Развитие туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:20, отчет по практике

Краткое описание

Туризм является одним из приоритетных секторов экономики Республики Карелия. Реализация государственной республиканской политики в области развития туризма на основании применения мирового прогрессивного опыта, новых организационных форм и новых технологий (ИКТ, Интернет и т.д.) позволит постепенно изменить специализацию экономики республики на внешних рынках с производственно-сырьевой на развитие сферы высококачественных услуг, позволит создать условия для постепенного перехода к постиндустриальной модели развития Республики Карелия.

Оглавление

1. анализ состояния и тенденций развития туризма
в республике карелия
1.1. Объем и направленность туристских потоков
1.2. Развитие центров туристской активности в республике
1.3. Развитие туристской инфраструктуры
1.4. Доходы от туризма и инвестиции
2. SWOT-анализ развития туризма в Республике Карелия
3. Оценка конкурентных преимуществ и потенциал
и проблемы развития туризма в республике карелия
4. маркетинговый анализ туризма
4.1. Сегментация туристского рынка
4.2. Позиционирование и инвестиционные приоритеты развития
различных видов туризма для Республики Карелия
5. Стратегические цели, направления и мероприятия
по развитию туризма в рк. порядок реализации стратегии.
7. Мониторинг и индикаторы оценки реализации стратегии
8. Организационная схема реализации стратегии
и государственного регулирования развития
туризма в Республике Карелия

Файлы: 1 файл

Стратегия развития туризма в РК-2020.doc

— 972.00 Кб (Скачать)

 

Тенденции развития въездного и внутреннего туризма в России. Россия является страной, характеризующейся высоким туристско-рекреационным потенциалом. В тоже время туристские потоки по-разному формируются в различных регионах России. Основными потребителями туристских услуг являются регионы с наиболее высоким процентом городского населения. Большая часть поездок в целях туризма приходится на Центральный, Северо-Западный и Уральский регионы. Рост платежеспособности российских граждан привел к увеличению спроса на услуги и объекты рекреации в 2002 и 2003 гг. В последние годы наблюдается снижение туристских потоков в Российскую Федерацию, что во многом объясняется некоторым снижением интереса к стране со стороны иностранных туристов и несоответствием цен качеству предоставляемых услуг. В то же время происходит рост внутреннего туризма, что во многом объясняется возрождением российских туристских брэндов (Волга, Соловки, Валаам, Кижи и т.д.). Так, если в 1990-х гг. внутренний туризм переживал спад, то в последнее время наблюдается повышение интереса со стороны российских туристов.

 

Факторы туристской привлекательности Карелии. Учитывая современные тенденции развития как международного, так и внутреннего туристского рынка можно утверждать, что Республика Карелия обладает рядом существенных конкурентных преимуществ (факторов туристской привлекательности). К наиболее важным из них можно отнести:

       близость крупных городских агломераций г. Санкт–Петербурга и г. Москвы (которые можно рассматривать как один из целевых рынков сбыта);

       , протяженная граница с Европейским Союзом и значительный опыт международного сотрудничества (в том числе и в сфере туризма);

       достаточно развитая транспортная и приграничная инфраструктура;

       , благоприятная экологическая обстановка;

       и наличие всемирно известных памятников культурного наследия;

       разнообразие туристско-рекреационных ресурсов;

       , значительный образовательный потенциал в сфере туризма.

В настоящее время общий туристский поток на территорию Республики Карелия входит по трем направлениям: со стороны Санкт-Петербургаюжное направление (из Москвы и РФпоток представлен в основном российскими туристами и туристами из стран СНГ), западное направлениеиз Финляндии (туристы из стран дальнего зарубежья), северное направлениесо стороны Мурманска (российские туристы и туристы из стран дальнего зарубежья). При этом более 60% туристского потока дает южное направление. Западное направление характеризуется долей равной около 30% общего туристского потока. Северное направление дает не более 10% туристов. Кроме того, определенный объем реализации туристских и вспомогательных услуг формируется за счет карельских туристов – как правило, это туры выходного дня, деловой и краеведческий туризм, гостевой туризм к родственникам, а также рыболовные и охотничьи туры, отдых на природе.

 

Анализ туристского рынка. В связи с этим анализ рынка сбыта целесообразно проводить по следующим сегментам потребителейВ целях выделения целевых рынков, характеризующихся специфическими параметрами спроса, интересов, платежеспособности и культуры туристов, целесообразно анализ рынка провести по целевым группам туристов:

международные туристы;

, туристы из стран СНГ;

, российские туристы;

, карельские туристы.

