Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:15, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании международного туристского рынка в России, его особенностей и факторов, влияющих на его развитие.
В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
•определить понятие международного туризма;
•рассмотреть классификацию международного туризма;
•изучить историю развития международного туризма в РФ;
•дать перечень основных международных туристских организаций и определить их место в российской туристской индустрии;
•проанализировать состояние международного туризма в России на современном этапе, особенности, отрицательные факторы, тормозящие развитие;
•выявить основные направления развития международного туризма в России;
•проанализировать особенности государственного регулирования международного туризма в РФ.
Введение 2
1 Международный туризм: понятие и классификация, история развития. 5
1.1 Понятие и классификация международного туризма. 5
1.2 Исторический экскурс в развитие туризма в России. 9
1.3 Международные туристские организации и их место в российской туристской индустрии 11
2 Анализ современного состояния и перспективы международного туристского рынка в России. 13
2.1 Характеристика и основные направления международного туризма в России 13
2.2 Государственное регулирование международного туризма в РФ…………………………………………………………………………….15
2.3 Современное состояние и перспективы развития международного туризма в России 22
Заключение 30
Литература 31
Туризм имеет свою историю развития. История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин - археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.
История российского туризма имеет свою линию развития. В таблице, представленной ниже, дается перечень основных периодов развития туризма в России и их характеристика.
Таблица 1. Хронология развития деятельности международного туризма в России
Название периода | Особенности, основные направления |
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (ДО 90-х г. XIX в.) | путешествия с
торговыми, политическими, познавательными
и религиозными целями;
паломнические путешествия; поездки с целью лечения и оздоровления; образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. |
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1890-1917г.г.). | характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий. |
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В 1917-1930г.г. | создание мелких
и средних коммерческих предприятий туристской
направленности;
формирование рынка туристских услуг; создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть; формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции; появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ. |
ОРГАНИЗАЦИОННО- |
восстановления
разрушенного войной туристского хозяйства;
создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря); лимитирование, ограничение внешнего (выездного) туризма. |
АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД (1970-1990г.г.) | развитие туризма
в условиях жесткого нормирования и планирования;
распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; создание научной основы изучения туризма. |
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.) | переход от монопольного
хозяйства к многоукладному (туристские
предприятия становятся собственностью
разных владельцев);
формирование туристского рынка на основе новых законов; использование
туристских ресурсов в условиях рынка
на основе новых экономических и правовых
отношениях; невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга. |
Таблица
составлена автором
на основе материалов
сайта http://www.duma.gov.ru/search/
На сегодняшний день существует десятки видов всевозможных туристских организаций, в том числе и международных. Самой известной является Всемирная Туристская Организация (ЮНВТО), специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира ЮНВТО находится в Мадриде, данная организация играет важную роль в продвижении и развитии туристского рынка.
Туристские организации представляют собой различные коммерческие и некоммерческие учреждения (фирмы, бюро, агентства и т.п.), обеспечивающие подготовку и проведение туристских путешествий; а также ассоциации, союзы и др. объединения, способствующие развитию туризма на национальном и международном уровнях; правительственные учреждения, определяющие государственную политику в области туризма; межгосударственные объединения, содействующие туристскому движению.10
Членство и участие в международных туристских организациях дает возможность российским туристским предприятиям проводить наиболее результативную маркетинговую политику своего продукта на внешнем рынке, увеличивать количество потенциальных клиентов, обмениваться опытом ведения туристской деятельности с зарубежными туристскими предприятиями.
Российские туристские организации активно сотрудничают с такими международными организациями, как11:
Международная гостиничная ассоциация (IHA) объединяет предпринимателей гостиничного бизнеса разных стран в целях развития их сотрудничества в вопросах повышения качества услуг, внедрения современных технологий и стандартов обслуживания, повышения профессионализма гостиничного персонала и др.
Международная ассоциация экспертов по туризму (AIEST) объединяет в качестве индивидуальных членов лица, занимающиеся научной деятельностью в области туризма или способствующие ей, а в качестве ассоциированных членов – организации и учреждения, заинтересованные в деятельности Ассоциации. Организация имеет характер научного общества и ставит своей целью поддержку научной деятельности своих членов, обеспечивая обмен документацией и опытом, поддерживая деятельность туристских научных учреждений и центров по подготовке туристских кадров. Секретариат находится в Берне (Швейцария).
