаточным остается развитие систем безналичного расчета в сфере торговли, а также достаточно низкое качество обслуживания в большинстве торговых предприятий. Товарный ассортимент также оставляет желать лучшего и имеет значительную дифференциацию по районам и населенным пунктам Карелии. |
Транспортное обслуживание и трансферт | Общая протяженность железнодорожных путей сообщения составляет 2226 тыс.км, автомобильные дороги общего пользования 7811 тыс.км, внутренние водные судоходные пути – 3744 тыс.км. Через территорию РК проходит субмеридианальный транспортный коридор, по которому в республику попадает более 60% туристов (российских), а также два международных субширотных коридора («Голубая дорога» и «Костомукшское направление»), обеспечивающих остальные 40% туристов (иностранных). |
Дополнительные платные услуги | К дополнительным услугам в республике относятся: услуги культурно-развлекательных учреждений (музеев, театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, ночных клубов, парков и др.), услуги спортивных сооружений, банковские, расчетно-кассовые и страховые услуги. В РК 4 профессиональных театра, 17 музеев, около 100 киноустановок и зрительных залов, более 20 ночных клубов, более 30 самодеятельных и 4 филармонических коллектива. Ежегодно проводится более 2000 мероприятий (концертов, спектаклей и др.). В РК насчитывается крупных 4 стадиона, 3 дворца спорта, более 300 спортивных залов, 26 плавательных бассейнов и аквапарк, более 600 футбольных полей. Ежегодно проводятся более 1000 спортивных мероприятий и соревнований. Банковские и расчетно-кассовые услуги оказывают более 20 филиалов российских банков. Установлено более 700 банкоматов. |
Санаторно-курортные и профилакторные услуги | К ним в РК относятся санатории и пансионаты с лечением (5 ед.), санатории-профилактории (9 ед.), дома и пансионаты отдыха (1 ед.), базы отдыха (7 ед.). Всего санаторно-курортные и профилакторные услуги в республике оказывает 22 организации. Общая их мощность составляет около 1900 мест. Услуги этих организацией включают услуги размещения, общественного питания, аттракции, услуги профилактического и специального лечения, оздоровительные услуги. |
Оценка факторов конкурентоспособности туризма в Республике Карелия проводилась с использованием метода экспертной оценки экспертами Института экономики КарНЦ РАН. Оценка проведена с точки зрения соответствия анализируемых факторов требованиям соответствующих международных стандартов. Оценка каждого из факторов осуществлялась по 5-ти бальной шкале: «1» балл – низший балл (фактор неконкурентоспособен), «5» балов – наивысшая конкурентоспособность фактора (данный фактор может быть использован в качестве базового для развития индустрии туризма в республике). Результаты рейтинговой оценки по группам факторов конкурентоспособности туризма в Республике Карелия приведены в табл. 9-12.
Табл. 9 Результаты оценки по факторным условиям
Факторы | Оценки экспертов | Сумма баллов | Средний балл | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. Количество и разнообразие объектов туристского показа | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 22 | 4,4 |
2. Доступность и состояние (техническое, эстетическое) объектов туристского показа | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 14 | 2,8 |
3. Обеспеченность трудовыми ресурсами | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 16 | 3,2 |
4. Уровень квалификации трудовых ресурсов | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 10 | 2 |
5. Инвестиционный потенциал и наличие подготовленных инвестиционных проектов и площадок | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 | 3,2 |
6. Уровень обеспеченности и состояние ОПФ, фондовооруженность хозяйствующих субъектов в туризме | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 11 | 2,2 |
Итоговый балл | 89 | 3,0 |
Табл. 10 Результаты оценки по конъюнктурным факторам
Факторы | Оценки экспертов | Сумма баллов | Средний балл | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. Устойчивость спроса на карельские турпродукты | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 20 | 4 |
2. Рыночный потенциал (возможности сбыта карельский турпродуктов) | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 24 | 4,8 |
3. Ограничения на рынке (внешнеэкономические, правовые, технические, социальные и др.) | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 14 | 2,8 |
4. Степень удовлетворения требований международных отраслевых стандартов | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 10 | 2 |
5. Развитие франчайзинга и встроенность в корпоративные сети | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 14 | 2,8 |
6. Характеристики платежеспособности рынков сбыта | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 22 | 4,4 |
Итоговый балл | 104 | 3,5 |
Табл. 11 Результаты оценки по стратегиям и внутренней конкуренции
Факторы | Оценки экспертов | Сумма баллов | Средний балл | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. Состояние системы стратегического управления туризмом в республике | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 21 | 4,2 |
2. Эффективность мер государственной региональной политики в сфере туризма | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 19 | 3,8 |
3. Наличие и деятельность организационных и общественных структур в сфере принятия стратегических решений (Координационный Совет) | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 17 | 3,4 |
4. Согласованность региональной и корпоративных стратегий | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 21 | 4,2 |
5. Уровень внутренней конкуренции на туристском рынке (1 монополизированный рынок, 5 конкурентный рынок) | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 15 | 3 |
6. Зависимость (встроенность) от внешних корпоративных и региональных стратегий и решений | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 19 | 3,8 |
Итоговый балл | 112 | 3,7 |