Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:23, курсовая работа
Цель исследования - Выяснить, какое влияние оказывает стресс на развитие личности.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения влияния стресса на развитие 6
1.1 Исследование проблемы стресса в работах зарубежных и
отечественных ученых и психологов 6
1.2 Динамика развития стресса и его основные группы 10
1.3 Положительное и отрицательное влияние стресса на личность 14
2 Исследовательская работа
2.1 Причины возникновения стресса у детей 17
2.2 Анализ программ по формированию стрессоустойчивости у детей 22
2.3 Организация и методы исследования школьной тревожности
у детей-первоклассников 28
Заключение
Библиографический список 43
Приложение А. Опросник школьной тревожности Филипса 46
Приложение Б. Ключ к опроснику школьной тревожности Филлипса 50
Группа детей «с осложненным стрессом» (4 человека) обнаружили тенденцию к эмоциональному отвержению всех значимых аспектов школьной жизни (школа, учитель, класс). Самый высокий показатель «школьной тревожности» обнаружен именно в этой группе детей. В трудной ситуации эти дети реже мобилизуются, чаще склонны к «отступлению» и поиску помощи со стороны взрослых. У детей «с осложненным стрессом» ярко выражен телесный компонент переживания стресса, у них наибольшее количество общесоматических и психогенных жалоб. Нами выделен специфический симптомокомплекс, выраженный у большинства таких детей: энергетический «дефицит» (истощаемость, утомляемость), нарушение сна, снижение аппетита, боли в животе, головная боль, сниженный фон настроения (депрессивные настроения, плаксивость), эмоциональная возбудимость (раздражительность, беспокойство, трудность сосредоточения), тревожность и страхи, нарушения поведения (упрямство, демонстративность).
Поступление детей в школу и период адаптации к ней является одним из наиболее сложных и важных этапов в жизни ребенка, который может создать особую стрессовую ситуацию для него.
Проведенное исследование позволило подтвердить необходимость изучения проблемы стресса, так как она с каждым годом становится все острее. Современная жизнь наполнена многочисленными факторами, «прессующими» людей, постоянно заставляющими их чувствовать шаткость собственного существования. Самое важное место среди этих факторов занимает социально-экономическая и политическая нестабильность, которая стала причиной серьезных психологических проблем, возникших у различных групп населения России. К сожалению, дети подвергаются стрессам не меньше чем взрослые, попадая в экстремальные ситуации. Но последствия стресса у детей и подростков проявляются несколько иначе, чем у взрослых, так как еще идет развитие детской личности. У детей чаще всего стресс проявляется в невротических и эмоциональных расстройствах, нарушении поведения.
Анализ отечественных и зарубежных ученых позволил определить стресс, как сложное эмоциональное состояние, при котором обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Значение стресса в жизнедеятельности человека и его основные стадии впервые описал канадский психолог Г. Селье.
Современный ребенок нуждается в освоении умения справляться со стрессовыми состояниями, обусловленными различными причинами, в том числе экстремальными ситуациями. Факторами детского стресса считаются: Внешкольными: страх не соответствовать амбициям родителей; соперничество с другими детьми; перегрузку внешкольными занятиями; страх перед будущим. Школьными: адаптационные трудности в 1-м, 5-м, 10-м классах и в случаях перехода в новую школу; перегруженность школьных программ; нехватка времени; «школьное соревнование»; проблема детей-изгоев; ситуации проверки знаний, в т. ч. экзамены.
Поэтому, если ребенок не будет, испытывая стресс, учиться преодолевать его, он не будет развиваться. Известно, что преодоление препятствий является эффективным стимулом развития. Однако умение справляться с негативными последствиями стресса не появится у детей само по себе. Его необходимо развивать целенаправленно. Более того, если этим не заниматься, стресс будет постоянно разрушать детскую психику. Поэтому основная задача взрослых организовать работы по развитию стрессоустойчивости среди детей и подростков.
Таким
образом, результаты исследования
продемонстрировали многообразие
стрессовых переживаний у первоклассников.
На примере детей «без стресса»,
у которых не обнаружено выраженных
стрессовых ситуаций, отмечается
«благополучная» (адаптивная) структура
переживаний, имеющая минимальное
количество стрессовых параметров.
Мы предполагаем, что в данной
группе детей стресс представлен
в «компенсированном» виде,
что достигается сложным взаимодействием
различных компонентов переживания,
которые носят адаптивный характер.