 

Международные туристы.: Несмотря на некоторое снижение общего потока туристов в Российскую Федерацию, наблюдающееся в последние годы, Республика Карелия на протяжении достаточно длительного периода характеризуется устойчивым ростом потока международных туристов. Рассматривая перспективы развития международного туризма в Республике Карелия, прежде всего, следует отметить ее выгодное географическое положение, наличие протяженной границы с Финляндией, значительный опыт в сфере международного сотрудничества и реализации совместных проектов.

В тоже время в настоящее время со стороны иностранных граждан наблюдается сокращение деловых и профессиональных поездок, которое одновременно сопровождается увеличением доли поездок в целях отдыха. Доля поездок, совершаемых гражданами стран дальнего зарубежья, не входящих в СНГ, в деловых целях, за рассматриваемый периодпоследние пять лет сократилась в 2 раза. В целях рекреации, досуга и отдыха республику посетило в 2004 г. 83% иностранных граждан стран, не входящих в СНГболее 470 тыс. человек (2005 г.). Потенциальный размер рынка только скандинавских стран оценивается более чем в 3 млн. человек. Общий же потенциал рынка составляет более 15 млн. туристов.

Среди данной категории туристов самое значительное увеличение доли поездок в целях отдыха, что позволяет говорить об увеличении интереса к республике за рубежом. Изменение структуры спроса связано с формированием усилением туристской специализации территорииреспублики. Так, Ннапример, сокращение доли делового туризма со стороны посетителей республики из стран дальнего зарубежья, и одновременное увеличение количества посещений в целях досуга, рекреации и отдыха подтверждает факт увеличения интереса к Республике Карелия как к территории обладающей большим туристско-рекреационным потенциалом.

Учитывая долю данного сегмента и динамику увеличения туристских потоков, категорию граждан дальнего зарубежья можно рассматривать, как одну из наиболее перспективных. Но в тоже время ориентация на данный сегмент потребителей предъявляет достаточно высокие требования к качеству предоставляемых услуг, что в свою очередь требует развития туристской инфраструктуры и подготовки высококвалифицированных туристских кадров. Кроме того, развитие международного туризма требует активного продвижения как в целом брэнда республики, так и отдельных турпродуктов за рубежом. Результаты оценки потенциала целевой группы международных туристов и основные характеристики данного сегмента туристского рынка, а также направления и мероприятия по его освоению представлены в табл. 15.

 

Туристы из стран СНГ. Размер рынка (суммарная численность населения стран-членов СНГ) составляет 135,9 млн. человек. Из них наиболее привлекательная часть, активно участвующая в выездном туризме, составляет около 20 млн. человек. Положительными факторами увеличения туристских потоков из стран-членов СНГ являются отсутствие языковых барьеров, развитые экономические, научные и культурные связи, отсутствие визового режима и гибкий режим регистрации в России. Ограничивающим фактором является низкая платежеспособность туристов (преимущественно, туристы низкой ценовой категории).

Республика Карелия активно сотрудничает с наиболее перспективными с точки зрения развития туризма странами, среди которых: Армения, Украина, Беларусь. Данные страны являются наиболее густонаселенными и характеризуются открытой миграционной политикой. В 2004 г. гостиничными предприятиями Республики Карелия было размещено 2563 гражданина государств – участников СНГ, из них по целям поездок: досуг, рекреация и отдых – 1103, с деловыми и профессиональными целями – 1352 человека. Следует отметить, что туристы из стран СНГ в настоящее время занимают незначительную долю в общем туристском потоке (около 10%), кроме того в последние годы наблюдается снижение его мощности. Данный сегмент потребителей можно рассматривать в качестве перспективного с учетом роста деловых связей, проведения активной маркетинговой политики и обеспечения большей информационной доступности карельских турпродуктов. Результаты оценки потенциала целевой группы туристов из стран СНГ и основные характеристики данного сегмента туристского рынка, а также направления и мероприятия по его освоению представлены в табл. 15.

 

Российские туристы. Туристский поток из других регионов Российской Федерации можно разделить на две составляющие:

       граждане России, приезжающие в республику с целью туризма;

       граждане России, приезжающие в Карелию транзитом.

Доля российских туристов в общем объеме туристского потока составляет около 80% (в 2004 г. она составила 78%), из них большую часть составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга, центральных регионов России. Потенциальный объем рынка российских туристов составляет более 20 млн. человек (прежде всего за счет жителей Санкт-Петербурга, Москвы и центральных регионов). Численность размещенных гостиничными предприятиями республики граждан России в 2004 году составила 123633 чел., из них по путевкам – 16723 чел. В том числе в целях досуга, рекреации и отдыха – 44814, или 36% от общего количества (прирост по сравнению с 2003 г. составил 113,5%), деловых и профессиональных целях – 71655 чел. (58%), лечение и профилактика – 97 чел.[5] Таким образом, наблюдается тенденция увеличения спроса на местные турпродукты со стороны российских туристов, в то же время изменяется структура спроса: увеличилось количество посещений в целях досуга, рекреации и отдыха, что позволяет говорить о растущем интересе к Республике Карелия как к территории, обладающей богатыми туристско-рекреационными ресурсами.

