Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа
Целью работы является изучение туризма и региональной экономики. Исходя из цели, были разработаны следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов туризма
- описание экономики и туризма Нижегородской области;
- рассмотрение влияния туризма на региональную экономику
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты туризма………………………………...4
1.1. Понятие и сущность туризма…………………………………………4
1.2. Виды туризма…………………………………………………………..5
1.3. Экономические факторы развития туризма………………………….6
Глава 2. Экономика и развитие туризма Нижегородской области…….10
2.1. Экономика Нижегородской области………………………………..10
2.2. Туризм в Нижегородской области…………………………………..12
2.3. Анализ проблем, препятствующих развитию внутреннего и въездного туризма……………………………………………………………….17
Глава 3. Влияние туризма на региональное развитие…………………..19
Заключение………………………………………………………………..24
Список используемой литературы……………………………………….25
Общий swot-анализ туристского потенциала области приведен в Приложении 1.
За
период с 2002 года по 2009 год на нижегородском
рынке туристских услуг наметились
отчетливые положительные тенденции
роста объема туристских услуг, в
том числе в сегменте ВВТ.
Таблица 2
Объем туристских услуг, оказанных нижегородскими организациями, осуществляющими турагентскую и туроператорскую деятельность за период с 2002 года по 2009 год
млн руб.
|
Из
вышеприведенных показателей
Развитие
лечебно-рекреационного туризма отмечено
тенденцией увеличения темпов роста
по сравнению с предыдущим 5-летним
периодом (с 2000 года по 2004 год). Объем
санаторно-курортных услуг в
Таблица 3
Объем
санаторно-оздоровительных
млн руб.
|
Если
количественные показатели в целом характеризуют
положительную тенденцию развития отрасли
"туризм" в Нижегородской области,
то качественные характеристики туристской
инфраструктуры, представленной средствами
размещения, транспорта, включая дороги,
объектами показа и экскурсионными услугами,
свидетельствуют о необходимости модернизации
большинства объектов и оказания государственной
поддержки на развитие туристской инфраструктуры
области.
2.3.
Анализ проблем,
препятствующих развитию
внутреннего и въездного
туризма
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области, являются следующие:
-
нарастание кризисных явлений
в экономике, сопровождающееся
сокращением потребительского
- слабая маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в СМИ о туристском потенциале области, недостаточное для формирования туристского имиджа Нижегородской области;
-
низкая конкурентоспособность
-
недостаточное количество
-
неразвитая туристская
-
неудовлетворительное
-
значительный моральный и
-
отсутствие системы
-
ухудшение общественной
-
недостаточный уровень
Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны как традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов "Золотого кольца", так и регионов ПФО. Для увеличения въездного туристского потока необходимо конкурировать на мировом рынке и вести активную рекламную кампанию на международном рынке наряду с ведущими туристскими странами мира.
Развитие
внутреннего и въездного
Глава
3. Влияние туризма
на региональное развитие
Бурный рост туризма вызвал живой интерес к проблеме измерения влияния туризма на экономическое развитие стран и регионов. Быстрый рост доходов от туризма привлекает инвесторов не только в сферу производства регионального туристского продукта, но и в область экономического анализа, непосредственно обслуживающего данную сферу экономики. Масштабы затрат потребовали серьезного экономического обоснования, что способствовало выделению методологии измерения туристских влияний в отдельное направление экономического анализа, и создания специальных баз статистических данных.
В
настоящее время экономико-
- Оценка экономического влияния;
- Оценка социального влияния и взаимодействий туристов и местного населения;
- Оценка экологического воздействия туризма.
Наиболее исследованным является первое направление, хотя социальное и экологическое воздействие туризма на устойчивое развитие туристских территорий также является чрезвычайно важным.
Как отмечают исследователи, когда туристский сектор расширяет объемы продаж или увеличивает число услуг, экономика региона получает дополнительные доходы.
Влияние туристской деятельности на экономику региона оценивается на основе двух составляющих:
- Прямого эффекта;
- Косвенного эффекта.
Исчисление суммарного влияния производится на основе мультипликаторов туризма (от лат. Multiplicatio – умножение, множитель). т.е. побочного воздействия расходов в секторе туризма на другие сектора экономики принимающего туристско-рекреационного комплекса, которые определяются как отношение изменения общей величины дохода или затрат (включая изменения, вызванные туризмом) в регионе к величине изменения дохода или затрат непосредственно в сфере туризма.
Большое значение для определения степени влияния туризма на развитие территории имеет анализ туристских расходов. Он позволяет оценить возможности дестинации с точки зрения дохода за счет различных составляющих туристского продукта, определить основные недостатки в области формирования дохода от туристской деятельности и ВТО же время вскрыть имеющиеся резервы, сосредоточиваясь на наиболее перспективных направлениях. Наиболее объективным и предпочтительным методом исследования туристских расходов является анкетирование, в результате которого можно выявить, сколько туристы потратили денег за время своего пребывания в регионе по определенным направлениям туристских расходов. По итогам анкетирования необходимо составить сводную таблицу по четко определенным статьям расходов (табл. 4).
Таблица 4.
Туристские расходы
Статьи расходов | Зарубежные
туристы
(дол. на 1 чел. в день) |
Российские
туристы
(руб. на 1 чел. в день) |
Жители региона
(руб. на 1 чел. в день) |
Транспорт | 15 | 100 | 30 |
Экскурсии | 25 | 200 | 10 |
Покупки, в том числе сувениры | 30 | 100 | 50 |
Питание | 45 | 250 | 15 |
Входная плата на отдельные территории | 10 | 50 | _ |
Всего | 125 | 700 | 240 |
Подобная
сводная таблица позволяет
Кроме существенного экономического влияния туризм оказывает социальное воздействие на туристские и рекреационные территории. Проблема социального влияния туризма имеет целый ряд аспектов, и, прежде всего региональный и общегосударственный. Особую значимость подобные исследования приобретают, когда определяется социальное значение туризма для регионов с традиционно сложившейся туристско-рекреационной специализацией, жители которых испытывают на себе влияние рекреации и туризма не как потребители, а как принимающая сторона.
Для экономически развитых стран Западной Европы, США, а также небольших государств, в экономике которых доля туризма высока, проблема социального влияния туризма приобретает в настоящее время решающее значение. В методических рекомендациях ООН и ЮНВТО (Всемирной туристской организации) по национальному и региональному планированию туризма выделяются три основные причины, побуждающие развивать туризм и рекреацию:
Информация о работе Влияние туризма на региональное развитие