Влияние туризма на региональное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение туризма и региональной экономики. Исходя из цели, были разработаны следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов туризма
- описание экономики и туризма Нижегородской области;
- рассмотрение влияния туризма на региональную экономику

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты туризма………………………………...4
1.1. Понятие и сущность туризма…………………………………………4
1.2. Виды туризма…………………………………………………………..5
1.3. Экономические факторы развития туризма………………………….6
Глава 2. Экономика и развитие туризма Нижегородской области…….10
2.1. Экономика Нижегородской области………………………………..10
2.2. Туризм в Нижегородской области…………………………………..12
2.3. Анализ проблем, препятствующих развитию внутреннего и въездного туризма……………………………………………………………….17
Глава 3. Влияние туризма на региональное развитие…………………..19
Заключение………………………………………………………………..24
Список используемой литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

ЭРР.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

     Общий swot-анализ туристского потенциала области  приведен в Приложении 1.

     За  период с 2002 года по 2009 год на нижегородском  рынке туристских услуг наметились отчетливые положительные тенденции  роста объема туристских услуг, в  том числе в сегменте ВВТ. 

     Таблица 2

     Объем туристских услуг, оказанных нижегородскими организациями, осуществляющими турагентскую и туроператорскую деятельность за период с 2002 года по 2009 год

     млн руб.

Вид услуг Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Туристские       
услуги         
41,7 73,2 55,9  94,6 142,4 246,9 966,2 1 352,3
В % к            
предыдущему году
220%  175,5% 76,4% 169,2% 150,5% 173,4% 391,3% 140% 
 

     Из  вышеприведенных показателей видно, что после падения объема туристских услуг в 2002 году тенденция роста, начиная с 2003 года, стала устойчивой. Наибольший рост объема туруслуг отмечен в 2006 году (в 3,9 раза по сравнению с 2005 годом).

     Развитие  лечебно-рекреационного туризма отмечено тенденцией увеличения темпов роста  по сравнению с предыдущим 5-летним периодом (с 2000 года по 2004 год). Объем  санаторно-курортных услуг в период с 2005 года по 2009 год в Нижегородской области вырос более чем в 2,1 раза (таблица 5; рисунок 4 - не приводится). Дальнейшее развитие санаторно-курортной сферы и формирование конкурентоспособного турпродукта лечебно-рекреационного характера зависит от государственной поддержки отрасли. Отмена налоговых льгот для учреждений санаторно-курортной сферы по налогу на землю, на которой расположены лесные массивы и без которых невозможно существование лечебного микроклимата, может привести к существенному повышению стоимости услуг и значительному снижению объемов услуг. 

     Таблица 3

     Объем санаторно-оздоровительных услуг, оказанных специализированными средствами размещения Нижегородской области за период с 20020 года по 2009 год

     млн руб.

Вид услуг Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2007 2008
Санаторно-        
оздоровительные   
услуги          
299,3 253,5 264,0 253,1 286,1 357,7 491,2 542,8
В % к предыдущему 
году            
158,3% 84,7% 104,1% 95,9% 113% 125% 137,3% 110,5%
 

     Если  количественные показатели в целом характеризуют положительную тенденцию развития отрасли "туризм" в Нижегородской области, то качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными услугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки на развитие туристской инфраструктуры области. 
 

     2.3. Анализ проблем,  препятствующих развитию  внутреннего и въездного туризма 

     Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области, являются следующие:

     - нарастание кризисных явлений  в экономике, сопровождающееся  сокращением потребительского спроса  в результате снижения доходов  населения;

     - слабая маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в СМИ о туристском потенциале области, недостаточное для формирования туристского имиджа Нижегородской области;

     - низкая конкурентоспособность нижегородского  турпродукта по цене и качеству;

     - недостаточное количество средств  размещения туристского класса  с современным уровнем комфорта;

     - неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;

     - неудовлетворительное состояние  объектов историко-культурного и природного наследия;

     - значительный моральный и физический  износ существующей материальной  базы коллективных средств размещения;

     - отсутствие системы статистического  учета, что не позволяет оценить  динамику отрасли области в  целом и четко просчитать бюджетную эффективность государственной поддержки развития ВВТ;

     - ухудшение общественной безопасности  и экологической обстановки в  стране;

     - недостаточный уровень развития  сферы дополнительных услуг (транспортных, услуг гидов-экскурсоводов, гидов-проводников и других).

     Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция  со стороны как традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов "Золотого кольца", так  и регионов ПФО. Для увеличения въездного туристского потока необходимо конкурировать на мировом рынке и вести активную рекламную кампанию на международном рынке наряду с ведущими туристскими странами мира.

     Развитие  внутреннего и въездного туризма  на территории области требует системности и комплексности, поскольку сама отрасль "туризм" носит ярко выраженный межотраслевой характер, задействует самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие и другие сферы. Для развития туристской инфраструктуры посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования на развитие туристской индустрии необходимо решение проблемы программным методом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Влияние туризма на региональное развитие 

     Бурный  рост туризма вызвал живой интерес  к проблеме измерения влияния туризма на экономическое развитие стран и регионов. Быстрый рост доходов от туризма привлекает инвесторов не только в сферу производства регионального туристского продукта, но и в область экономического анализа, непосредственно обслуживающего данную сферу экономики. Масштабы затрат потребовали серьезного экономического обоснования, что способствовало выделению методологии измерения туристских влияний в отдельное направление экономического анализа, и создания специальных баз статистических данных.

     В настоящее время экономико-статистическая оценка туристских воздействий ведется  в трех основных направлениях:

     - Оценка экономического влияния;

     - Оценка социального влияния и взаимодействий туристов и местного населения;

     - Оценка экологического воздействия туризма.

     Наиболее  исследованным является первое направление, хотя социальное и экологическое  воздействие туризма на устойчивое развитие туристских территорий также  является чрезвычайно важным.

     Как отмечают исследователи, когда туристский сектор расширяет объемы продаж или увеличивает число услуг, экономика региона получает дополнительные доходы.

     Влияние туристской деятельности на экономику  региона оценивается на основе двух составляющих:

     - Прямого эффекта;

     - Косвенного эффекта.

     Исчисление  суммарного влияния производится на основе мультипликаторов туризма (от лат. Multiplicatio – умножение, множитель). т.е. побочного воздействия расходов в секторе туризма на другие сектора экономики принимающего туристско-рекреационного комплекса, которые определяются как отношение изменения общей величины дохода или затрат (включая изменения, вызванные туризмом) в регионе к величине изменения дохода или затрат непосредственно в сфере туризма.

     Большое значение для определения степени  влияния туризма на развитие территории имеет анализ туристских расходов. Он позволяет оценить возможности дестинации с точки зрения дохода за счет различных составляющих туристского продукта, определить основные недостатки в области формирования дохода от туристской деятельности и ВТО же время вскрыть имеющиеся резервы, сосредоточиваясь на наиболее перспективных направлениях. Наиболее объективным и предпочтительным методом исследования туристских расходов является анкетирование, в результате которого можно выявить, сколько туристы потратили денег за время своего пребывания в регионе по определенным направлениям туристских расходов. По итогам анкетирования необходимо составить сводную таблицу по четко определенным статьям расходов (табл. 4).

     Таблица 4.

     Туристские  расходы

Статьи  расходов Зарубежные  туристы

(дол.  на 1 чел. в день)

Российские  туристы

(руб.  на 1 чел. в день)

Жители региона

(руб.  на 1 чел. в день)

Транспорт 15 100 30
Экскурсии 25 200 10
Покупки, в том числе сувениры 30 100 50
Питание 45 250 15
Входная плата на отдельные территории 10 50 _
Всего 125 700 240
 

     Подобная  сводная таблица позволяет оценить  отдельные статьи расходов, соотнести  их с общими расходами и, следовательно, сделать вывод о необходимости  развития тех или иных секторов индустрии  туризма в регионе.

     Кроме существенного экономического влияния туризм оказывает социальное воздействие на туристские и рекреационные территории. Проблема социального влияния туризма имеет целый ряд аспектов, и, прежде всего региональный и общегосударственный. Особую значимость подобные исследования приобретают, когда определяется социальное значение туризма для регионов с традиционно сложившейся туристско-рекреационной специализацией, жители которых испытывают на себе влияние рекреации и туризма не как потребители, а как принимающая сторона.

     Для экономически развитых стран Западной Европы, США, а также небольших  государств, в экономике которых  доля туризма высока, проблема социального  влияния туризма приобретает  в настоящее время решающее значение. В методических рекомендациях ООН и ЮНВТО (Всемирной туристской организации) по национальному и региональному планированию туризма выделяются три основные причины, побуждающие развивать туризм и рекреацию:

Информация о работе Влияние туризма на региональное развитие