История развития туризма и гостеприимства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:38, реферат

Краткое описание

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение.

Оглавление

План.

Введение

1. История развития туризма в России

2. История развития гостеприимства в России

3. Гостиничные цепи

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.80 Кб (Скачать)

     Российский  государственный  социальный университет

     Факультет социального управления 
 
 

                                                                                    Кафедра социального

     менеджмента и туризма 
 
 

     Реферат

                                 на тему:

     «История  развития туризма  и гостеприимства в России» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Выполнил:

                                                                                   . 

       

                                                      Проверил:  

                                     Москва 2011 год 
 
 
 

     План.

     Введение

     1. История развития туризма в  России

     2. История развития гостеприимства  в России

     3. Гостиничные цепи

     Заключение

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Значение  и роль туризма в наше время  для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить  невозможно.

     Первую  в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение.

     Индустрия туризма занимает важное место в  экономике большинства стран. Индустрия  туризма входит в число трех крупнейших экспорт-отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности.

     Развитие  индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В  настоящее время каждый пятнадцатый  человек на планете трудится в  сфере гостиничного и туристского  бизнеса.

     Туризм  можно рассматривать как фактор совершенствования качества жизни. В данном случае туристическая деятельность связана не только с прямым экономическим  эффектом в виде дополнительных доходов, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, но и с влиянием туризма на социально-психологическое  состояние человека, улучшение его  здоровья и уровня благосостояния. 
 
 
 
 
 

     1. История развития  туризма в России

     В истории развития туризма нет плавного течения.

     Отличительными  чертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизм средств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия. Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России. Третий этап – начало становления массового туризма. Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.  
 
 
 
 

     Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального  туризма.

     Можно выделить 5 этапов:

     Просветительский  (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

     Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

     Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно.

     С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию.

     При этом развитие туризма пошло чрезвычайно  быстро, экстенсивно – за счет включения  все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная  и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного  туризма. Одновременно к концу этого  периода в туризме обострились  противоречия, прежде всего из-за невозможности  удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело  к необходимости перехода к новой  системе социальных нормативов, что  и составило суть следующего этапа.

     Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

     Переходный  (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ: а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

     б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству.

     Активное  развитие малых и средних туристских предприятий; в) переход к использованию  природных ресурсов и культурного  наследия на основе экономических отношений;

     г) переход от административного регулирования  функций туристского хозяйства  к экономическому стимулированию туристского  рынка на новой законодательной  основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых  значительно выросли, поскольку  возможности дотаций практически  исчерпаны; многие предприятия народного  хозяйства остановились или перестали  приносить прибыль; спрос упал, население  не имеет необходимых средств  на отдых, но потребности остались.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. История развития гостеприимства в России.

     Древний период (IV тысячелетие до н.э. — 476 г. н.э.)

Упоминания  о первых предприятиях индустрии  гостеприимства, в которых предоставлялись  услуги как размещения, так и питания, тавернах, можно найти в манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного Рима. Среди таких документов — кодекс вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1700 г. до н.э.). Благодаря этим упоминаниям становится понятным, что таверны пользовались сомнительной репутацией, выполняя порой функции домов терпимости. Развитие торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий — постоялых дворов. Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. Позже Марко Поло говорил о них, что здесь «и королю остановиться не зазорно».

     Идея  первого в истории «ланча делового человека» принадлежит Секвию Локату, римскому трактирщику, который еще в 40 г. до н.э. значительно облегчил жизнь маклеров на галерной пристани, слишком занятых, чтобы сходить домой пообедать.

     После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха  развития индустрии гостеприимства.

 
 
 

                          

                         Средние века (V - XV вв. н.э.)

     В период раннего средневековья предоставлением  услуг гостеприимства для обыкновенных людей стали заниматься религиозные  заведения, да и акценты в обслуживании стали другими. В Англии, например, постоялые дворы, были теперь ориентированы уже не столько на путешествующих, сколько на пьющих. Если в те годы люди и путешествовали, то обычно их путешествия были связаны либо с королевским двором, либо с церковью. Большинство путешественников были миссионерами, священниками и пилигримами, путешествующими к святым местам. В связи с этим постоялые дворы, в которых люди останавливались на ночлег, стали строиться поближе к храмам и монастырям. Условия проживания оставались довольно примитивными, при этом постоялыми дворами управляли рабы, находящиеся в услужении у священников и настоятелей храмов.

     В Средние века люди стали путешествовать больше и соответственно увеличилось число придорожных постоялых дворов. По современным стандартам, они все еще оставались примитивными. Постояльцы часто спали вповалку на матрацах, разложенных на полу одной большой комнаты. Каждый ел то, что у него было с собой, либо покупал что-нибудь съестное у хозяина постоялого двора.

В XII—XIII веках постоялые дворы — предшественники первых гостиниц — появились на Руси. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом. Здесь также можно было разместить лошадей и транспортные средства путешествующих, то есть предлагались так называемые услуги "постоя". В XV веке постоялые дворы создавались при "ямах" — почтовых станциях, расположенных один от другого на расстоянии конного перехода.

     Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали  довольно долго, вплоть до середины XIX века, а кое-где и дольше. Их развитие было резко приостановлено в связи с появлением и распространением железных дорог.

     И только спустя определенное время развитие автомобильных перевозок вновь  сделало необходимым возврат  к традиционным гостиницам "вдоль  дорог", представив их в новом  облике - мотелей.

     Первые  гостиные дворы на Руси были учреждены  в XII веке в Великом Новгороде. Размещение иностранных купцов проводилось по национальному признаку. В XII—XV веках в Новгороде существовали "готский", "немецкий", "датский" гостиные дворы, в Москве — "аглицкий", "греческий", "немецкий", "персидский", "армянский" и др.

Информация о работе История развития туризма и гостеприимства в России