Международный туризм и его развитие в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании международного туристского рынка в России, его особенностей и факторов, влияющих на его развитие.

В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

•определить понятие международного туризма;
•рассмотреть классификацию международного туризма;
•изучить историю развития международного туризма в РФ;
•дать перечень основных международных туристских организаций и определить их место в российской туристской индустрии;
•проанализировать состояние международного туризма в России на современном этапе, особенности, отрицательные факторы, тормозящие развитие;
•выявить основные направления развития международного туризма в России;
•проанализировать особенности государственного регулирования международного туризма в РФ.

Оглавление

Введение 2

1 Международный туризм: понятие и классификация, история развития. 5

1.1 Понятие и классификация международного туризма. 5

1.2 Исторический экскурс в развитие туризма в России. 9

1.3 Международные туристские организации и их место в российской туристской индустрии 11

2 Анализ современного состояния и перспективы международного туристского рынка в России. 13

2.1 Характеристика и основные направления международного туризма в России 13

2.2 Государственное регулирование международного туризма в РФ…………………………………………………………………………….15

2.3 Современное состояние и перспективы развития международного туризма в России 22

Заключение 30

Литература 31

Файлы: 1 файл

Конфетка ^^ - копия (2).docx

— 103.38 Кб (Скачать)

     В отличие от управления спросом, нацеленным на выбор туристов и регулирование цен, государственное регулирование предложения связано с воздействием на продавцов туристских услуг. Для управления предложением государство использует следующие методы: исследование рынка и планирование, регулирование рынка, планирование и контроль за использованием земли, жилищное регулирование, налоги, инвестиции. Государство проводит исследование рынка с помощью сбора статистического материала и мониторинга изменений, происходящих в туризме, с целью определения выгоды и издержек туризма.

     Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, в казино, где государство может забрать около половины выручки, и т.д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, следовательно, и доходы. Например, налог на проживание заставляет владельцев гостиниц поднимать цены на обслуживание, что может привести к снижению спроса на гостиничные услуги и тем самым может снизить доходы тех же гостиниц.

     Государственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов государственных инвестиций можно выделить:

    • снижение цены инвестиций в туристские проекты, которая включает выгодные займы по выгодным процентным ставкам (правительство возмещает разницу между фиксированной процентной ставкой и рыночной),
    • продажу или аренду земли или инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы,
    • защиту от двойного налогообложения с помощью заключения соглашений с другими странами, снижение пошлин,
    • прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и др.

     Инвестирование в туристскую отрасль - очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие секторы экономики.12

     Федеральные законы:

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
  • Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  • Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    .

     Правовые  акты Президента РФ и Правительства  РФ:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 532 «О пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 901 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по туризму».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 № 90 «Об утверждении концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2009 № 397 «О пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки».

     Правовые  акты федеральных  органов исполнительной власти:

  • Приказ Министерство финансов Российской Федерации от 09.07.2007 № 60 «Об утверждении формы бланка строгой отчетности «Туристская путевка».
  • Приказ Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20.04.2009 № 226 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

     Правовые  акты Федерального агентства  по туризму:

  • Приказ Ростуризма от 21.07.2005 № 86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения».
  • Приказ Ростуризма от 05.09.2006 № 119 «Об утверждении Системы классификации пляжей».
  • Приказ Ростуризма от 14.11.2006 № 145 «Об утверждении Системы классификации горнолыжных трасс».
  • Приказ Ростуризма от 10.05.2007 № 28 «Об утверждении Положения о ведении Единого федерального реестра туроператоров».
  • Приказ Ростуризма от 11.07.2007 № 66 «Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации».
  • Приказ Ростуризма от 18.07.2007 № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации».
  • Приказ Ростуризма от 08.09.2008 № 121 «О комиссии Федерального агентства по туризму по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».
  • Приказ Ростуризма от 06.05.2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года».
  • Приказ от 20 августа 2009 г. N 190 "Об утверждении регламента Федерального агентства по туризму».

     В настоящее время одной из самой  перспективной программы развития туризма, в том числе и международного, в России является ФЦП "Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)", направленная на подготовку курорта Сочи к Зимним Олимпийским играм 2014 года. Это имеет огромное значение, потому что планируется историческое событие мирового значения. Во время Олимпийских Игр страну посетит огромное количество иностранных граждан, и так или иначе, получат впечатление от поездки и составят образ страны, поэтому очень важна тщательная подготовка, чтобы улучшить имидж страны на рынке туристских услуг. Также в Россию поступает множество инвестиций из других стран на подготовку и проведение олимпийских игр, например из Международного Олимпийского Комитета. А также задействован большой круг крупных инвестиционных компаний России.

