Международный туризм и его развитие в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании международного туристского рынка в России, его особенностей и факторов, влияющих на его развитие.

В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

•определить понятие международного туризма;
•рассмотреть классификацию международного туризма;
•изучить историю развития международного туризма в РФ;
•дать перечень основных международных туристских организаций и определить их место в российской туристской индустрии;
•проанализировать состояние международного туризма в России на современном этапе, особенности, отрицательные факторы, тормозящие развитие;
•выявить основные направления развития международного туризма в России;
•проанализировать особенности государственного регулирования международного туризма в РФ.

Оглавление

Введение 2

1 Международный туризм: понятие и классификация, история развития. 5

1.1 Понятие и классификация международного туризма. 5

1.2 Исторический экскурс в развитие туризма в России. 9

1.3 Международные туристские организации и их место в российской туристской индустрии 11

2 Анализ современного состояния и перспективы международного туристского рынка в России. 13

2.1 Характеристика и основные направления международного туризма в России 13

2.2 Государственное регулирование международного туризма в РФ…………………………………………………………………………….15

2.3 Современное состояние и перспективы развития международного туризма в России 22

Заключение 30

Литература 31

Файлы: 1 файл

Конфетка ^^ - копия (2).docx

— 103.38 Кб (Скачать)
 
 

       «Международный туризм и его развитие в современной России»

 

Содержание

     Введение 2

     1 Международный туризм: понятие и классификация, история развития. 5

     1.1 Понятие и классификация международного туризма. 5

     1.2 Исторический экскурс в развитие туризма в России. 9

     1.3 Международные туристские организации и их место в российской туристской индустрии 11

     2 Анализ современного состояния и перспективы международного туристского рынка в России. 13

     2.1 Характеристика и основные направления международного туризма в России 13

     2.2 Государственное регулирование международного туризма в РФ…………………………………………………………………………….15

     2.3 Современное состояние и перспективы развития международного туризма в России 22

     Заключение 30

     Литература 31

 

    Введение

     Международный туризм представляет собой сложную  и комплексную сферу мировой  экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов. Во многих странах туризм стал одним из главных факторов в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений, благодаря которому поддерживаются высокий уровень экономического развития и благосостояние граждан.

     Туристский  бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

     Также международный туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур, дает знания об исторических ценностях других стран.

     Российская  Федерация обладает огромной привлекательностью для туристов благодаря своей огромной территории, множеством исторических мест, достопримечательностей. Несмотря на такой потенциал, Россия в силу многих причин занимает незначительное место на мировом туристском рынке. 

     Цель работы заключается в исследовании международного туристского рынка в России, его особенностей и факторов, влияющих на его развитие.

     В соответствии с поставленной целью  в работе были сформулированы и решены  следующие задачи:

  • определить понятие международного туризма;
  • рассмотреть классификацию международного туризма;
  • изучить историю развития международного туризма в РФ;
  • дать перечень основных международных туристских организаций и определить их место в российской туристской индустрии;
  • проанализировать состояние международного туризма в России на современном этапе, особенности, отрицательные факторы, тормозящие развитие;
  • выявить основные направления развития международного туризма в России;
  • проанализировать особенности государственного регулирования международного туризма в РФ.

     Объектом  исследования являются особенности развития международного туризма в России.

     Предметом исследования является современное состояние международного туризма в России, в том числе его проблемы и перспективы.

     Тема  «Международный туризм и его развитие в современной России»,  на мой взгляд, является крайне актуальной на сегодняшний день. Существует множество факторов, тормозящих развитие международного туризма в России. Устранив ряд этих факторов, наша страна имеет возможность занять одну из главных позиций на мировой туристской арене.

     Информационной  базой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам  развития международного туризма как в зарубежных странах, так и в России: Александровой А. Ю., Овчарова А.О., Папиряна Г.А. и других. Также использовались статистические данные международных туристских организаций и федеральной службы государственной статистики РФ, данные периодической печати и сети Интернет. В работе нашли отражение федеральные законы по туризму, правовые акты РФ и нормативные документы.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, содержит 2 таблицы, 1 графика.

     Первая  глава «Международный туризм: понятие и классификация, история развития» посвящена рассмотрению определения международный туризм, его классификации, историческому экскурсу в развитие международного туризма в России, определению международных организации, в которые входит РФ. Вторая глава под названием «Анализ современного состояния и перспективы международного туризма» посвящена анализу текущего состояния международного туризма в России, его проблем и перспектив, особенностям государственного управления в сфере туризма в нашей стране.

     Основные  выводы исследования сформулированы в  заключении. 

 

  1. Международный туризм: понятие и классификация, история развития.
    1. Понятие и классификация  международного туризма.

     В последнее время туризм получил  значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его  развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и  народами мира. Массовое развитие туризма  позволяет миллионам людей расширить  знания по истории своего Отечества  и других стран, познакомиться с  достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

     С экономической точки зрения туризм - это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).1

     Одно из первых определений туризма принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций (1937 г.). Оно получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми, более поздними поправками. В последние десятилетия проблема определения туриста обсуждалась на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950 г.; Лондон, 1957 г.), на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963г.), конгрессе Всемирной Туристской Организации (ВТО) (Манила, 1986г.)2.

     В Гаагской декларации 1989г.отмечается, что «туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей и:

     а) включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;

     б) представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;

     в) должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе. Поэтому парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью обеспечения его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».

     Туризм, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания4.

     В юридической литературе международный туризм определяется следующим образом – это поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев5.

     Так же, есть определение туризма, как деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания6.

       В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему, турист - это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».7

     Автор книги «Экономика и статистика туризма» Яковлев Г.А. дает следующее определение  международного туризма: «систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Международный туризм осуществляется на основе межгосударственных договоров».8

     Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» также дает определение международного туризма:

  • туризм международный — туризм выездной или въездной;
  • туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
  • туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

     По целям туризма можно выделить два основных вида туризма:

  • рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя: оздоровительный, познавательный и спортивный виды.
  • деловой туризм — в его сферу входят бизнес-туры, конгресс-туры, шопинг-туры.

     Автор книги «Международный туризм. География туристских ресурсов мира» Е.А.Окладникова предлагает следующую классификацию по форме туризма9:

  • Религиозный паломнический туризм (хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями);
  • Светские паломничества (наиболее распространенной формой этого паломничества можно считать поездки и походы по литературным местам);
  • Хэппэнинг, или событийный туризм, как форма паломнического туризма (зрелищно-развлекательный туризм, включающий программы посещения фестивалей, карнавалов, ярмарок, дней городов и т.д.);
  • Молодежный туризм;
  • Семейный туризм;
  • Бизнес-туры (также входят конгресс-туры, шопинг-туры);
  • Интеллектуальный и познавательный туризм;
  • Научный туризм (поездки групп туристов с целью участие в различных мероприятиях: конференциях, симпозиумах, съездов, конгрессов)
    1. Исторический  экскурс в развитие туризма в России.

Информация о работе Международный туризм и его развитие в современной России