Очевидным является тот факт, что близость Санкт-Петербурга оказывает непосредственное влияние на объем и структуру спроса на туристские услуги в Республике Карелия. Данное обстоятельство может выступать в качестве фактора, позволяющего повысить конкурентоспособность местных турпродуктов за счет реализации совместных транспортных проектов и проектов в области туризма. Реализация совместных с туроператорами Санкт-Петербурга проектов возможна в рамках единой «Стратегии развития туризма в Северо-Западном регионе России», которая позволит избежать нерационального дублирования туристских программ, инвестиционных проектов, а также может стать основой для формирования единого бренда для Северо-Запада.

Перспективным направлением с точки зрения привлечения российских туристов является круизный речной туризм. Ежегодно речные круизные суда совершают около 500 судозаходов в Санкт-Петербург, перевозя более 250000 пассажиров. В настоящее время особой популярностью у российских туристов пользуются речные маршруты на комфортабельных судах из Санкт-Петербурга на Валаам и Кижи, что обеспечивает значительную долю туристского потока в данные туристские центры.

В среднем из Санкт-Петербурга за границу выезжают 500-600 тыс. человек в год. Одним из главных факторов формирования спроса является цена туров. Кроме того, сокращается их продолжительность, что обуславливает перспективность непродолжительных туров и туров выходного дня. В связи с этим близость Республики Карелия для данного рынка позволяет прогнозировать дальнейший рост спроса на местные турпродукты. В то же время для карельских туроператоров существует возможность выхода на этот рынок с турпродуктами, ориентированными на индивидуальный и элитный туризм.

В настоящее время наиболее динамично развивается зимний выездной туризм, темпами, почти в полтора раза опережающими расширение российского рынка путешествий в целом[6]. В этих условиях перспективным направлением в Республике Карелия является разработка туристских продуктов, связанных с зимними видами отдыха и снижение за счет этого сезонной неравномерности спроса. Основными конкурентами на рынке выступают Финляндия и Эстония, однако присоединение данных государств к Евросоюзу привело к подорожанию туров, поэтому эффективная ценовая политика наряду с повышением качества предоставляемых услуг могут стать основой для расширения доли рынка карельскими туроператорами и привлечения дополнительных потоков из Москвы и Санкт-Петербурга в зимнее время. Результаты оценки потенциала целевой группы Российских туристов и основные характеристики данного сегмента туристского рынка, а также направления и мероприятия по его освоению представлены в табл. 15.

 

Карельские туристы. Республика Карелия обладает значительным потенциалом для развития туризма, ориентированного на жителей республики. Прежде всего этот потенциал выражается в реализации туров выходного дня, краеведческих туров, развития активных видов отдыха на природе, организации экологического туризма, выездов в лес (сбор даров леса).

В последнее время отмечается увеличение мощности выездного туристского потока. Так, например, если в 2002 году количество туристов, отправленных турфирмами на отдых за пределы республики, составило 1615 человек, то в 2004 году этот показатель был в 5 раз больше – 8099 человек. Данный факт объясняется ростом реальных доходов населения республики, изменением структуры потребительского спроса, увеличением потребности в отдыхе и повышением мобильности населения. В среднем на 10000 человек населения в республике отправлено турфирмами в зарубежные туры 115 человек, что более чем в два раза превышает аналогичные показатели по другим регионам Северо-Западного Федерального округа (Республика Коми – 53 человека, Архангельская область – 42 человека, Вологодская область – 50 человек, Мурманская область – 56 человек). Данное обстоятельство позволяет говорить о потенциальной возможности обслуживания не только туристов, приезжающих из-за пределов республики, но и расширения ассортимента туров выходного дня, ориентированных на жителей республики. Развитие таких туров не требует развитой туристской инфраструктуры и предоставления высококачественных услуг, а потому не является инвестиционно емким. При этом данные туры могут быть организованы поблизости от городских населенных пунктов. В связи с этим одним из направлений маркетинговой политики является разработка туров, связанных с непродолжительным отдыхом (семейный отдых, познавательные, экстремальные туры, рафтинг, велосипедные прогулки). Кроме того, доля городского населения республики превышает 75%, что делает актуальным развитие сельского туризма.

Информация о работе Развитие туризма в России