Структура переживания у
детей «со школьным стрессом»
имеет более выраженный стрессовых
характер (имеет больше стрессовых
признаков), по сравнению с
детьми «без стресса». Однако
эта структура тоже может
быть оценена как имеющая
адаптивный характер в силу
ведущей роли «благополучной»
поведенческой и когнитивной составляющих
переживания. Дети с «осложненным
стрессом» имеют иную структуру переживания.
Эмоциональная и телесная составляющие
переживания отличаются наибольшим
числом стрессовых признаков.
Поведенческая составляющая имеет
адаптивный характер, а когнитивная
составляющая играет двоякую
роль: оказывает позитивное влияние
на конструктивность поведения
и одновременно способствует
большей чувствительности детей
к стрессу, формируя их более
высокий уровень рефлексии переживаний
стрессовых событий. Итак, эмпирическая
часть работы подтвердила гипотезу
исследования: Поступление детей
в школу и период адаптации
к ней является одним из
наиболее сложных и важных
этапов в жизни ребенка, который
может создать особую стрессовую
ситуацию для него.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1 Аллиев Х.М. Метод Ключ в борьбе со стрессом [Текст] /Хасай Аллиев; отв. Ред. Ж. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
2 Аракелов Г. Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей //Вестник Московского университета. Сер. 14. – 2004. - № 2. –С. 3 – 20.
3 Белла О. Метаморфоза стресса //Знание – сила. – 2004. - № 4.
–С. 34 – 38.
4 Бодров В. Проблема преодоления стресса: ч. 3 //Психологический журнал. – Т. 27. - № 3. –С. 106 – 116.
5 Большой толковый психологический словарь /Дебер Артур. Том 2. (П – Я) пер. с англ. –М.: Вече, АСТ, 2000. – 560 с.
6 Брайт Д., Джонс Ф. Сресс. Теории, исследования, мифы /Д. Брайт,
Ф. Джонс. – 2-е изд. междун. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.
– 352 с.
7 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989. – 197 с.
8 Джордж М. Что такое стресс и как с ним совладать //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. - № 1.
–С. 65 – 71.
9 Ефремов К. Режим «атаки или бегства» //Знание – сила. – 2004. - № 4. –С. 21 – 26.
10 Жизель Ж. Детский стресс и его причины /пер. с фр. Ю.С. Евтушенкова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 192 с.
11 Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: [учеб. пособие для студ. вузов] /Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. –М.: Академия, 2004. – 283 с.
12. Иржанова Л.С. Победи стресс! [Текст]: тренинг на позитивное мышление /Лидия Иржанова; отв. ред. О. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 249 с.
13 Котенев И.О. Пострессовые состояния как управленческая проблема в коллективах с повышенной степенью профессионального риска //Мир психологии. – 1998. № 3. – С. 6 – 10.
14 Крушельницкая О., Третьякова М. Школьный стресс //Народное образование. – 2001. - № 6. –С. 121 – 124.
15 Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. - № 3. –С. 23 – 27.
16 Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред.
Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – 575 с.
17 Психология. Словарь /Под ред. П.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. исправ. и доп. –М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
18 Психология: учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.а. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
19 Психологическая энциклопедия. -2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.
20 Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; науч. – исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
21 Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 440 с.
22 Родионов В.А. Прививка от стресса. Методические рекомендации по профилактике негативных последствий воздействия стресса на детей. /В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, К.Р. Ступницкая; худож. А.А. Селиванов.
– Ярославль: Академия развития, 2006. – 272 с.
23 Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Антисресс //Школьный психолог. – 2005. - № 20. –С. 6 – 8.
24 Родионов В. «Антистрессовый» классный час //Школьный психолог. – 2006. - № 8. –С. 8 – 10.
25 Родионов В.А. Программы здоровья в России и за рубежом
//Педагогическое образование и наука. – 2001. - № 4. –С. 34 – 40.
26 Селье Г. Стресс без дистресса. – М., Просвещение, 1979. – 365 с.
27 Сиротюк А. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. –С.76 – 85.
28 Соедин С. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья //Мир психологии. – 2002. - № 4. –С. 235 – 245.
29 Станкин М. О стрессе надо знать //Физическая культура в школе.
– 2000. - № 4. –С. 72 – 76.
30 Судаков К., Юматов Е. Стресс – бич современности //Вестник высшей школы. – 1991. - № 5. –С. 49 – 51.
31 Толпегин А. Стресс: и друг, и враг //Физкультура и спорт. – 2000. - № 4. –С. 12 – 14.
32 Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. -2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 537 с.
33
Щербатых Ю.В. Психология стресса
и методы коррекции: учебное пособие
/Ю.В. Щербатых. – М.; СПб: Питер, 2006.
– 255 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Опросник
школьной тревожности Филлипса
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Информация о работе Стресс и его влияние на развитие личноти