Европейская туристская комиссия (ETC) Ее членами являются национальные туристские организации 23 европейских стран. Цель организации – способствовать развитию иностранного туризма в Европу, особенно из США, Канады, Японии, а также внутриевропейского туризма. Секретариат Комиссии находится в Дублине (Ирландия).
Объединение европейских туристских фирм-оптовиков (GOETO) В Объединении существует шесть категорий членства: сотрудники фирм-туроператоров со стажем работы не менее 25 лет, затем – не менее 10 лет; члены-основатели, завершившие работу в туризме; присоединившиеся члены с пятилетним стажем работы; ассоциированные члены с пятилетним стажем работы в организациях, связанных с туризмом; почетные члены, избираемые Советом GOETO. Цель – обмен информацией и осуществление контактов между туристскими предприятиями. Секретариат находится в Каннах (Франция).
Всемирная ассоциация туристских агентств (WATA) В ней принимают участие туристские агентства разных стран по установленной форме представительства. Основной целью является стимулирование деятельности туристских агентств, защита их интересов перед туроператорами и транспортными компаниями.
Международная федерация туроператоров (IFTO) В нее входят ассоциации туроператоров и отдельные туроператорские фирмы разных стран. Занимается общими вопросами развития международного туризма. Особое внимание уделяет защите интересов туроператорского бизнеса.
Международная организация по профессиональному обучению в области туризма (AMFORT) Создана в 1969 г. с целью совершенствования методов профессиональной туристской подготовки, упорядочения и стандартизации программ, внедрения технических средств обучения. Членами организации являются исследовательские центры и учебные заведения, официальные туристские организации и предприятия, специалисты, работающие в сфере туризма. По инициативе AMFORT выпущено международное удостоверение специалиста в области туризма. Секретариат находится в Мадриде (Испания).
Международный Институт Унификации Частного Права (УНИДРУА) является независимой межправительственной организацией, которая располагается в Villa Aldobrandini в Риме. Целью организации является изучение необходимых методов модернизации, гармонизации и координации частного и, в особенности, коммерческого права между государствами и группами государств.
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс км и почти на 3 тыс км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.
Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма (альпинизма, спелеотуризма, пеших походов, рафтинга по "кипящим" горным рекам и горнолыжного туризма, маунтинбайка, полетов на дельтоплане), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод.
Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена созданы для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Моря северо-запада страны - одно из направлений круизного туризма. Многочисленные озера, как правило, живописны и чисты. Причем вода в них чиста не только внешне: в Карелии и на Байкале ее вполне можно пить.
Леса центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров.
Кроме
природных и историко-
По данным Федерального агентства по туризму въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются:
Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.
Международный туризм может развиваться по всем направлениям, перечисленным выше, так как Россия обладает огромными территориальными ресурсами, имеет большие природные богатства, множество исторических мест, достопримечательностей.
В
советское время широкое
Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами.
Существуют разные средства, с помощью которых государство может регулировать цены на туристскую продукцию. Во-первых, многие достопримечательности в стране находятся в сфере влияния государственного сектора, большинство авиакомпаний контролируется государством, а во многих развивающихся странах даже гостиницы принадлежат государству. Как правило, социальная инфраструктура и транспортные сети считаются естественными монополиями, и если они не принадлежат государству, то должны по крайней мере им контролироваться. Косвенно государство может повлиять на цену с помощью экономических рычагов (например, используя валютный контроль, который может привести к ограничению обмена валюты, в результате чего туристы вынуждены будут менять валюту по завышенной цене и тем самым увеличивать реальную цену путешествия); с помощью налогов от продаж, открытия магазинов в таможенных зонах и т.д.
Государство может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Эта мера особенно часто применяется в гостиничном бизнесе, когда количество предлагаемых номеров превосходит спрос и с помощью регулирования цен правительство не может устранить этот дисбаланс. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.
Информация о работе Международный туризм и его развитие в современной России