Международный туризм и его развитие в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании международного туристского рынка в России, его особенностей и факторов, влияющих на его развитие.

В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

•определить понятие международного туризма;
•рассмотреть классификацию международного туризма;
•изучить историю развития международного туризма в РФ;
•дать перечень основных международных туристских организаций и определить их место в российской туристской индустрии;
•проанализировать состояние международного туризма в России на современном этапе, особенности, отрицательные факторы, тормозящие развитие;
•выявить основные направления развития международного туризма в России;
•проанализировать особенности государственного регулирования международного туризма в РФ.

Оглавление

Введение 2

1 Международный туризм: понятие и классификация, история развития. 5

1.1 Понятие и классификация международного туризма. 5

1.2 Исторический экскурс в развитие туризма в России. 9

1.3 Международные туристские организации и их место в российской туристской индустрии 11

2 Анализ современного состояния и перспективы международного туристского рынка в России. 13

2.1 Характеристика и основные направления международного туризма в России 13

2.2 Государственное регулирование международного туризма в РФ…………………………………………………………………………….15

2.3 Современное состояние и перспективы развития международного туризма в России 22

Заключение 30

Литература 31

Файлы: 1 файл

Конфетка ^^ - копия (2).docx

— 103.38 Кб (Скачать)

     Оценка  современного состояния внутреннего  туризма показывает недостаточный  уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного и внутреннего туризма в РФ, в настоящее время являются17:

  • образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
  • действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в РФ;
  • неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
  • отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
  • практическое отсутствие до 2002г. государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей России в стране и за рубежом;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
  • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

     Рассмотрим въездные туристские потоки за последние 5 лет, в приведенной ниже  таблице:

 

     

     Таблица 3 Въезд иностранных туристов в Россию с 2005-2009 года (тыс поездок)18

     
 Страна  2005  2006  2007  2008  2009
 Германия  313,5  328,6  345,7  332,8  333,9
 Китай  204,2  157,4  129,7  127,2  115,9
 Финляндия  175,6  148,2  153,1  141,0  149,9
 США  156,7  225,0  172,4  185,9  183,2
 Италия  125,3  116,0  130,0  143,5  113,5
 Великобритания   119,0  124,2  130,6  142,0  150,9
 Франция  109,3  102,5  112,8  103,2  94,2
 Испания  60,2  53,9  79,5  105,7  95,1
 Япония  50,8  59,6  45,1  44,4  39,3
 Швеция  45,8  31,0  26,0  24,9  28,3
 Южная Корея  43,3  43,0  48,8  47,3  35,2
 Нидерланды  32,7  29,0  33,7  35,4  31,9
 Израиль  30,4  27,1  31,3  32,7  46,5
 Австрия  29,1  24,4  29,8  24,8  31,4
 Швейцария  21,3  27,4  27,1  23,8  26,2
 Норвегия   21,2  23,7  26,1  34,3  27,9
 Бельгия  19,9  19,3  22,7  18,8  17,2
 Греция  17,6  16,9  21,7  23,0  23,4
 Дания  17,1  18,7  20,6  19,7  15,1
 Австралия  14,7  19,5  26,2  26,1  22,4
 Канада  13,5  23,5  26,7  44,2  43,6
 Всего въехало с целью  туризма  2384,6    2433,0    2213,6    2295,1    2100,6  

     Всего в 2009 году в Россию въехало 2100,6  тыс. иностранных граждан, что на 8,5% меньше чем в прошлом году и на 11% меньше чем 2005 г. Наименьшее значение по данному показателю продемонстрировала Дания – 15,1 тыс.поездок и по сравнению с прошлым годом снижение на 23,3%. Но наибольший процент снижения показала Южная Корея (-25,6%). Первые места занимают такие страны, как Германия (333,9 тыс.поездок и изменение по сравнению с предыдущим годом меньше 1%), США (183, 2 тыс.поездок в Россию, изменения также незначительны около -1,5%), Великобритания (150,9 тыс.поездок, по сравнению с 2008 годом поток туристов снизился на 6,3%). Такие страны, как Израиль (42,2%), Австрия (26,6%) продемонстрировали положительную динамику.

