Влияние туризма на региональное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение туризма и региональной экономики. Исходя из цели, были разработаны следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов туризма
- описание экономики и туризма Нижегородской области;
- рассмотрение влияния туризма на региональную экономику

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты туризма………………………………...4
1.1. Понятие и сущность туризма…………………………………………4
1.2. Виды туризма…………………………………………………………..5
1.3. Экономические факторы развития туризма………………………….6
Глава 2. Экономика и развитие туризма Нижегородской области…….10
2.1. Экономика Нижегородской области………………………………..10
2.2. Туризм в Нижегородской области…………………………………..12
2.3. Анализ проблем, препятствующих развитию внутреннего и въездного туризма……………………………………………………………….17
Глава 3. Влияние туризма на региональное развитие…………………..19
Заключение………………………………………………………………..24
Список используемой литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

ЭРР.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

     1)                    причины экономического характера (туризм способствует стабильному экономическому развитию);

     2)                    социальные причины, так как туризм способствует воспроизводству духовных и физических сил людей, сохранению исторического наследия, развитию и сближению культур, созданию новых рабочих мест, улучшению качества жизни населения;

     3)                    причины экологического характера, так как туризм способствует сохранению окружающей среды.

     Следует отметить, что многие страны, национальные правительства которых, развивая туризм и рекреацию, первоначально преследовали преимущественно экономические цели, в настоящее время все большее внимание уделяют социальным и экологическим аспектам.

     К таким странам можно отнести  Испанию, Кипр, Грецию, Ирландию и др.

     В результате исследования влияния туризма  на региональное развитие должны вырабатываться методы измерения отношения местного населения к развитию туризма в среде их постоянного проживания. С. Ланкфорд, один из авторов шкалы отношений к туризму, отметил, что для того чтобы экономика, основанная на туризме, могла выжить, местные жители должны стать партнерами в этом процессе; их отношение к туризму и понимание уровня влияния на жизнь местного общества должны последовательно оцениваться. Для такой оценки была разработана специальная шкала TIAS (Tourism Impact Attitude Scale – шкала отношения к влиянию туризма). На основе обширного материала бала разработана шкала коэффициентов, которая, по мнению авторов, должна позволить более объективно оценить многочисленные статистические результаты, полученные в ходе эмпирических исследований.

     На  основании многочисленных исследований влияния туризма и рекреации  на региональное развитие ЮНВТО сформулировала обобщенные выводы, раскрывающие выгоды, которые приносит туризм, и проблемы, с которыми сталкиваются туристские и рекреационные регионы.

     Выгоды, связанные с развитием  туризма: 

     - социально-экономического  характера: 

     - создание рабочих мест, способствующее  прямой занятости, косвенной занятости,  генерированной занятости; 

     - эффект мультипликации, выраженный  в росте доходов туристской территории;  

     - вклад в общегосударственные  доходы; 

     - социокультурного  характера: 

     - повышение жизненного уровня  населения; 

     - сохранение культурного наследия;  

     - содействие созданию и поддержке  музеев, сохранение и финансирование  культурно-исторических памятников; 

     - усиление чувства гордости местного  населения за свою культуру; 

     - обеспечение возможностей для  межкультурных обменов.

     Проблемы, связанные с развитием  туризма: 

     - социокультурного характера: 

     - большая антропогенная нагрузка  на территории; 

     - недовольство жителей, если они  не ощущают значительных экономических  выгод от развития туризма  в том случае, если развитие  туризма подчинено чуждым для  населения интересам; 

     - культурная деградация территории;  

     - чрезмерная коммерциализация, сопровождающаяся потерей регионом самобытности, обычаев, традиций, народного фольклора, ремесел и других культурных моделей; 

     - усугубление сложных социальных  проблем, связанных с наркоманией,  алкоголизмом, проституцией; необходимость  усиления мер безопасности; 

     - экологического характера: 

     - загрязнение окружающей среды  (почвы, воздуха, вод); 

     - ухудшение эстетики ландшафтов; 

     - проблемы с утилизацией отходов  и бытового мусора; 

     - нарушение экологии природных  зон (парков, заповедников и других  природных охраняемых объектов);  

     - ущерб историческим и природным  памятникам.

