Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:38, реферат
Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.
Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение.
План.
Введение
1. История развития туризма в России
2. История развития гостеприимства в России
3. Гостиничные цепи
Заключение
Список литературы
Российский государственный социальный университет
Факультет
социального управления
менеджмента
и туризма
Реферат
«История
развития туризма
и гостеприимства
в России»
Проверил:
План.
Введение
1. История развития туризма в России
2.
История развития
3. Гостиничные цепи
Заключение
Список
литературы
Введение
Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.
Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение.
Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспорт-отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности.
Развитие индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и туристского бизнеса.
Туризм
можно рассматривать как фактор
совершенствования качества жизни.
В данном случае туристическая деятельность
связана не только с прямым экономическим
эффектом в виде дополнительных доходов,
создания новых рабочих мест, развития
инфраструктуры, но и с влиянием
туризма на социально-психологическое
состояние человека, улучшение его
здоровья и уровня благосостояния.
1. История развития туризма в России
В истории развития туризма нет плавного течения.
Отличительными
чертами первого этапа развития
туризма в России являлись: а) примитивизм
средств передвижения; б) путешествие
не самоцель, а необходимое условие и средство
достижения собственно цели, как-то: торговые
дела, расширение образовательного кругозора,
лечение, паломничество; в) элитарность
путешествия. Важнейшую роль в развитии
туризма на втором
этапе сыграло развитие транспорта. Развитие
туризма на этом этапе связано в значительной
степени с расширяющимся экскурсионным
движением. Идея организации экскурсий
для молодежи была настолько популярна,
что нашла свое отражение в школьных уставах.
Дальнейшее развитие туризма связано
с созданием своего рода досуговых объединений
– «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский
горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов»,
«Российское общество туристов» и т.д.,
значительно развивших туристический
бизнес в России. Третий этап – начало
становления массового туризма. Международная
и внутриполитическая обстановка в этот
период (1-я мировая война, экономическая
депрессия, 2-я мировая война, а внутри
России – февральская и Октябрьская революции,
гражданская война) оказала негативное
влияние на развитие туризма, но именно
в этот период происходит мощный расцвет
массового туризма в России.
Этапы
развития туризма в России – стадии
процесса возникновения, становления,
развития и совершенствования
Можно выделить 5 этапов:
Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-
С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию.
При
этом развитие туризма пошло чрезвычайно
быстро, экстенсивно – за счет включения
все новых ресурсов и территорий.
Так формировалась самая
Административно-
Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ: а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;
б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству.
Активное развитие малых и средних туристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
г)
переход от административного
2. История развития гостеприимства в России.
Древний период (IV тысячелетие до н.э. — 476 г. н.э.)
Упоминания о первых предприятиях индустрии гостеприимства, в которых предоставлялись услуги как размещения, так и питания, тавернах, можно найти в манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного Рима. Среди таких документов — кодекс вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1700 г. до н.э.). Благодаря этим упоминаниям становится понятным, что таверны пользовались сомнительной репутацией, выполняя порой функции домов терпимости. Развитие торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий — постоялых дворов. Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. Позже Марко Поло говорил о них, что здесь «и королю остановиться не зазорно».
Идея первого в истории «ланча делового человека» принадлежит Секвию Локату, римскому трактирщику, который еще в 40 г. до н.э. значительно облегчил жизнь маклеров на галерной пристани, слишком занятых, чтобы сходить домой пообедать.
После
падения Римской империи
Средние века (V - XV вв. н.э.)
В
период раннего средневековья
В Средние века люди стали путешествовать больше и соответственно увеличилось число придорожных постоялых дворов. По современным стандартам, они все еще оставались примитивными. Постояльцы часто спали вповалку на матрацах, разложенных на полу одной большой комнаты. Каждый ел то, что у него было с собой, либо покупал что-нибудь съестное у хозяина постоялого двора.
В XII—XIII веках постоялые дворы — предшественники первых гостиниц — появились на Руси. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом. Здесь также можно было разместить лошадей и транспортные средства путешествующих, то есть предлагались так называемые услуги "постоя". В XV веке постоялые дворы создавались при "ямах" — почтовых станциях, расположенных один от другого на расстоянии конного перехода.
Постоялые
дворы вдоль дорог
И только спустя определенное время развитие автомобильных перевозок вновь сделало необходимым возврат к традиционным гостиницам "вдоль дорог", представив их в новом облике - мотелей.
Первые гостиные дворы на Руси были учреждены в XII веке в Великом Новгороде. Размещение иностранных купцов проводилось по национальному признаку. В XII—XV веках в Новгороде существовали "готский", "немецкий", "датский" гостиные дворы, в Москве — "аглицкий", "греческий", "немецкий", "персидский", "армянский" и др.
Информация о работе История развития туризма и гостеприимства в России