Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:15, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании международного туристского рынка в России, его особенностей и факторов, влияющих на его развитие.
В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
•определить понятие международного туризма;
•рассмотреть классификацию международного туризма;
•изучить историю развития международного туризма в РФ;
•дать перечень основных международных туристских организаций и определить их место в российской туристской индустрии;
•проанализировать состояние международного туризма в России на современном этапе, особенности, отрицательные факторы, тормозящие развитие;
•выявить основные направления развития международного туризма в России;
•проанализировать особенности государственного регулирования международного туризма в РФ.
Введение 2
1 Международный туризм: понятие и классификация, история развития. 5
1.1 Понятие и классификация международного туризма. 5
1.2 Исторический экскурс в развитие туризма в России. 9
1.3 Международные туристские организации и их место в российской туристской индустрии 11
2 Анализ современного состояния и перспективы международного туристского рынка в России. 13
2.1 Характеристика и основные направления международного туризма в России 13
2.2 Государственное регулирование международного туризма в РФ…………………………………………………………………………….15
2.3 Современное состояние и перспективы развития международного туризма в России 22
Заключение 30
Литература 31
В отличие от управления спросом, нацеленным на выбор туристов и регулирование цен, государственное регулирование предложения связано с воздействием на продавцов туристских услуг. Для управления предложением государство использует следующие методы: исследование рынка и планирование, регулирование рынка, планирование и контроль за использованием земли, жилищное регулирование, налоги, инвестиции. Государство проводит исследование рынка с помощью сбора статистического материала и мониторинга изменений, происходящих в туризме, с целью определения выгоды и издержек туризма.
Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, в казино, где государство может забрать около половины выручки, и т.д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, следовательно, и доходы. Например, налог на проживание заставляет владельцев гостиниц поднимать цены на обслуживание, что может привести к снижению спроса на гостиничные услуги и тем самым может снизить доходы тех же гостиниц.
Государственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов государственных инвестиций можно выделить:
Инвестирование в туристскую отрасль - очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие секторы экономики.12
Федеральные законы:
.
Правовые акты Президента РФ и Правительства РФ:
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
Правовые акты Федерального агентства по туризму:
В
настоящее время одной из самой
перспективной программы
Реализация Федерального закона «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призвана обеспечить проведение на высшем уровне зимних Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Россию в целом. 13
В соответствии с ролью туризма в возрождении экономического потенциала страны Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что главным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Анализ современного состояния туристского рынка в России показывает, что основными странами, поставляющими туристов в нашу страну, являются Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея, из которой в Россию в 2001 г. прибыло на 37% больше туристов, чем в 2000 г.14
Общемировые перспективы развития туризма
Для 2020 г. будет характерно проникновение технологии во все аспекты жизни человека. В этой связи люди будут искать «человеческие контакты», и туризм является одним из важнейших путей их обеспечения.
В исследовании «Панорама 2020» прогнозируется, что к 2020 г. в мире ежегодно будет около 1,6 млрд. международных туристских прибытий, благодаря которым поступления от международного туризма составят свыше 2 трлн. долл. США. Эти цифры представляют собой устойчивые ежегодные темпы роста прибытий и поступлений в 4,1 и 6,7% соответственно, что намного выше максимального роста на 3% в год мировой экономики в целом.
Ведущие принимающие страны в 2020 г.: 1. Китай. 2. Франция. 3. США. ... 9. Россия. Ведущие направляющие страны в 2020 г.: 1. Германия. 2. Япония. 3. США. 4. Китай. ... 10. Россия.
Главными факторами, определяющими рост динамики туризма на ближайшие годы, являются15:
- процессы мировой глобализации и интеграции, которые создают объективные предпосылки роста делового и образовательного видов туризма, вовлекающего в свою орбиту и другие слои населения;
-
глобальная информатизация
-
появление нового, пока еще не
в полной мере изученного
Глобальный процесс роста мирового туризма распространяется неравномерно между существующими рекреационно-туристскими центрами. На него оказывает влияние множество факторов, к числу которых можно отнести удаленность туристских дестинаций от обычной среды проживания, конкурентоспособность национальной туристской индустрии, колебания курса валют, наличие культурно-исторических и природных памятников, развитость системы аттракции и т. д. Для России особое значение имеет степень интегрированности национальной экономики в международную торговлю товарами и услугами. Экономическая изоляция была характерна для советского периода нашей страны. Она не могла не сказаться и на характере туризма, который в целом ориентировался на внутренний санаторно-курортный комплекс и лишь в ограниченном объеме экспортировал туристские услуги. Ситуация стала меняться с началом институциональных преобразований, и постепенно российский рынок завоевал себе достойное место на мировой арене. В рейтинге UNWTO, составленном по итогам 2006 г., Россия занимает 9-е место в мире по международным туристским расходам, 10-е место - по международным прибытиям, но лишь 30-е место - по поступлениям от международного туризма16.
Диаграмма 1 Доля России в мировых туристских прибытиях, доходах и расходах, в %
Диаграмма составлена автором по материалам статьи Овчарова А.О. Развитие международного туризма: факторы риска. - // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 9.
Динамика туристских показателей в относительном выражении показана в диаграмме 1. За 2000 - 2007 гг. доля туристских доходов и расходов России в соответствующих общемировых показателях возросла, наибольшее значение по показателю туристские доходы достигался в 2006 году и был равен 0,95%, по показателю туристские расходы составлял 2,62% в 2004 году. Однако одновременно наблюдалось сокращение доли нашей страны в международных прибытиях, с 2000 до 2007 года значение снизилось с 2,81% до 2,29%. Это относительное уменьшение въездных потоков является весьма существенной угрозой для внутреннего рекреационного потенциала. Международные потоки постепенно переориентируются с России на другие дестинаций. Такие страны, как Нидерланды, Португалия, ЮАР обладают гораздо меньшими туристскими ресурсами, но находятся на более высоких строках рейтинга международных доходов от туризма (соответственно, 18-е, 23-е и 26-е места). Показатели же ведущих мировых туристских дестинаций абсолютно несопоставимы с Россией. Самый существенный разрыв наблюдается по размерам туристских поступлений с США: среднегодовая разница за рассматриваемый период колебалась в пределах 60 - 80 млрд. долл. Очевидно, что Россия сегодня очень трудно конкурировать с фаворитами мировой туристской индустрии. Имея конкурентоспособные туристские ресурсы, Россия пока не в состоянии использовать их в полном объеме.
Информация о работе Международный туризм и его развитие в современной России