     Только  туризм позволяет современному человеку приблизиться к пониманию картины  мира в целом. В новом постиндустриальном обществе туризм опирается на обширное историко-культурное наследие, оставленное  прошлыми поколениями. Сохранение этих ценностей – залог выживания и стабильного развития всего человечества. 

     Заключение 

     Туризм  оказывает существенное влияние  на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в  страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.

     В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию платежного баланса. Например, гостинично-туристская отрасль в Москве дает столичному бюджету около 10 % доходов. Фирмы, обслуживающие туристов из-за рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая национальной экономике.

     Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее  значение. Поэтому для российской экономики выгоднее привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять российских граждан путешествовать за границу.  
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

    1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996, N 49, ст. 5491; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
    2. Постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2009 г. N 265 об утверждении областной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2009-2011 годах» (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 03.07.2009 N 444, от 11.11.2009 N 820, от 19.01.2010 N 14)
    3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: Юнити, 2007. – 631 с.
    4. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. – М.: Экономика, 2006. – 325 с.
    5. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. – М.: Маркетинг, 2006. – 421 с.
    6. Маршалов А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 383 с.
    7. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М.: Экономист, 2008. – 437 с.
    8. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во Герда, 2008. — 307 с.
    9. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2009. – 255 с.
    10. Данные Росстата
 

Приложение 1 

Swot-анализ  туристского потенциала Нижегородской  области 

Сильные стороны развития ВВТ    Слабые стороны  развития ВВТ    
-  наличие  достаточного  количества традиционных ресурсов  для  развития нескольких видов туризма: культурно-познавательного и  этнографического, 
круизного,   рекреационно-лечебного, экологического,    приключенческого, религиозного,   охоты,   рыбалки   и 
других видов                       
-  высокая   (неконкурентоспособная) цена  турпродукта  на  российском  и международном рынках;                
-   низкое   качество   турпродукта, недостаток  комфортабельных  средств размещения;                          
-  отсутствие   туристского   имиджа Нижегородской   области   вследствие "закрытости" области               
-      выгодное       географическое расположение  Нижегородской  области на перекрестке  важных  транспортных магистралей;                         
- близость столицы  г.  Москвы  (400 км);                                 
- наличие речного,  железнодорожного вокзалов, международного  аэропорта, трех автовокзалов                  
-    недостаток     комфортабельных автотранспортных     средств  для обслуживания постоянных  въездных  и 
внутренних туристских потоков;       
-      отсутствие      нижегородской авиакомпании     для     организации чартерных программ;                  
-      недостаток      международных авиаперевозчиков  на нижегородском рынке;                               
-   неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие    придорожного сервиса                            
- наличие инфраструктуры  питания  - около 1000 баров, ресторанов, кафе  -  высокая  цена   и   недостаточный уровень  сервиса   на   предприятиях общественного питания              
-      относительно       стабильная политическая      и       социально-экономическая       ситуация      в Нижегородской области               -   имидж   закрытого    города    и неизвестность области;               
-  недостаток  рекламных   акций   и маркетинговых     мероприятий     по продвижению           нижегородского 
турпродукта на  международном  рынке туруслуг                           
-    заинтересованность     местного населения  в  предпринимательстве  в сфере ВВТ                           - отсутствие  стимулирующих  условий для развития  предпринимательства  в сфере ВВТ;                           
- низкий уровень квалификации кадров в сфере ВВТ на местном уровне      
- наличие  и  активная  деятельность ВЗАО   "Нижегородская   ярмарка"   и других деловых и выставочных центров -      недостаточное      количество коллективных   средств   размещения, удовлетворяющих требованиям делового туризма                            
Сильные стороны развития лечебно-рекреационного туризма   Слабые стороны развития лечебно-рекреационного туризма  
-  наличие  природных  ресурсов  для развития        санаторно-курортного комплекса;                           
- наличие материальной базы        
- инвестирование в основной  капитал и обновление       оборудования увеличивает  стоимость  турпродукта, 
понижая его конкурентоспособность  
Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма  Слабые стороны  развития культурно-познавательного туризма 
- 3397 объектов культурного наследия (памятников  истории  и   культуры), находящихся   под    государственной охраной,  из  них:  1945  памятников 
архитектуры, 26 памятников монументального    искусства, 914 памятников археологии;               
- 2 памятника XVI века, 49 - XVII века, 185-XVIII века;              
-  наличие   уникальных   туристских ресурсов: объекта экотуризма  -  оз. Светлояр,  объекта  этнографического туризма - г.  Городец;  религиозного туризма -  Свято-Троицкий  Серафимо-Дивеевский   монастырь   и    других объектов                           
- большинство памятников архитектуры находятся   в   неудовлетворительном состоянии;                           
-   все   археологические    объекты недоступны для туристов;             
-     отсутствие     инфраструктуры, подъездных путей, стоянок, смотровых площадок,    системы     обеспечения безопасности;                        
- недостаточный уровень квалификации персонала принимающих центров, в том числе знания языков     
 
