Стресс и его влияние на развитие личноти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50

Файлы: 1 файл

стресс.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

            СОДЕРЖАНИЕ 

Введение            

1  Теоретические    аспекты  изучения  влияния  стресса на  развитие              6      

    1.1 Исследование проблемы     стресса в  работах   зарубежных   и   

           отечественных   ученых  и  психологов        6

    1.2  Динамика  развития  стресса  и  его  основные  группы   10

    1.3  Положительное  и  отрицательное  влияние  стресса  на  личность          14

2  Исследовательская   работа 

    2.1  Причины возникновения  стресса у  детей     17

    2.2 Анализ программ  по формированию стрессоустойчивости  у детей    22

    2.3  Организация и методы  исследования  школьной  тревожности 

        у  детей-первоклассников        28

Заключение            41

Библиографический  список                                       43         

Приложение  А.  Опросник  школьной  тревожности  Филипса   46

Приложение  Б.  Ключ  к  опроснику  школьной  тревожности  Филлипса         50 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АННОТАЦИЯ 

     Работа   50 с.,  9  рисунков,  5  таблиц,  33  источника,  2 приложения. 

     Стресс, биологическая  и  психологическая  природа  стресса,  стрессогенные  факторы,  классификация  стрессоров  (внешние и внутриличностные),  динамика  и основные  группы  стресса,  аутостресс,  дистресс. 

     Проблема   детского   стресса с   каждым   годом   становится все острее.

Возникновение школьной   дезадаптации в устойчивой форме все чаше приводит к дезадаптации социальной.   Многие   качества, присущие современному  подрастающему  поколению, не позволяют им находить эффективные способы  решения жизненных проблем, делают их уязвимыми к стрессовым воздействиям, способны провоцировать попытки суицидального «решения» проблем. К таким особенностям можно отнести неумение находить компромиссы и принимать самостоятельные решения, мысли об отсутствии смысла жизни, а также повышенная   зависимость от референтной группы.  Поэтому  в различных  образовательных  учреждениях   нужно  организовывать работу по развитию стрессоустойчивости среди  детей  и подростков школьного возраста, необходимо   изучать природу и механизмы  стресса,  а  так же  изучать  его   влияние  на  развитие  личности  детей.   
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Проблема   детского   стресса с   каждым   годом   становится все острее. По данным медиков, среди пятнадцатилетних подростков еженедельную головную боль испытывали   около 30 % девочек и   20 %   мальчиков. За пять лет эти цифры увеличились чуть ли не в полтора раза. Одной из причин этого является   безусловная  перегруженность  детей школьными и различными   дополнительными  занятиями.

      Основоположник советской социологии здоровья Н.А.Семашко считал, что декрет о 8-часовым рабочем дне  устранил основной и наиболее распространенный вред фабрично-заводского труда — слишком большую его продолжительность.   Очевидно, следует  напомнить, что средняя учебная нагрузки   современного  старшеклассника   намного   превышает 8 часов в день.

     Исследования  показали, что возникновение школьной дезадаптации в устойчивой форме все чаше приводит к дезадаптации социальной.   Многие   качества, присущие современным   подросткам, не позволяют им находить эффективные способы решения  жизненных проблем, делают их уязвимыми к стрессовым воздействиям, способны провоцировать попытки суицидального «решения» проблем. К таким особенностям можно отнести неумение находить компромиссы и принимать самостоятельные решения, мысли об отсутствии смысла жизни, а также повышенная   зависимость от референтной группы.

      В сложившейся ситуации особо значимыми  становятся развитие практической психологии, увеличение количества психологов в школах, расширение сети психолого-медико-социальных центров и учреждений социального обслуживания молодежи, в том числе негосударственных.

     Однако  для того, чтобы организовать работы по развитию стрессоустойчивости среди  детей  и подростков школьного возраста, необходимо   понять, что такое стресс, какова его  природа и механизм,  и как он  влияет  на  развитие  личности,  вот в чем отражается актуальность выбора темы курсовой работы.

     Цель исследования -  Выяснить,  какое  влияние  оказывает  стресс  на  развитие  личности. 

     Объект  исследования  -    эмоциональная сфера.

     Предмет исследования  –  влияние  стресса  на  развитие  личности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

     Задачи  исследования:

1. Изучить  психолого-педагогическую и  методологическую  литературу.

2.  Раскрыть  сущность  стресса.

3. Рассмотреть   динамику,   группы,  причины стресса.

4. Определить,  какое  влияние  оказывает  стресс  на  развитие  личности.

5.  Выявить   уровень  школьной  тревожности  у первоклассников.

           Гипотеза  исследования:

Поступление  детей  в  школу  и  период  адаптации  к  ней  является  одним  из  наиболее  сложных  и  важных  этапов  в  жизни  ребенка,  который  может  создать  особую  стрессовую  ситуацию  для  него. 

     Методы исследования: анализ  литературы, тестирование,  опрос.

     База  исследования: общеобразовательная  школа  № 2  г. Благовещенска,  Амурской  области.

      Выборка: 20  человек в возрасте  от  7  до 8 лет; из  них 10 мальчиков и   10 девочек. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  ВЛИЯНИЯ  СТРЕССА

         НА  РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ 
 

          1.1 Исследование проблемы  стресса в  работах зарубежных   и

               отечественных ученых  и психологов 

     Впервые  термин «стресс» был виден  Г. Селье  в 1940. Сущность  понятия основывается на концепции гомеостаза (от древнегреч. homoios — одинаковый, stasis — состояние), предложенной У. Б. Кенноном, в которой определена целесообразность и необходимость способности организма к сохранению   «устойчивых состояний»  /26, с. 220/.