     Реализация  Федерального закона «Об организации  и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призвана обеспечить проведение на высшем уровне зимних Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Россию в целом. 13

    1. Современное состояние и перспективы  развития международного туризма в России

     В соответствии с ролью туризма  в возрождении экономического потенциала страны Федеральный закон «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что главным  направлением государственной поддержки  должно стать развитие въездного  и внутреннего туризма. Анализ современного состояния туристского рынка  в России показывает, что основными  странами, поставляющими туристов в  нашу страну, являются Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция  и Япония. В последние годы к  этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея, из которой в Россию в 2001 г. прибыло  на 37% больше туристов, чем в 2000 г.14

     Общемировые перспективы развития туризма

     Для 2020 г. будет характерно проникновение  технологии во все аспекты жизни  человека. В этой связи люди будут искать «человеческие контакты», и туризм является одним из важнейших путей их обеспечения.

     В исследовании «Панорама 2020» прогнозируется, что к 2020 г. в мире ежегодно будет  около 1,6 млрд. международных туристских прибытий, благодаря которым поступления от международного туризма составят свыше 2 трлн. долл. США. Эти цифры представляют собой устойчивые ежегодные темпы роста прибытий и поступлений в 4,1 и 6,7% соответственно, что намного выше максимального роста на 3% в год мировой экономики в целом.

     Ведущие принимающие страны в 2020 г.: 1. Китай. 2. Франция. 3. США. ... 9. Россия. Ведущие  направляющие страны в 2020 г.: 1. Германия. 2. Япония. 3. США. 4. Китай. ... 10. Россия.

     Главными  факторами, определяющими рост динамики туризма на ближайшие годы, являются15:

     - процессы мировой глобализации  и интеграции, которые создают  объективные предпосылки роста  делового и образовательного  видов туризма, вовлекающего в  свою орбиту и другие слои  населения;

     - глобальная информатизация общества, облегчающая и ускоряющая удовлетворение  любой потребности индивида в  кратчайшее время, рост доходов  населения промышленно развитых  стран в сочетании с расширением  индустрии развлечений и отдыха, делающей акцент на создании  веера потребностей все более  разнообразных видов социального  общения, среди которых туризм  не имеет себе равных по  степени разнообразия;

     - появление нового, пока еще не  в полной мере изученного феномена  — «сенсорного голода» населения,  усиливающегося вследствие быстрой  автоматизации и информатизации  рабочих процессов, индивидуализации  трудовых операций и стресса,  определяемого ростом конкуренции,  глобальной экономической нестабильности.

     Глобальный процесс роста мирового туризма распространяется неравномерно между существующими рекреационно-туристскими центрами. На него оказывает влияние множество факторов, к числу которых можно отнести удаленность туристских дестинаций от обычной среды проживания, конкурентоспособность национальной туристской индустрии, колебания курса валют, наличие культурно-исторических и природных памятников, развитость системы аттракции и т. д. Для России особое значение имеет степень интегрированности национальной экономики в международную торговлю товарами и услугами. Экономическая изоляция была характерна для советского периода нашей страны. Она не могла не сказаться и на характере туризма, который в целом ориентировался на внутренний санаторно-курортный комплекс и лишь в ограниченном объеме экспортировал туристские услуги. Ситуация стала меняться с началом институциональных преобразований, и постепенно российский рынок завоевал себе достойное место на мировой арене. В рейтинге UNWTO, составленном по итогам 2006 г.,  Россия занимает 9-е место в мире по международным туристским расходам, 10-е место - по международным прибытиям, но лишь 30-е место - по поступлениям от международного туризма16.

     Диаграмма 1 Доля России в мировых туристских прибытиях, доходах и расходах, в %

     Диаграмма составлена автором по материалам статьи Овчарова А.О. Развитие международного туризма: факторы риска. - // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 9.

     Динамика туристских показателей в относительном выражении показана в диаграмме 1. За 2000 - 2007 гг. доля туристских доходов и расходов России в соответствующих общемировых показателях возросла, наибольшее значение по показателю туристские доходы достигался в 2006 году и был равен 0,95%, по показателю туристские расходы составлял 2,62% в 2004 году. Однако одновременно наблюдалось сокращение доли нашей страны в международных прибытиях, с 2000 до 2007 года значение снизилось с 2,81% до 2,29%. Это относительное уменьшение въездных потоков является весьма существенной угрозой для внутреннего рекреационного потенциала. Международные потоки постепенно переориентируются с России на другие дестинаций. Такие страны, как Нидерланды, Португалия, ЮАР обладают гораздо меньшими туристскими ресурсами, но находятся на более высоких строках рейтинга международных доходов от туризма (соответственно, 18-е, 23-е и 26-е места). Показатели же ведущих мировых туристских дестинаций абсолютно несопоставимы с Россией. Самый существенный разрыв наблюдается по размерам туристских поступлений с США: среднегодовая разница за рассматриваемый период колебалась в пределах 60 - 80 млрд. долл. Очевидно, что Россия сегодня очень трудно конкурировать с фаворитами мировой туристской индустрии. Имея конкурентоспособные туристские ресурсы, Россия пока не в состоянии использовать их в полном объеме.

Информация о работе Международный туризм и его развитие в современной России