 
 
 
 
 
 

          

Сильные стороны развития круизного  туризма               Слабые стороны развития круизного   туризма              
-   наличие   крупных   транспортных артерий  -  р.  Волги  и  р.  Оки  и возможность    создания     большого 
спектра круизов;                     
- наличие минимального парка судов;  
- наличие  операторов  по  круизному туризму;                             
-   достаточный   ресурс   историко-культурного наследия;                
- наличие парка малых судов, которые могут быть    использованы на экскурсионных линиях;                
- наличие инвестиционного проекта по строительству круизных судов       
-  обмеление  рек,  отсутствие  либо ветхость причалов;                   
- высокая степень изношенности судов (суда 1958 - 1960 годов);            
- высокие затраты на  реконструкцию, строительство,           техническое переоборудование круизных судов, на повышение комфортабельности;         
- невозможность  приема  туристскими центрами     (Городец, Балахна, Чкаловск, Павлово и другие населенные пункты) теплоходов  из-за необорудованности причалов и обмеления русла;      отсутствие обустроенных зеленых стоянок;        
- недостаток собственных средств у субъектов  предпринимательства для обеспечения кредита или гарантий  на строительство или закупку новых судов                              
Сильные стороны развития этнографического туризма      Слабые стороны  развития этнографического туризма     
- в области сосредоточено около  20% ремесел всей  России,  в  том  числе всемирно известные золотая  хохлома, семеновская матрешка золотная вышивка,   городецкая, полховско-майданская    росписи,    ткачество, гипюр, филигрань, ножевой  промысел, деревообработка и другие ремесла;    
- во многих районах области работают от 50 до  200  мастеров, занятых в сфере народных     художественных промыслов  и  ремесел,  декоративно- прикладного искусства;               
-    традиции старообрядчества, многонациональный состав населения 
- недостаточный  маркетинг  народных художественных промыслов и ремесел и слабая     ориентированность      на сувенирную продукцию;                
-    недостаток     информации     о потенциальных  туристских   ресурсах районов   области   и   возможностях местного населения;                  
-        отсутствие        программы микрокредитования    для     жителей сельской местности, желающих  начать 
предпринимательскую  деятельность  в сфере туризма;                       
-  сокращение  числа ассортиментных кабинетов   в   выставочных    залах предприятий народных  художественных промыслов                          
Сильные стороны развития экологического и сельского туризма Слабые стороны  развития экологического и сельского туризма
-   наличие   уникальных   природных ресурсов;                            
- наличие традиционных ресурсов: 394 памятника природы, 18 заказников,  1 государственный природный биосферный заповедник "Керженский", 1 природный парк регионального значения "Воскресенское Поветлужье";          
-  возможность  развития   сельского туризма и системы частных гостиниц 
- полное отсутствие  инфраструктуры, не   оборудованы   стоянки,   тропы, смотровые площадки;                  
- отсутствует система  регулирования антропогенных нагрузок;              
- отсутствие у  сельского  населения первоначальных инвестиций          
Возможности             Угрозы              
- внедрение системы  государственной поддержки  развития   ВВТ   в   виде льготного кредитования, гарантийного фонда, льготного налогообложения;    
-    развитие    инфраструктуры    и улучшение объектов показа;           
- включение в федеральные  программы и проекты                          
-            социально-экономические последствия    (рост    безработицы, снижение   доходов    населения    и 
другие),    вызванные     кризисными явлениями;                           
-   экономическая   и   политическая ьдестабилизация вследствие кризиса;   
-  конкурентное   и   инвестиционное преимущества    других     субъектов Российской   Федерации    в    сфере развития ВВТ;                        
- возможные экологические катастрофы

Информация о работе Влияние туризма на региональное развитие