     Согласно  «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» для формирования более эффективного конкурентоспособного Российского туристического рынка необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

  • совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  • развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт,  общественное питание, индустрия развлечений и др.);
  • создание новых приоритетных туристских центров;
  • рекламно-информационное  имиджевое продвижение России  как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
  • повышение качества туристских и сопутствующих услуг;
  • совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;
  • обеспечение условий для личной безопасности туристов.

     По  прогнозам ВТО в ближайшие  десятилетия темпы роста объемов  туризма сохранятся. Так, к 2020 г. число  международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению  к 2000 г. — с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок. Еще более значительно — в 4,2 раза, — должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн долл. США. Несмотря на свой высокий туристский потенциал, Российская Федерация пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке.19

 

    Заключение

     Туризм  стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления  и др. Наряду с высоким экономическим  потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние  на занятость населения. Именно поэтому это одна из ведущих отраслей национальной экономики.

     В России туристская деятельность находится на стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью, однако динамика туристического рынка России свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов, в том числе и иностранных. Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности до последнего времени использовались в совершенно недостаточной степени, что не давало высокой конкурентоспособности на мировом рынке. Существует множество факторов, тормозящих развитие международного туризма в России: в первую очередь это имидж страны, как неблагоприятной для туризма, невысокое развитие инфраструктуры, низкий уровень гостиниц, отелей, по сравнению с заграничными, несоответствие цены и качества. И для перехода России на новый уровень на туристском рынке она должна предпринять множество мер, таких как, например, изменение нормативно-правовой базы, эффективная рекламная деятельность, улучшение инфраструктуры, создание специальных экономических зон туристско-рекреационного типа повышение личной безопасности туристов.

     Исследования  ВТО дают возможность утверждать, что темпы развития сохраняться  и в дальнейшем. И по прогнозам в период с 2000 до 2020 года общее количество прибытий в страну возрастет больше чем в 2 раза.  
Литература

  1. UNWTO World Tourism Barometer. V. 5. June 2007. N 2. P. 8 - 9, 11.
  2. Александрова А. Ю. Международный туризм. –М., 2004. – 346 с.
  3. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. – М.: Международные отношения. – 1986. – с.172.
  4. Большая Советская Энциклопедия//режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article112939.html
  5. Международное право: учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2005. – с.776.
  6. Межпарламентская конференция по туризму Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г.
  7. Овчаров А.О. Развитие международного туризма: факторы риска. - // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 9.
  8. Окладникова Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. – М. – СПб., 2002. – 384 с.
  9. Определение Статистической комиссии ЭКОСОС (TSG/18 от 13 октября 2000 г.)
  10. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.
  11. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. – М, 2008.
  12. Труды Академии туризма, выпуск 4. Сериальное научное издание.  СПб.: Невский Фонд, 2002. – 199 с.
  13. Труды Академии туризма, выпуск 5. Сериальное научное издание.  СПб.: Невский Фонд, 2003. – 346 с.
  14. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49)
  15. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма. – М., 2005. 376 с.

    Интернет-ресурсы:  

  1. Сайт КИБИРЕВА Б.Г. - История туризма в России// режим доступа: http://www.duma.gov.ru/search/dppage/99102806/tur_rus.htm
  2. Совет Федерации/Мероприятия/Круглые столы/«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА»// режим доступа: http://council.gov.ru/print/events/roundtbl/item/27/recommend.html
  3. Факультет Международного Туризма Московского Института Иностранных Языков// режим доступа: http://www.mosobr.ru/organisations 
  4. Ежедневная электронная газета союза индустрии// режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_24032010_1.stm
  5. Федеральное агенство по туризму// режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140243/

Информация о работе Международный туризм и его развитие в современной России