      Характеризуя  стресс, многие авторы подчеркивают, что  он возникает в условиях, когда нарушается нормальное  существование организма вследствие рассогласований его внутреннего состояния и внешней обстановки (реальной или представляемой).

      «Современный  словарь по психологии» лаконично  определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально-сложных условиях  /5, с. 487/.

      Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

      Тибетская медицина, пишет английский психотерапевт М.Джордж, объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме; страх 
вызывает повышение кровяного давления, тревога  приводит к избытку желчи, усталость и депрессия —  лимфы  /6, с. 115/.

      По  мнению Т.Хоулмз, стресс — это стимульное событие, предъявляющее сложные требования к человеку  /6,  114 с/.

      По  Р.С.Лазарусу, стресс — это не стимул и не реакция,  а особое взаимодействие между стимулом и реакцией, при котором субъект чувствует угрозу  /6, с. 114/.

     Состояние стресса сопряжено со сдвигом эмоций и изменением физического состояния субъекта. Это «неспецифический ответ организма, связанный с состоянием крайнего напряжения, которое позволяет мобилизовать силы для преодоления  угрожающей (стрессовой) ситуации».

     Знаменитый канадский исследователь Г. Селье характеризовал стресс как «неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование». Данное требование — стрессор («фактор, вызывающий стресс») — также является неспецифическим и вызывает «неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и восстановить нормальное состояние» организма.   Причем не имеет значения,  «приятна или неприятна ситуация», вызвавшая стресс; «значение имеет лишь потребность в перестройке или адаптации организма»  /26,  с. 43/.

     Стрессоры могут иметь биологическую или психологическую природу (в соответствии с этим говорят о двух видах стресса — физиологическом или психологическом). Биологические стрессоры связаны со специфическим воздействием таких факторов, как, например, боль, высокая или низкая температура, высокая степень физической нагрузки.

     Психологические стрессоры имеют более широкое распространение. В современном мире это и переизбыток информации, и дефицит времени, и психологические угрозы, например, для самооценки человека, его социального статуса, материального положения, эмоционального состоянии и др. Часто оба  вида  стрессоров (психологический и биологический) действуют на субъекта одновременно.

     Стрессорами   являются не   только необычные и редкие события, но и мелкие повседневные неприятности и проблемы.

       Так, в исследовании Р. Лазаруса, А. Каннера и других на основе сравнения показателей шкалы, разработанной для измерения стресса в повседневной жизни, и результатов шкалы, измеряющей стресс при крупных стрессорах, получены данные о большей корреляции психического здоровья со шкалой мелких стрессоров. Подобные закономерности получены и в других исследованиях (П. Кохн,  М. Гуревич, Р. Ровлисон и др.)  /6,  с. 173/.

     Стрессогенные факторы необязательно должны существовать здесь и сейчас, их можно придумать или «предвидеть».

     Стрессоры (и в соответствии с этим и сам  стресс) могут быть классифицированы по их источнику.

     Так, У. Вейтен и М. Лойд классифицируют стрессоры на внешние и внутриличностные. Внешний стресс, по определению К. Голлахан, «это такие постоянно действующие условия окружающей среды, которые, хотя и не являются непосредственно опасными, считаются негативными и требуют адаптации». К   внешним   стрессорам  относятся   шум, загрязнение   воздуха,  жара и другие негативные экологические факторы, нахождение в толпе, угрозы, нападения и другие негативные воздействия извне. Внутриличностные   стрессоры  чаще   всего связаны с неадекватно завышенными   притязаниями,  повышенными  требованиями к себе.

      М.Фридман и Р.Розенмен представили комплекс личностных черт, являющихся основой склонности к внутриличностным стрессам: высокая мотивированность и стремление к обязательным позитивным результатам во всем. При этом люди   одновременно  берутся  за   многое,   ставят себе, жесткие сроки и переживают из-за каждой задержки, отличаются повышенной работоспособностью («трудоголики», увлеченные своей работой). Данный комплекс личностных черт был назван «типом личности А», для которой свойственно агрессивное, соперничающее, нетерпимое и враждебное поведение  /6,  с. 176/.

     Р.С.Лазарус, как уже было отмечено ранее, включает в анализ психического стресса переменную угрозу. Человек предвосхищает будущее столкновение с опасной ситуацией. Происходит это с помощью оценки данной ситуации на основе двух факторов: прошлого опыта, т.е. субъективного фактора, и умственной деятельности, т.е. интеллектуального фактора. Именно поэтому одно и то же событие может быть стрессовым для одного человека и не быть таковым для другого. В современной психологии интеллектуальный процесс оценки угрозы характеризуется как решающий фактор образования  психологической   реакции  на  стрессовую    ситуацию.

     Идея  о том, что одна и та же степень  стресса, вызванного одними и теми же агентами, может иметь разные проявления у разных людей, разрабатывалась в дальнейших психологических исследованиях проблемы стресса.

      Так, Дж. Рейстером были получены данные о том, что индивидуальная реакция на стрессоры связана с особенностями социализации в детстве при формировании стереотипов реагирования на ситуации и определении значимости тех или иных событий. Исходя из данного факта, вероятность психических расстройств после переживания стресса зависит от соотношения стрессоров, которые  воздействовали  на человека в детстве и в зрелом возрасте.

Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти