Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа
Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение
Б. Ключ к опроснику школьной
тревожности Филлипса
50
АННОТАЦИЯ
Работа
50 с., 9 рисунков, 5 таблиц,
33 источника, 2 приложения.
Стресс, биологическая и психологическая природа стресса, стрессогенные факторы, классификация стрессоров (внешние и внутриличностные), динамика и основные группы стресса, аутостресс, дистресс.
Проблема детского стресса с каждым годом становится все острее.
Возникновение
школьной дезадаптации в устойчивой
форме все чаше приводит к дезадаптации
социальной. Многие качества, присущие
современному подрастающему поколению,
не позволяют им находить эффективные
способы решения жизненных проблем,
делают их уязвимыми к стрессовым воздействиям,
способны провоцировать попытки суицидального
«решения» проблем. К таким особенностям
можно отнести неумение находить компромиссы
и принимать самостоятельные решения,
мысли об отсутствии смысла жизни, а
также повышенная зависимость от референтной
группы. Поэтому в различных
образовательных учреждениях
нужно организовывать работу по развитию
стрессоустойчивости среди детей
и подростков школьного возраста, необходимо
изучать природу и механизмы стресса,
а так же изучать его влияние
на развитие личности детей.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема детского стресса с каждым годом становится все острее. По данным медиков, среди пятнадцатилетних подростков еженедельную головную боль испытывали около 30 % девочек и 20 % мальчиков. За пять лет эти цифры увеличились чуть ли не в полтора раза. Одной из причин этого является безусловная перегруженность детей школьными и различными дополнительными занятиями.
Основоположник советской социологии здоровья Н.А.Семашко считал, что декрет о 8-часовым рабочем дне устранил основной и наиболее распространенный вред фабрично-заводского труда — слишком большую его продолжительность. Очевидно, следует напомнить, что средняя учебная нагрузки современного старшеклассника намного превышает 8 часов в день.
Исследования показали, что возникновение школьной дезадаптации в устойчивой форме все чаше приводит к дезадаптации социальной. Многие качества, присущие современным подросткам, не позволяют им находить эффективные способы решения жизненных проблем, делают их уязвимыми к стрессовым воздействиям, способны провоцировать попытки суицидального «решения» проблем. К таким особенностям можно отнести неумение находить компромиссы и принимать самостоятельные решения, мысли об отсутствии смысла жизни, а также повышенная зависимость от референтной группы.
В сложившейся ситуации особо значимыми становятся развитие практической психологии, увеличение количества психологов в школах, расширение сети психолого-медико-социальных центров и учреждений социального обслуживания молодежи, в том числе негосударственных.
Однако для того, чтобы организовать работы по развитию стрессоустойчивости среди детей и подростков школьного возраста, необходимо понять, что такое стресс, какова его природа и механизм, и как он влияет на развитие личности, вот в чем отражается актуальность выбора темы курсовой работы.
Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.
Объект исследования - эмоциональная сфера.
Предмет
исследования
– влияние стресса на развитие
личности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методологическую литературу.
2. Раскрыть сущность стресса.
3. Рассмотреть динамику, группы, причины стресса.
4. Определить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.
5. Выявить уровень школьной тревожности у первоклассников.
Гипотеза исследования:
Поступление детей в школу и период адаптации к ней является одним из наиболее сложных и важных этапов в жизни ребенка, который может создать особую стрессовую ситуацию для него.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, опрос.
База исследования: общеобразовательная школа № 2 г. Благовещенска, Амурской области.
Выборка:
20 человек в возрасте от 7
до 8 лет; из них 10 мальчиков и 10
девочек.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА
НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых
и психологов
Впервые термин «стресс» был виден Г. Селье в 1940. Сущность понятия основывается на концепции гомеостаза (от древнегреч. homoios — одинаковый, stasis — состояние), предложенной У. Б. Кенноном, в которой определена целесообразность и необходимость способности организма к сохранению «устойчивых состояний» /26, с. 220/.
Характеризуя стресс, многие авторы подчеркивают, что он возникает в условиях, когда нарушается нормальное существование организма вследствие рассогласований его внутреннего состояния и внешней обстановки (реальной или представляемой).
«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально-сложных условиях /5, с. 487/.
Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».
Тибетская медицина, пишет английский
психотерапевт М.Джордж, объясняет состояние
стресса дисбалансом трех жидкостей в
организме; страх
вызывает повышение кровяного давления,
тревога приводит к избытку желчи,
усталость и депрессия — лимфы
/6, с. 115/.
По мнению Т.Хоулмз, стресс — это стимульное событие, предъявляющее сложные требования к человеку /6, 114 с/.
По Р.С.Лазарусу, стресс — это не стимул и не реакция, а особое взаимодействие между стимулом и реакцией, при котором субъект чувствует угрозу /6, с. 114/.
Состояние стресса сопряжено со сдвигом эмоций и изменением физического состояния субъекта. Это «неспецифический ответ организма, связанный с состоянием крайнего напряжения, которое позволяет мобилизовать силы для преодоления угрожающей (стрессовой) ситуации».
Знаменитый канадский исследователь Г. Селье характеризовал стресс как «неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование». Данное требование — стрессор («фактор, вызывающий стресс») — также является неспецифическим и вызывает «неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и восстановить нормальное состояние» организма. Причем не имеет значения, «приятна или неприятна ситуация», вызвавшая стресс; «значение имеет лишь потребность в перестройке или адаптации организма» /26, с. 43/.
Стрессоры могут иметь биологическую или психологическую природу (в соответствии с этим говорят о двух видах стресса — физиологическом или психологическом). Биологические стрессоры связаны со специфическим воздействием таких факторов, как, например, боль, высокая или низкая температура, высокая степень физической нагрузки.
Психологические стрессоры имеют более широкое распространение. В современном мире это и переизбыток информации, и дефицит времени, и психологические угрозы, например, для самооценки человека, его социального статуса, материального положения, эмоционального состоянии и др. Часто оба вида стрессоров (психологический и биологический) действуют на субъекта одновременно.
Стрессорами являются не только необычные и редкие события, но и мелкие повседневные неприятности и проблемы.
Так, в исследовании Р. Лазаруса, А. Каннера и других на основе сравнения показателей шкалы, разработанной для измерения стресса в повседневной жизни, и результатов шкалы, измеряющей стресс при крупных стрессорах, получены данные о большей корреляции психического здоровья со шкалой мелких стрессоров. Подобные закономерности получены и в других исследованиях (П. Кохн, М. Гуревич, Р. Ровлисон и др.) /6, с. 173/.
Стрессогенные факторы необязательно должны существовать здесь и сейчас, их можно придумать или «предвидеть».
Стрессоры (и в соответствии с этим и сам стресс) могут быть классифицированы по их источнику.
Так, У. Вейтен и М. Лойд классифицируют стрессоры на внешние и внутриличностные. Внешний стресс, по определению К. Голлахан, «это такие постоянно действующие условия окружающей среды, которые, хотя и не являются непосредственно опасными, считаются негативными и требуют адаптации». К внешним стрессорам относятся шум, загрязнение воздуха, жара и другие негативные экологические факторы, нахождение в толпе, угрозы, нападения и другие негативные воздействия извне. Внутриличностные стрессоры чаще всего связаны с неадекватно завышенными притязаниями, повышенными требованиями к себе.
М.Фридман и Р.Розенмен представили комплекс личностных черт, являющихся основой склонности к внутриличностным стрессам: высокая мотивированность и стремление к обязательным позитивным результатам во всем. При этом люди одновременно берутся за многое, ставят себе, жесткие сроки и переживают из-за каждой задержки, отличаются повышенной работоспособностью («трудоголики», увлеченные своей работой). Данный комплекс личностных черт был назван «типом личности А», для которой свойственно агрессивное, соперничающее, нетерпимое и враждебное поведение /6, с. 176/.
Р.С.Лазарус, как уже было отмечено ранее, включает в анализ психического стресса переменную угрозу. Человек предвосхищает будущее столкновение с опасной ситуацией. Происходит это с помощью оценки данной ситуации на основе двух факторов: прошлого опыта, т.е. субъективного фактора, и умственной деятельности, т.е. интеллектуального фактора. Именно поэтому одно и то же событие может быть стрессовым для одного человека и не быть таковым для другого. В современной психологии интеллектуальный процесс оценки угрозы характеризуется как решающий фактор образования психологической реакции на стрессовую ситуацию.
Идея о том, что одна и та же степень стресса, вызванного одними и теми же агентами, может иметь разные проявления у разных людей, разрабатывалась в дальнейших психологических исследованиях проблемы стресса.
Так, Дж. Рейстером были получены данные о том, что индивидуальная реакция на стрессоры связана с особенностями социализации в детстве при формировании стереотипов реагирования на ситуации и определении значимости тех или иных событий. Исходя из данного факта, вероятность психических расстройств после переживания стресса зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на человека в детстве и в зрелом возрасте.
Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти